00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Семейные традиции

Разделы: Начальная школа


Модуль: Основы светской этики.

Цель: углубить представления учащихся о соблюдении добрых семейных традиций.

Прогнозируемые результаты.

Предметные: учащиеся углубят свои представления о семейных традициях, у них появится интерес к традициям своей семьи.

Метапредметные:

  • Личностные: умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности и формирование традиций своей семьи, проявлять заботу, уважение и внимание к членам своей семьи, формировать адекватную, позитивную самооценку.
  • Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности Умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
  • Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других,
  • Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Тип урока: изучение нового

Виды деятельности: беседа, работа в группах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  • для учителя - ноутбук, презентация в программе PowerPoint
  • для учащихся - сигнальные огни, конвертики с заданиями для самостоятельной работы в группах, сердечки, рисунки, картинки на тему “Семья”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель. Включение детей в учебную деятельность.

2. Определение темы урока.

Цель. Подведение детей к теме урока.

Любят тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты внучка,
За, то, что ты сын,
За то, что ты дочка,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

- Что является опорой в жизни каждого человека? (семья)

Если не скажут, то предложить ребус 7я

- Определите тему урока.

Ученик. Семья.

- Что можем еще узнать о семье? (ответы детей)

Учитель. Тема урока. Семья. Семейные традиции. (слайд)

3. Актуализация знаний

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала.

Учитель. Что такое семья?

Ученик. (примерные ответы) Семья - это дом, в котором живёт человек со своими близкими людьми: мамой, папой, братьями, сёстрами. “Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят”. “Семья – это родные друг другу люди”. “Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

“Семья – группа живущих вместе близких родственников”.

Учитель. Что такое родословная?

Ученик. Последовательный перечень поколений людей одного рода со сведениями о каждом из них.

Учитель. Что такое род?

Ученик. Род - это ряд поколений, происходящих от одного предка.

Учитель. Мы с вами начали выполнять проект “Моя родословная”.

(1 ученик рассказывает о своей семье, используй презентацию)

Учитель. Как понимаете слово фамилия?

Ученик. Фамилия - это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям.

Учитель. Расскажите о значении вашей фамилии.

(несколько человек расскажут о происхождении и значении своей фамилии)

Учитель. Что нужно сделать, чтобы сохранить и упрочить семью?

(по 1 правилу от каждой группы)

Ученик. Соблюдать следующие правила:

  • строить отношения в семье на доверии и взаимопомощи;
  • уметь поделиться своими бедами и радостями с членами семьи;
  • чувствовать рядом родного человека, не причинять ему боли;
  • задумываться над вопросом: что я сделал хорошего для родителей, чем им помог?;
  • уважать старость, дарить членам семьи поддержку и радость.

Вывод: не забывайте о том, что пройдет время - и ты вырастешь, станешь взрослым. Твои дети будут обходиться с тобой точно так же, как ты сейчас обращаешься со своими родителями.

Учитель. А какие праздники, посвященные семье, знаете?

15 мая - Международный День семьи (отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН)

8 июля День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года.

4. Работа по теме.

Цель. Ознакомить учащихся с семейными традициями.

(работа в группах)

Учитель. О семье написано много произведений: сказки, рассказы, стихотворения. Но самым кратким и ярким являются пословицы. Обсудите в группе смысл пословицы. (слайд)

Пословицы для обсуждения: (в группах)

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Не красна изба углами, красна пирогами.
  • Не нужен клад, когда в семье лад.
  • Не будет скуки, когда заняты руки.
  • Дом вести - не бородой трясти.

(в группах, за каждый правильный ответ - жетон) Закончите пословицу о семье:

  • Где любовь да совет, там и горя ... (нет)
  • Где мир и лад, не нужен и ... (клад)
  • Лучший клад, когда в семье ... (лад)
  • В своём доме и стены ... (помогают)
  • В семье разлад, так и дому ... (не рад)
  • Доброе братство лучше ... (богатства)
  • Вся семья вместе, ... (так и душа на месте)
  • Чем богаты:.(тем и рады)
  • На стариках семья ...(держится)
  • В семье и каша...( гуще)

5. Физминутка. Цель. Профилактика утомления.

Минутки тишины

Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Давайте все вместе постараемся почувствовать, как они расцветают. Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него... (включается музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд) А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах в наших сердцах.

6. Поразмышляем вместе. Практическая работа.

Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, расширение кругозора учащихся, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища

Учитель. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

В каждой семье существуют разные традиции. Как вы думаете, что такое традиции семьи?

Ученик. Традиции семьи - это обычаи, передаваемые членами семьи из поколения в поколение.

Учитель. Каждая семья может создавать свои традиции, для этого нужно знать, кто из членов семьи что любит. Одним нравится вязать, лепить и рисовать, другим читать и вкусно готовить. В кругу семьи можно договориться на день рождения, кроме основного подарка, подарить ещё вещицы, сделанные своими руками. Кто-то может устраивать совместный семейный отдых на природе или по вечерам играть в какие-то игры. А в какой-то семье может быть традицией - совместная уборка квартиры или собирать старые фотографии, заботиться о престарелых родителях.

Учитель. У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте, о каких традициях семьи говорится в них.

(дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали)

Текст для 1 группы

Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли
С гостеприимством достархана (по словарю - угощение, блюдо из различных восточных сладостей)
В казане бешбармак кипит (бешбармак - название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).
Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бешбармак,
Баранья голова дымится...
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится!
(М.Курманалин)

(Традиция встречи гостя, почему вы так думаете?)

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

(Традиция - совместный отдых, почему вы так думаете?)

Текст для 3 группы

Отрывок из детского сочинения

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

(Традиция совместной уборки, распределение работы в семье, почему вы так думаете?)

Текст для 4 группы

Отрывок из детского сочинения

В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

(Традиция - забота друг о друг, почему вы так думаете?)

Задание для 5 группы.

Отрывок из детского сочинения

Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским Днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта. К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме, бабушке и тёте багульник.

(Традиция - забота друг о друге, почему так думаете?)

Проверка.

Учитель. На доске вы видите несколько ваших рисунков на тему “Дом”. А что самое главное в доме? (ответы детей)

Послушайте стихотворение.

А дом заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. Твоим теплом.

– О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, это любовь к Дому своему.

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? (традиция любви и взаимопонимания в семье)

Учитель. А какие традиции есть в ваших семьях?

Учитель. Ребята, есть еще одна традиция, называется Родительское благословение. (с исп. презентации 1 ученик рассказывает о родительском благословении, в конце выступления рассказывает притчу о силе креста)

Притча о селе креста

Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы. Поезда прошли, и девушки увидели трёх бесов, споривших между собой. “Ты что её под поезд не толкнул?” – говорят двое третьему. Тот отвечает: “Не мог: на ней крестик. А ты свою почему не погубил? Она же без креста”. “Да, на ней креста нет, но когда выходила из дома, она осенила себя крестным знамением, и я тоже ничего не мог сделать”. И третьего беса спросили: “Ну а ты чего зевал? Она же у тебя совсем неверующая!” “Так-то оно так, да её мать перекрестила на дорогу и сказала: “Иди с Богом”. Тут я бессилен: материнское благословение не имею права нарушать, потому что оно от Бога”.

Учитель. Для чего нужны семейные традиции?

(Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей; чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной).

Физминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть брат, братишки - хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки поднимите руки вверх.

- кто похож на папу? Присядьте
- кто похож на маму? Наклон вперед
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Похлопайте
- в чьей семье занимаются спортом? Подпрыгните
- у кого нет секретов от родителей? Руки подняли вверх
- к кому приходят друзья в гости? Наклон вперед
- кто помогает родителям по дому? Похлопайте
- кто любит свою семью, дорожит ей! Подпрыгните высоко

- А кто богат родственниками, у кого их много подпрыгните высоко, чтобы все видели какие вы богатые.

Творческая деятельность. Цель – проверить усвоение материала.

Работа в группах. Каждая группа создает коллаж на определенную семейную традицию (на столах - 2 скрепленных листа А4, клей, по 5 - 6 рисунков о семье, 1 - 2 из которых, не относятся к семье)

Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии, не забудьте написать, о какой традиции семьи вы составили коллаж.

(защита работ)

7. Закрепление.

Цель. Закрепление знаний учащихся по изучению нового материала.

Учитель. Посмотрите на слайд. Традиций много, в каждой семье они свои. Некоторые семейные традиции вы назвали, а что еще входит в традиции? Прочитайте ещё несколько традиций (слайд).

  • Любовь, взаимоуважение, дружба
  • Забота друг о друге
  • Совместный отдых
  • Гостеприимство
  • Совместные праздники
  • Совместные увлечения
  • Трудолюбие.
  • Исполнение семейных обязанностей.
  • Память о своих предках.
  • Уважение к старшим

Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.

Учитель. Проверка. Назовите, какую традицию вы посчитали главной для себя.

(В это время звучит песня “Моя семья).

ВЫВОД: Главными традициями любой семьи являются любовь, верность и взаимопонимание.

8. Итог урока.

Цель. соотнесение цели урока и его результатов.

Наш урок подходит к концу. Назовите тему урока.

- Что такое традиция?

- О каких традициях семьи узнали?

- Для чего нужны традиции в семье?

(Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей. Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Традиции помогают узнать историю семьи, понять, где её истоки).

- Кто создаёт традиции в семье?

- Зависит ли создание традиций в семье и от вас? Какие?

9. Рефлексия.

Цель. Оценка учащимися собственной учебной деятельности.

А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить урок. Для этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который соответствует вашему мнению об уроке.

Зелёный цвет

Я получил новые знания, показал свои. Понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке мне было комфортно.

Жёлтый цвет.

Урок в определенной степени был полезен для меня. Я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красный цвет.

На уроке я не всегда понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. На уроке мне было спокойно.

Посчитаем, что у нас получилось.

Больше всего карточек .............. цвета.

Значит урок состоялся

10. Домашнее задание.

Написать в тетрадях о традициях своей семьи.

Урок заканчивается чтением стихотворения:

1 Семья – это счастье, любовь и удача, 
2 Семья – это летом поездки на дачу. 
3 Семья – это праздник, семейные даты, 
4 Подарки, покупки, приятные траты. 
5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
6 Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
7 Семья – это труд, друг о друге забота, 
1 Семья – это много домашней работы. 
2 Семья – это важно! 
3 Семья – это сложно! 
4 Но счастливо жить одному невозможно! 
5 Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
6 Обиды, и ссоры подальше гоните, 
7 Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Хором: Какая хорошая Ваша семья!

Учитель. На этом мы заканчиваем урок. Спасибо за работу.

Интернет-ресурсы.