СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

Разделы: История и обществознание


Форма проведения: нетрадиционная форма урока с использованием компьютерных технологий, технологии «Шесть шляп мышления», приёмов: составление кластера, синквейна, диаграммы и пр.

Тип урока: повторительно-обобщающий, итоговый урок.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить, систематизировать и обобщить знания об изученном периоде.
  • Развивающая – закрепить навыки и умения:
  • работать в группах;
  • работать с историческим документом;
  • собирать, анализировать и обобщать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • применять новейшие приёмы работы на уроке;
  • развивать коммуникативные способности;
  •  выражать свои взгляды на проблему
  • Воспитательная:
  • формировать гражданско-общественную позицию по данному периоду;
  • воспитывать уважение к истории своей Родины.

ТСО: доска, компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Примеры результатов деятельности учащихся

Время

Примечания

I. Организационный момент Учитель приветствует учащихся и ставит перед ними цель на урок: «Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»   1' На доске отзывы современников о Н.С.Хрущёве
(Приложение 2)
Учитель включает презентацию (Приложение 1, слайд № 2
II. Актуализация опорных знаний по пройденной теме. Контрольное тестирование Учитель раздаёт учащимся тесты по вариантам (Приложение 3) Учащиеся выполняют тестовые задания (ключ к тесту см. Приложение 4) 10'  
III. Применение знаний, умений и навыков. Групповая работа 24'  
1. Организация групповой деятельности учащихся Учитель: «Прошу класс разбиться на 6 групп и надеть шляпы того цвета, которые предложат вам члены экспертной комиссии» Учащиеся заранее знают о форме проведения урока, поэтому дисциплинированно выполняют поручение. (лучше, если шляпы будут у всех учеников, их можно сделать из бумаги. Как вариант, можно использовать шляпы в виде эмблем) Группы формируются примерно по 3-4 человека.
Ещё три ученика, наиболее хорошо усвоившие тему, входят в состав экспертной комиссии, которая будет вместе с Учителем анализировать работу групп и подводить итоги в виде устных и письменных оценок
«Прошу внимание на экран. Каждой группе предлагается выполнить задание» Один из членов экспертной комиссии: «На задание отводится 12 минут. На выступление групп –
12 минут, по 2 минуты на представление итогов вашей работы».
Другой член экспертной комиссии: «Через три минуты на экране появятся критерии оценивания выступления групп».
Третий член экспертной комиссии: «Вы должны были провести социальный опрос среди населения. Капитаны, сдайте, пожалуйста, результаты капитану «Красной шляпы»
Слайд № 3
2. Работа в группах После того, как участники групп прочитали и осознали свои задания, учитель включает слайд № 4 Члены экспертной комиссии контролируют процесс работы в группах, отвечают на вопросы, требующие уточнения Слайд № 4
3. Выступление «Шляп»   «Красная шляпа»:

Также учащиеся представляют отзывы людей, родившихся в 50-60-е гг. и 70-90-е гг. XX в. в виде диаграмм.

    «Черная шляпа»:  «По итогам правления Хрущёва мы выделили следующие проблемы…Например, в документе ….сказано, что…, на самом деле …».   Учащиеся используют фрагменты следующих  документов:
1. Стенографический отчет XX съезда КПСС 14-25 февраля 1956 года;
2. Стенографический отчет внеочередного XXI съезда Коммунистической Партии Советского Союза 27 января – 5 февраля 1959 года;
3. Стенографический отчет XXII съезда Коммунистической Партии Советского Союза 17-31 октября 1961 года.
(Приложение  5)
    «Желтая шляпа»:

    «Белая шляпа»:

    «Зеленая шляпа»

  Учитель включает слайд № 5 «Синяя шляпа»: «Эпоха Хрущёва была весьма противоречивой. Выступления «Шляп» это доказали. Очевидно, что наравне с положительными моментами, такими, как … обнаружилось и много проблем, в частности … Об этом говорили такие известные люди, как … Например …
IV. Составление синквейна Учитель предлагает подвести итог в виде составления синквейна.

Затем учитель предлагает сверить полученный результат с примером, составленным членами экспертной комиссии.

Учащиеся предлагают свои варианты. Члены экспертной комиссии записывают результаты на доске. 5' Слайд № 6

 

Слайды № 7, 8

V. Подведение итогов. Выставление оценок   Члены экспертной комиссии вместе с Учителем подводят итоги выступления групп, одновременно комментируя и выставляя оценки в таблицу, используя слайд № 3 5'  

Список литературы:

1. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. – М.: ВАКО, 2012.
2. Захарова Е.Н., Татур А.О., Фадеева Д.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
3. Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. – М.: Просвещение, 2002.
4. Саплина Е.В., Безносов А.Э. ЕГЭ по истории и обществознанию. Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
5. Симонова Е.В. Тесты по истории России. – М.: Экзамен, 2011.

14.01.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306