Программа летнего профильного лагеря с дневным пребыванием для одаренных детей

Разделы: Внеклассная работа


Информационный паспорт программы городского профильного лагеря для одаренных детей

Наименование:  Городской профильный лагерь  для одаренных детей дневного пребывания  «Муравьишка» при школе №1344.
Цель проекта: Апробация профильного лагеря  и организация  работы с учащимися с одновременным решением задач образования и воспитания.
Тип лагеря: Пришкольный профильный лагерь с дневным пребыванием  для одаренных детей.
Количество участников программы: Отряд учащихся 10–14 лет (30 человек).
Сроки реализации программы Программа реализуется  с 2007 года. В 2011 году в течение лагерной смены  с 01.06.2011 по 24.06.2011 (17 раб. дней).
Кадровое обеспечение: С отрядом постоянно работают  семеро взрослых: начальник лагеря, воспитатель, физрук, уборщица, медицинский работник и два сотрудника столовой.
Финансовое обеспечение программы: Программа финансируется из бюджетных средств.
Опыт деятельности:  ГОУ СОШ №1344 имеет опыт реализации  программ пришкольных профильных и оздоровительных  лагерей. В 2006 году отмечен высокий уровень организации пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко». Так же педагогический коллектив прводит профильные смены в лагерях для подростков в г. Великий Устюг с 2006 года по настоящее время. С 2008 года школа организует выездные профильные экспедиции по регионам России.  Педагоги школы проводят занятия в международных профильных лагерях в рамках международных программ для подростков. В ГОУ СОШ №1344 накоплен опыт работы с детьми в летний каникулярный период.
Летний период — это не только подготовка к новому учебному году, но и прежде всего продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности школ и учреждений дополнительного образования. Педагоги постоянно ищут наиболее эффективные формы организации деятельности учащихся в каникулы.
Во время пришкольного лагеря подростки овладевают разнообразными научными методами исследований, изучают культурные, исторические памятники, укрепляют здоровье, осваивают различные навыки.
С педагогической точки зрения важно, что работы проводятся учащимися 10–14 лет. Они посильны и интересны детям, да ещё и полезны для здоровья. Совместный труд и развлечения оказывают хорошее воспитательное действие: ребята начинают лучше относиться друг к другу, становятся более мотивированными, ловкими и находчивыми. Новые знания, полученные в экскурсионно-практических  программах столичных ВУЗов усиливают интерес к приобретению новых  знаний и расширению кругозора учащихся. 
Миссия лагеря: Создание условий для развития компетентностей учащихся через экологическое образование, включающее в себя: экологическое обучение и экологическое воспитание.
Создание условий для формирования у детей системного экологического мировоззрения в сфере охраны окружающей среды, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них.
Цель лагеря: Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание безопасного и эмоционального поля, способствующего формированию жизненных навыков, системы ценностей, установок на здоровый образ жизни; развитие потребности и стремления к самореализации и развитию творческого потенциала детей.
Задачи лагеря: Образовательные:
– овладение разнообразными научными методами исследований для решения той или иной экологической проблемы;
– формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
– интеллектуальное развитие и укрепление связей общеобразовательного учреждения с высшими учебными заведениями;
– получение конкретного научного результата, в том числе защита мини-проектов участников лагеря по результатам экскурсий, занятий, посещений ВУЗов;
Воспитательные:
– создание условий  по формированию национального самосознания, любви к малой родине, осознанию социальной значимости проводимой работы;
– формирование у детей  осознанного бережного отношения к окружающей среде;
– всестороннее эмоциональное, физическое развитие;
– воспитание культуры поведения;
– адаптация подростков к новой среде, новому коллективу;
– формирование навыков санитарно-гигиенической культуры, оздоровления организма
Участники: В отряд принимаются учащиеся  школы с 10-14 лет (медицинская справка и заявление родителей обязательны).
Место  и условия проведения лагеря: Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам лагерь с дневным пребыванием организуется на базе общеобразовательного учреждения ГОУ СОШ с углубленным изучением биологии и химии №1344 с пребыванием детей до 15 часов и организацией двухразового питания. Для участников лагеря выделяют комнаты отдыха для проведения содержательного досуга,  помещения для проведения кружков, спортивный зал, спортплощадка, компьютерный кабинет, актовый зал, медицинский кабинет и изолятор.
Психолого-педагогическое сопровождение в лагере:  Для того чтобы создать в коллективе благоприятный психологический климат и условия для развития творческой индивидуальности, проводится анкетирование:
  • в организационный период — узнать ожидания и привлекательные виды деятельности, умения и интересы;
  • в основной период — для организации и корректировки работы;
  • в заключительный период — понять, насколько реализованы ожидания детей, проанализировать результаты педагогического труда
Основное содержание деятельности Образовательный блок

Комплексные экскурсии; обобщение, систематизация, оформление исследовательского материала  на лабораторных практикумах в ВУЗах и познавательных занятиях в музеях. Поездки в естественнонаучные музеи Москвы. Посещение ВУЗов.  Просмотр фильмов экологического содержания. Занимательные занятия в помещении школы.

Оздоровительный блок

Физическая зарядка, игры на свежем  воздухе; практические экскурсии в «Аптекарский огород», в эко-центр «Кузьминки-Люблино» , в  «МИТХТ».

Посещение бассейна во Дворце пионеров и школьников им. А.П. Гайдара и т.д. Спортивные мероприятия включают различные виды спортивных игр:

  • спортивные эстафеты;
  • игра в футбол, пионербол, в снайпер;
  • малые олимпийские игры;
  • фитнес-аэробика;
  • «Веселые старты»

Заботясь о профилактике травматизма, руководство лагеря тщательно подбирает оборудование, проводит инструктаж педагогов и воспитанников.

Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей.

Трудовой блок

Уход за декоративными растениями и миксбордерами1 на пришкольном участке, практические экскурсии, субботник «Все на борьбу с Дядюшкой Мусором!»

Досуговый  блок

Педагоги в течение всей смены решают задачи адаптации детей  к новой среде, новому коллективу; всестороннего развития их творческой индивидуальности; воспитания культуры поведения.

День насыщен  досуговыми делами:

  • организуются творческие мастерские: оформительская и игровая;
  • проводятся традиционные дела смены: день знакомств «Здравствуй, наш лагерь», открытие лагеря , проведение  разнообразных экскурсий, день закрытия лагеря, проведение развлекательных мероприятий «А ну-ка, девочки!», танцевальный кружок «Ритм», посещение школьных музеев и т.д., конкурсы рисунков: «Мы против наркотиков», «Дети мира против войны», «По произведениям А.С. Пушкина», экологической тематики и т. д.

Закрытие — это ритуал, вызывающий стремление вернуться.

____________________________________

1Миксбордер или смешанный бордюр – особый вид оформления цветника или цветочной ленты на газоне вытянутой формы, возле здания или вдоль садовой дорожки.

Кадровое обеспечение Важно понимать, что от  педагогов, работающих в лагере, зависит идея, организация лагеря, планируемая программа.
Главные организаторы:
– начальник лагеря  Манафова З.Г. — планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность его работы;
– воспитатель Шелипова С. В.— организуют воспитательную работу в лагере, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность её участников;
– научный руководитель  Федотова Е. А.— сопровождение  выполнения научной программы лагеря;
–заместитель  дир. по воспитательной работе  Вартиайнен А.С. – организационное и методическое  сопровождение лагеря;
Педагоги школы:
Учителя школы по разным предметам (математики, географии, истории, информатики, английского языка, физкультуры и т.д.), которые обеспечивали разнообразие программы  лагеря.
Кроме того, с детьми работали: школьный психолог, учителя доп. образования. Пришкольный лагерь организован в тесном контакте с муниципальным учреждением «Истоки»(запланировано проведение нескольких мероприятий).
– медицинский работник — проводит предварительный и постоянные осмотры детей, оказывает  при необходимости медицинскую помощь.

Пояснительная записка

Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Посещая школьный лагерь дневного пребывания, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни он находится в кругу семьи. Для родителей важен ещё и тот факт, что педагоги являются работниками школы, в которой учится их ребенок и им хорошо знакомы, поэтому мамы и папы спокойны за своих детей.

Разработка программы организации летней занятости обучающихся в школьном лагере дневного пребывания на 2011 год вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
  • работой по укреплению здоровья учащихся и формированию у них потребности здорового образа жизни;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.

Программа школьного лагеря дневного пребывания является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания, нацелена на поддержку одарённых детей.  По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 10 до 14 лет.

Программа  разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации и развитию творческого потенциала.

Пребывание здесь для каждого ребенка– время развития ключевых компетентностей,  получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. 

Девиз лагеря:

«Твори! Дерзай! Чтобы в мире стало лучше!
Твори! Дерзай для будущих времен!
Твори сегодня, завтра и ...навеки!
Чтоб озарить весь мир добром и красотой!»

Цель программы: организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание безопасного и эмоционального поля, способствующего формированию жизненных навыков, системы ценностей, установок на здоровый образ жизни; развитие потребности и стремления к самореализации и развитию творческого потенциала

Основные  задачи программы:

– проведение работы с одарёнными детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
– создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью;
– развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей;
– расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;
– формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры;
– привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения;
– создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей;
– обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений;
– создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки;
– профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период.

Ожидаемые результаты реализации Программы летнего профильного лагеря с дневным пребыванием для одаренных детей «Муравьишка»

– Укрепление здоровья детей.
– Социализация детей.
– Потребность в стремлении к самореализации и развитию личного творческого потенциала.
– После прохождения программы лагеря будут ребята, которые смогут определиться в теме своей привязанности и после проведения лагеря объединяться в группы по интересам, каждая из которых подготовит работу (мини-проект) по своему направлению.
– Улучшение социально-психологического климата в лагере.
– Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
– Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
– Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
– Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.
– Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического  и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Система организации контроля над исполнением программы:

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе школы.

Принципы реализации Программы:

Все мероприятия в лагере основываются на:

– управлении образо-гуманизации отношений;
– массовости  и добровольности участия в делах лагеря;
– развития творчества и самодеятельности;
– социально значимой направленности деятельности;
– единства оздоровительной и воспитательной работы;
– взаимосвязи с семьёй и окружающего социума;
– учёта половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
– построения  отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности.

Условия реализации:

1. Лагерь организуется на базе ГОУ СОШ №1344. Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, медицинский кабинет, компьютерные кабинеты).
2. Кадровые условия: начальник лагеря отдыха; воспитатель; физрук; руководители кружков; медицинский работник; обслуживающий персонал.
3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
– начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
– сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
– воспитатель отряда проводит инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

Приложение