Урал: проблемы и перспективы развития

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


А.И. Алексеев География. Учебник для 9 класса. (Полярная звезда). М.: Просвещение, 2009

Задачи:

  • Создать условия для понимания и обобщения учащимися проблем развития Урала и самостоятельного формулирования путей их решения.
  • Развивать умения анализировать ситуацию на основе информации из различных источников, представленную в различном виде.
  • Развивать навыки коммуникации через работу с информацией и в парах.
  • Способствовать формированию у учащихся ощущения личностной включенности в проблемы развития отдельных регионов и страны в целом, возможности нахождения конструктивных решений существующих проблем.

Оснащение урока: авторская презентация, рабочий лист ученика, задания для творческих пар.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Мы завершаем изучение Уральского экономического района, одного из ведущих в экономике страны. Сегодня нам предстоит подвести итог работы, обобщив наши знания, рассмотрев основные проблемы региона, их специфику, подумать над перспективами развития.

Все результаты работы вы сможете зафиксировать в рабочем листе. По ходу работы, выступлений учеников, вы сможете заносить необходимую вам информацию, важную для вашего понимания обсуждаемых вопросов, в рабочий лист.

Учащиеся знакомятся с рабочим листом, определяют в нем “пространства” для самостоятельных записей, подписывают рабочий лист.

Рабочий лист ученика (прилож. 1).

В работе нам будет необходима помощь двух творческих групп, которым предстоит проанализировать дополнительную информацию, ответить на проблемные вопросы.

Учителем предлагается двум ученикам войти в состав творческих пар, при этом второго участника пары каждый из них выберет себе самостоятельно. При этом реализуется важное условие работы в паре - возможность выбора партнера по работе, что обеспечивает комфортность и продуктивность сотрудничества.

Индивидуальное задание получает ученик ...

Творческие пары объединяются для выполнения задания. Ученик, получивший индивидуальное задание, приступает к его выполнению.

Задания для творческих пар (прилож. 2).

Задание для индивидуальной работы (прилож. 3).

2. Актуализация знаний.

Учитель: А мы все приступим к выполнению исследовательской аналитической работы.

Задание.

В рабочем листе (на его обратной стороне) даны описания экономических районов России. Описания представлены в виде заданий В-12 из материалов для проведения ЕГЭ.

Вам предлагается внимательно прочитать, а затем определить, о каком районе идет речь. Записать ответ, выделить в тексте ключевые моменты, черты, по которым вы определили район.

Ожидаемый результат:

1. Умение анализировать большой массив информации, выделять ключевую, необходимую для ответа.

2. Умение устанавливать внутритемные и межтемные связи.

3. Умения вести доказательство (прямое и от противного).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Учитель ведет наблюдение за работой учеников, оказывает консультативную поддержку.

Проверка выполнения задания:

1. Устное монологическое высказывание учеников с аргументацией.

2. Фронтальная беседа с уточняющими вопросами и дополнениями.

Ожидаемый результат:

1. Опыт составления развернутого монологического высказывания.

2. Умение работать с устной речью; навыков коммуникации.

Учитель:

Выполнение данного задания позволило вспомнить, актуализировать главные особенности района.

Задача: Занесите полученную по результатам обсуждения информацию в рабочий лист.

Учащиеся заполняют часть рабочего листа “Отрасли специализации и факторы размещения”.

В ходе выполнения задания учащиеся могут взаимодействовать друг с другом (получение поддержки, консультации, согласование результатов).

Ожидаемый результат:

1. Умение переформулировать информацию, переводить ее из одного вида в другой, излагать в сжатой форме.

3. Основной этап урока.

Учитель: Работа выполнена. На основе исходных данных сформулируйте проблемы развития Урала в различных сферах, возникающие вследствие особенностей экономического развития района.

Задача: На основе информации раздела “Отрасли специализации и факторы размещения” сформулировать проблемы Урала.

Ожидаемый результат:

1. Умение достраивать информацию на основе базовых знаний с привлечением дополнительных знаний и информации.

2. Представление знаний, полученных в ходе изучения темы.

Учащиеся работают с рабочим листом, формулируют проблемы, вызванные развитием промышленности (отраслей специализации).

Учитель ведет наблюдение за работой учеников, оказывает консультативную поддержку.

Учитель: Расширить и детализировать ваши представления о проблемах Урала помогут результаты работы творческой пары № 1.

Творческая пара №1 представляет результаты своей работы.

По ходу ее выступления учащиеся класса делают дополнительные записи в своих рабочих листах.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора учащихся.

2. Умение обобщать информацию до тезиса, вывода.

3. Опыт составления развернутого монологического устного выступления.

Учитель: Какую проблему вы сумели сформулировать дополнительно на основе сообщения творческой пары?

Устное обсуждение.

Учитель:

Раздел “Проблемы района” вы сможете расширить благодаря работе с дополнительным материалом рабочего листа (обратная сторона листа).

Задача: Познакомьтесь с предложенной информацией, обобщите ее до формулирования проблемы в форме тезиса.

Ожидаемый результат:

1. Умение сворачивать информацию, излагать в сжатой форме.

2. Расширение кругозора.

Учащиеся работают с дополнительной информацией, фиксируют в рабочем листе установленные проблемы, уточняют выявленные ранее.

Учитель ведет наблюдение за работой учеников, оказывает консультативную поддержку.

Учитель:

Какую проблему благодаря дополнительной информации вам удалось детализировать, уточнить?

Устное обсуждение. Учащиеся представляют результаты своей работы, дают дополнительные пояснения по запросам одноклассников.

Учитель:

Проблемы, существующие в районе, связаны не только с развитием промышленности и затрагивают не только сферу экономического развития, они связаны и с социальной сферой.

Каковы проблемы городов Урала? Чем они вызваны?

Творческая пара №2 представляет результаты своей работы.

По ходу ее выступления учащиеся класса делают дополнительные записи в своих рабочих листах.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора учащихся.

2. Умение обобщать информацию до тезиса, вывода.

3. Опыт составления развернутого монологического устного выступления.

Учитель: Проблемы требуют решения. Без этого невозможно дальнейшее развитие района. Каковы пути решения проблем Урала?

Задача: Предложить пути решения проблем Урала, опираясь на “собранную” в рабочем листе информацию.

Ожидаемый результат:

1. Умение формулировать собственное умозаключение на основе полученной информации.

2. Умения синтезировать информацию для решения поставленной задачи.

Учитель:

Давайте обсудим результаты вашей работы. Какие предложения по решению проблем Урала вы выдвигаете?

Устное обсуждение.

Учитель:

Только ли с развитием отраслей специализации Урала связаны перспективы развития? Вы предложили различные способы решения. Однако есть и еще ресурсы. Например, перспективы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры.

Представление результатов индивидуальной работы.

Обсуждение представленной информации и сделанных выводов. (Развитие транспортного кластера, услуг логистики, складских терминалов и др.).

Ожидаемый результат:

1. Опыт формулирования авторского высказывания и устного выступления.

Учитель:

В течение урока вы работали с проблемами Урала, рассматривали перспективы развития данного района.

Задача: По итогам своей работы и на основе сложившегося понимания ситуации, сформулируйте вывод.

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

Ожидаемый результат:

1. Умение обобщать информацию, сворачивать до краткого заключения.

2. Умение письменной коммуникации.

Устное обсуждение.

Заслушиваются 2-3 вывода, представляемые по желанию учащихся.

4. Контроль знаний по теме.

Учащиеся выполняют тест. Осуществляют самопроверку по ключу (ключ представлен на слайде). Оценивают выполнение теста по критериям.

Тест (прилож.4).

5. Рефлексия.

Учащиеся заполняют лист рефлексии.

Лист рефлексии (прилож.5).

Рабочие листы учащиеся сдают учителю на проверку.