Конспект урока по литературе на тему "Особенности композиции баллады В.А. Жуковского "Лесной царь". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока.

Образовательная – вспомнить сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского и дополнить их; представить картины, изображенные в балладе Жуковского “Лесной царь” (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть.

Воспитательная – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова.

Развивающая – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра баллады, размера стиха, определения рифмы; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Методы.

  1. Слово учителя с использованием компьютерных слайдов.
  2. Работа с программой “Уроки Кирилла и Мефодия”. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
  3. Анализ лирического текста.
  4. Работа с карточками по теории (роды и жанры литературы, баллада).
  5. Беседа.
  6. Устное словесное рисование.
  7. Обобщение.

План урока

  1. Эпиграф к уроку. Слово учителя о Жуковском (с использованием компьютерной программы). Презентация.
  2. Работа с теорией литературы. Жанр баллады. Карточки.
  3. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание баллады в исполнении чтеца.
  4. Объяснение непонятных слов и выражений.
  5. Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.
  6. Анализ лирического произведения.
  7. Беседа о прочитанном.
  8. Выводы.
  9. Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).

Цель урока

Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Подробно мы проанализируем балладу “Лесной царь” и выясним, каковы композиционные особенности этого произведения.

Ранее мы уже встречались с творчеством Жуковского, в 5 классе: мы узнали о шутливом состязании между Пушкиным и Жуковским в написании сказок, читали сказку “Спящая царевна” и балладу “Кубок”.

Слово учителя о жизни и творчестве В.А. Жуковского

Композиционные особенности баллады В.А.Жуковского
“Лесной царь”

В.А. Жуковский – большой и оригинальный поэт,
открывший новый век в отечественной литературе.
В.Я. Коровин

“В.А. Жуковский – большой и оригинальный поэт,
открывший новый век в отечественной литературе”
,
- говорил В.И. Коровин

- Как вы понимаете эпиграф?

- Что вам известно о жизни В.А. Жуковского?

Поэт родился в 1783 году от богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. Судьба незаконнорожденного ребенка была незавидной. Чтобы обеспечить его общественное положение, Бунин приказал своему родственнику, обедневшему дворянину Андрею Жуковскому, жившему в их доме, усыновить мальчика. Поэт уверовал в доброту жизни и воспитывал себя в духе гуманизма. Забывая о себе, Жуковский заступался за гонимого Пушкина, Герцена, содействовал выкупу на волю Шевченко. Пушкин в одном из писем восторженно восклицал: “Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще”!

Перу Жуковского принадлежат баллады “Светлана”, “Людмила”, “Эолова арфа”, “Кубок”, “Ивиковы журавли” и др.

Василий Андреевич Жуковский - выдающийся русский поэт, он является основоположником жанра баллады в России. Ему принадлежат не только оригинальные "русские" баллады, но и талантливые переводы зарубежной классики, например, "Лесной царь". Эта баллада написана в 1818 году и является вольным переводом баллады Гете “Король эльфов”.

Johann Wolfgang Goethe "Erlkoenig"

И. Гете "Лесной царь"
(на немецком языке)

Wer reitet so spaet durch Nacht und Wind?
Es ist der Vater mit seinem Kind;
Er hat den Knaben wohl in dem Arm,
Er fasst ihn sicher, er haelt ihn warm.

Жуковсий отступил от подлинника, однако, его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым.

Марина Цветаева в своем исследовании “Два “Лесных царя” писала: “Вещи равновеликие. Лучше перевести “Лесного царя”, чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой “Лесной царь”. Русский “Лесной царь” - из хрестоматии и страшных детских снов”.

Сам поэт признается в письме к Гоголю: “У меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое”.

Работа с текстом

Прослушивание текста баллады (чтец).

- Почему фоном к чтению этой баллады выбрана такая музыка?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Попробуем и мы теперь прочитать балладу наизусть.

- Мы прочитали балладу. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточка)

- Как вы понимаете, что такое баллада? (Поможет ответить на вопрос обращение к карточке-повторению).

Карточка-повторение

Роды литературы:

эпос (эпические произведения),

лирика (лирические произведения),

лироэпика (лироэпические произведения),

драма (драматические произведения).

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

Жанры лирики: стихотворения.

Жанры лироэпики: поэма, баллада.

Жанры драмы: пьесы, сценки.

Баллада как жанр возникла в Средние века во Франции и была хороводной песней. Представляет собой лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом.

Балладалироэпическое произведение, чаще всего необычного, легендарно-исторического, фантастического характера. Как правило, литературная баллада включает в себя пейзажный зачин и пейзажную концовку и строится на основе диалога – открытого (явного) или скрытого (монолог, обращенный к молчащему собеседнику). Литературные баллады подразделяются на исторические, семейные, фантастические (страшные) и др.

Образцами литературной баллады могут служить баллады В.А.Жуковского, баллады А.С.Пушкина “Жених” и “Песнь о вещем Олеге”.

- Каково построение произведения, то есть его композиция? (Чтение по ролям)

- Можем ли мы сказать точно о происходящем – сон это или явь? Что представляется обыденным, а что фантастическим в этой балладе?

- Какая атмосфера создана в произведении? Какое впечатление оставляет баллада? (Остается тайна, загадка)

- Каково отношение Лесного царя к младенцу?

- Почему отец не видит Лесного царя?

- Каковы черты баллады в “Лесном царе”?

Черты баллады:

  • фантастические образы лесного царя и его дочерей;
  • диалогическая композиция;
  • повторы;
  • разделение повествования на два мира: видимый и невидимый, сон и явь, реальность и фантазия;
  • большое количество эпитетов.

(Хладная мгла, цветы бирюзовы, жемчужны струи, ветлы седые, ездок оробелый.)

- Каков размер стиха? (Тренажер на компьютерной программе)

Выводы

В балладе "Лесной царь" мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему. Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу. С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве - дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В своих переводах Жуковский выступает как подлинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося свои мысли и чувства в произведение. Можно сказать, что Жуковский сочинял баллады на заданную тему. Вспомним его слова: "...Переводчик в стихах - соперник". Не стоит забывать, что многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, это еще раз подчеркивает его талант и роль в русской литературе.

Домашнее задание

  1. Выучить теоретический материал на карточке.
  2. Выучить балладу В.А.Жуковского “Лесной царь” наизусть.