Урок окружающего мира "Берегись автомобиля!"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: урок-КВН.

Программа: «Школа России».

Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2.

Цели:

  • расширить и систематизировать знания обучающихся о дорожных знаках и сигналах светофора;
  • учить безопасному поведению на улицах и дорогах; учить работать в группах.

Оборудование: конверт с письмом, карточки – задания, дорожные знаки, расчёска, зубная щётка,   кусочек ваты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Ребята, пока вы были на перемене, мне принесли большой конверт, давайте прочитаем, откуда он. «Ученикам 2 класса от жителей города Здоровейска». Давайте откроем и прочитаем его. 

«Здравствуйте, дорогие второклассники! Пишут Вам жители города Здоровейска. Мы узнали, что Вы недавно изучали тему «Если хочешь быть здоров…». Как приятно узнать, что есть дети, которые заботятся о своём здоровье. Мы надеемся, что Вы не забыли правила сохранения здоровья, о которых говорили на уроке, и используете их в жизни. А чтобы это проверить  предлагаем Вам следующие вопросы и задания.

С уважением жители города Здоровейска»

Четверо обучающихся работают индивидуально, остальные с учителем.

1. «Режим дня».

1. Рассмотри рисунки, расскажи о том, что такое режим дня?
2. Как ты его выполняешь?

2.  «Личная гигиена».

1. Рассмотри рисунки, назови предметы, предназначенные для личного пользования и всем членам семьи.
2. Назови правила личной гигиены.

3.  «Уход за зубами»

1. Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?
2. Назови правила ухода за зубами.
3. Покажи, как правильно чистить зубы, используя для этого расческу («зубы»), зубную щётку и кусочек ваты («остатки пищи»).

4.  «Правильное питание»

1. Что такое «Правильное питание»?
2. Какая должна быть пища?
3. Рассмотри рисунок, назови продукты растительного происхождения и животного происхождения.

5. «Здравоохранение» (для класса)

1. Назовите учреждения здравоохранения.
2. Назовите специальности врачей, объясните, чем занимается каждый из них.
3. Перечислите признаки простуды.
4. Что вызывает грипп? Что такое эпидемия гриппа?
5. Перечислите признаки гриппа.
6. Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом?
7. Почему может заболеть живот? Как предупредить боли в животе?

III. Основная часть (КВН)

– Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история» (читает ученик наизусть).

Движеньем полон город – бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
Но кто при красном свете шагает напрямик?
А это мальчик Петя – хвастун и озорник.
Волнуются шофёры, во все гудки гудят,
Колёса и моторы остановить хотят.
Свернул водитель круто, вспотел как никогда:
Ещё одна минута – случилась бы беда.

– О чём говорится в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история»? (Причина происшествия – незнание или несоблюдение мальчиком правил безопасности движения.)
– Что такое правила дорожного движения, и для чего они нужны?
– О правилах дорожного движения мы с вами говорили в 1 классе, и сегодня продолжим разговор о них. Пройдёт наш урок необычно – в виде игры КВН. В конкурсе весёлых и находчивых участвуют три команды.

1.  Конкурс «Представление команд»

– Каждая команда выбрала себе название, придумала эмблему и девиз. Давайте послушаем команды.  (Большие эмблемы вывешиваются на доску, под ними записываются полученные баллы)

2. Конкурс «Разминка»

Каждой команде загадывается загадки, за каждую правильно отгаданную – 1 балл.

1. Не автобус, не трамвай.
Не нуждается в бензине, хоть колёса на резине.

2. Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся, по дороге он несётся.

3. Чтобы я тебя повёз, мне не нужно есть овёс:
Накорми меня бензином, на копыта дай резины,
И поднявши вихрем пыль, побежит…

4. Незнакомец краснокожий с ярко – жёлтой полосой,
На автобус чуть похожий, на троллейбус чуть похожий –
Кто – же всё же он такой?

5. Загудел глазастый жук, обогнул зеленый луг.
У дороги смял ковыль и ушёл, оставив пыль.

6. Сам не едет, не идёт, а педали пустишь в ход – он помчит тебя вперёд.

7. Что за чудо этот дом – окна светлые кругом,
Носит обувь на резине и питается бензином.

8. Многолюден, шумен, молод под землёй грохочет город.
А дома с народом тут вдоль по улице бегут.

9. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.

– А теперь вопросы для всех команд:

– Какие команды помогают убирать улицу?
– Какие специальные машины вы знаете?

3. Конкурс «Светофор»

– Начинаем разговор про трёхглазый … (светофор)
– Скажите, почему светофор называется светофором?
– Слово «светофор» состоит из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» – свет, «фор» – от греческого «форос», что означает «несущий», «носитель». Всё вместе «несущий свет» или «носитель света».
– Светофор и верно несёт свет, причем трёх разных цветов. Каких?
– Почему для светофора были выбраны три цвета: красный, жёлтый и зелёный?
Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём и ночью, даже в тумане. Зелёный виден хуже. Но зато его нельзя спутать с красным.
Первый светофор поставили сначала на железной дороге, а потом в 1868 году в столице Англии, городе Лондоне, его установили на дороге. У первого светофора было два сигнала – зелёный и красный. Сигналы светофора меняли вручную. В начале ХХ века появились трёхцветные электрические светофоры.
Светофор помогает пешеходам и водителям, Он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать.
– Люди делят светофоры на два вида: транспортные и пешеходные. Подпишите на карточках, как называются светофоры каждой группы.
– Вспомните, что означают сигналы светофора. С помощью фломастеров на первом светофоре «зажгите» сигнал «Стойте», на втором – «Внимание», на третьем «Идите» или «Движение разрешено».
– На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком – «Идите»? Подпишите название сигнала под каждым пешеходным светофором. (5 баллов за выполнение, проверка у доски, выходят по одному представителю от команды)

4. Конкурс «Знаешь ли ты дорожные знаки»

– Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки. Каждая команда получает по два знака. После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так назван, где его можно увидеть на дороге. Вам даётся 2 минуты (по 3 балла за знак).

5. Конкурс «Составь правило дорожного движения»

– В этом конкурсе мы выясним, насколько вы внимательны и сообразительны, как хорошо вы умеете делать выводы. Откройте учебник на с. 12. Дома вы составляли правила дорожного движения по рисунку. Обсудите в команде все составленные правила, выберите, кто будет отвечать. За каждое правило получаете 2 балла. (Представители команд выходит к доске)

6. Конкурс «Школа пешехода»

– В этом конкурсе проверим, насколько хорошо вы умеете рассказывать о правилах дорожного движения. Вам надо прочитать и пересказать текст учебника по вопросам. На каждый вопрос отвечает один участник. Максимальное количество баллов – 5.

1. Прочитайте текст «О ступеньках под землёй и полосатой «зебре».

1. Для чего предназначена мостовая? Как нужно её переходить?
2. Почему пешеходный переход называется зеброй? Для чего нужны полоски?
3. Как быть, если поблизости нет «зебры»?
4. Что такое подземный переход?
5. Можно ли переходить улицу по мостовой, если рядом есть подземный переход.

2. Прочитайте текст «Посмотри налево, посмотри направо».

1. Как нужно переходить улицу, если поблизости нет «зебры» или подземного перехода? Что нужно сделать сначала?
2. В какую сторону нужно посмотреть, стоя на тротуаре? Почему именно в эту сторону?
3. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины дороги? Почему именно в эту сторону?
4. Если ты не успел перейти дорогу, а приближается машина. Что нужно делать?
5. Что за островок рисуют белой краской на переходе через широкую улицу?

3. Прочитайте текст «Не играй в прятки с водителем».

1. Если вдоль тротуара посажены деревья и кустарники, можно ли неожиданно выскакивать на дорогу и бежать через улицу? Почему?
2. Как нужно выходить на дорогу с бульвара или из сквера?
3. Можно ли переходить дорогу рядом со стоящей машиной? Почему?
4. Где нужно обходить троллейбус или автобус, когда они стоят на остановке, – спереди или сзади? Почему?

7. Конкурс «Блиц-турнир»

– Придумайте вопросы о том, чему сегодня вы научились на уроке, и задайте их друг другу. За грамотно составленный вопрос команда получает 1 балл, за правильный ответ также 1 балл.

IV. Заключительная часть

– Ребята! Все правила составляют закон улиц и дорог, и называется он «Правила дорожного движения». Этот закон – строгий. Он не прощает нарушений ни со стороны пешеходов, ни со стороны водителей. И в то же время этот закон очень добрый, потому что охраняет людей от страшных несчастий – он бережет их жизнь.

–  Подведём итоги нашей игры.

V. Домашнее задание

1. Учебник стр. 12-17.
2. Найти и выучить стихотворения о правилах дорожного движения.