Экологическая сказка "Теремок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский сад “Хрусталик” расположен в живописном уголке нашего города: рядом лес, поле, протекает река “Ольховка”. Есть все условия для знакомства детей с растительным и животным миром, для формирования основ экологического мировоззрения и культуры, бережного отношения к природе. В экологическом воспитании детей применяем различные методы и приёмы. Одним из них является театрализованная деятельность, которая способствует приобщению воспитывающих взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность; повышению эстетического уровня детей и взрослых. К театрализованной деятельности привлекаем и родителей, так как, хорошие результаты достигаются только общими усилиями, ведь взрослые являются примером для детей. Основная цель такой работы – формирование представлений об экологии, способствовать желанию беречь родную природу. По ходу данного мероприятия решались такие задачи: воспитание у детей чуткого отношения ко всему живому, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие познавательных интересов и наблюдательности. Перед взрослыми была поставлена проблема, как лучше преподнести эти знания детям и в какой форме. В рамках подготовки к театрализованной деятельности решили привлечь детей через разучивание стихов и песен, экологические и дидактические игры, этюды, труд в природе (посильная помощь на клумбе, в огороде, на экологической тропе).

Предметно развивающая среда:

  • Теремок из крупных модулей, заборчик, скамейка, стол, стульчики, посуда, веник, красочный силуэт теремка.
  • Лес – силуэты деревьев, пеньки, цветы (одуванчики, первоцветы), птицы на деревьях, мусор на поляне.
  • Дидактическая игра “Сортировка семян”, “Собери мусор”.
  • Костюмы для всех персонажей.
  • Каждому ребёнку колокольчики и ложки.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение сказок “Теремок”, “Репка”, “Заячья избушка”, “Рукавичка”, “Кто сказал мяу?”.
  • Драматизация сказок, настольный и пальчиковый театр, театр на фланелеграфе.
  • Беседы на экологическую тему “Зачем беречь природу?”, “Весна в жизни лесных зверей”. Наблюдения “Почему Ольховка грязная?”. Экологический десант “Чистая природа”. Опыты, экспериментирования с водой, с природными материалами.
  • Зимой совместная подкормка птиц. Весной и летом посильная помощь по уходу за цветником, деревьями.
  • Ознакомление с пословицами и поговорками о природе, животном и растительном мире. Рассматривание энциклопедий.
  • Использование моделей эколого-систематических групп. Моделирование рассказа “Хотела галка пить” Толстого.
  • Заучивание стихов, игры-импровизации, мини-этюды “Ежата”, “Берёзка”. Игры-путешествия: “Путешествие в лес”, “Путешествие на речку”. Дидактические игры “Сортировка семян”, “Выложи из семян по контуру”.

Предварительная работа с родителями:

  • Домашние задания: чтение детям рассказов о животном и растительном мире.
  • Рассматривание энциклопедий, телепередач о животном мире.
  • Личный пример родителей на природе, в саду, огороде. Наблюдения с детьми.
  • Подготовка костюмов для взрослых и детей.
  • Наглядная агитация: выпуск газеты “Ёлочка, живи!”, “Кто живёт в лесу?”. Консультации “Правила поведения в лесу”.
  • Репетиции (отдельно с каждым родителем).

Две бабушки сидят на скамейке (Учитель-дефектолог Альфира Аделевна – одета в башкирский национальный костюм. Воспитатель Зинфира Фахретдиновна в русском национальном костюме.) беседуют:

1 бабушка: - Весна на дворе. Снег весь уже растаял.

2 бабушка: - Теперь начнутся работы в огороде: и вскопать, и сажать, и сеять вовремя надо.

1 бабушка: - Детей пригласим, помогут. Наши дети не боятся работы.

2 бабушка: - Пока дети в огороде будут работать – будем с внуками сидеть. Сказки им рассказывать, песенки петь. Ты какие сказки знаешь-то?

1 бабушка: - Память уже не та. Надо вспомнить.

2 бабушка: - Помнишь сказку “Теремок”? Как она начинается?

1 бабушка:

- Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю мышка бежит
Остановилась и стучит.

Мышка (Воспитатель Гузель Ришатовна идёт с корзинкой):- Какой красивый теремок! (Осматривает со всех сторон). Вот бы в таком теремочке пожить! Постучусь-ка, я. Может, впустят меня? (Стучится).

- Никого не видно, никого не слышно. Буду здесь жить! (Начинает убираться в доме: подметать пол, мыть посуду, наводить порядок).

Вытаскивает мешок с семенами: - Бабушки, помогите, пожалуйста, перебирать семена. Скоро сеять пора. (Даёт им две посуды: для семян тыквы и подсолнуха).

2 бабушка: - Тяжёлую работу задала нам мышка. Но нужную. (Сортируют семена).

1 бабушка:

- Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю лягушки прыгают.

“Танец лягушат”. (Анюта и Полина с мамами в роли лягушек вместе танцуют.)

1 бабушка: - Увидели теремок и удивляются.

Лягушки – дети: – Какой красивый теремок! Кто же в теремочке живёт? Постучимся. (Стучатся).

Мышка: - Кто там?

Лягушки – дети: - Это мы – лягушки-квакушки. А ты кто?

Мышка: - Я – мышка - норушка.

Лягушки – дети: - Пусти нас к себе жить.

Мышка: - А что вы умеете делать?

Лягушки-дети: - Мы умеем воду носить, поливать. Но ещё следим, чтобы не загрязняли речку.

Мышка: - Заходите. С вместе вырастим хороший урожай.

1 бабушка: - Зашли лягушки – квакушки и стали они вместе жить.

Идут мимо зайчики и играют на ложках.

(Элина, Лера, Даша с мамами в костюмах зайцев).

“Игра на ложках”. (Приглашают всех детей.)

2 бабушка: - Увидели теремок, удивляются и спрашивают:

Зайцы – дети: - Какой красивый теремок!

- Кто же в теремочке живёт? Постучимся.

Мышка: - Кто там?

Зайчики-дети: - Это мы – зайчики - попрыгайчики.

- Пустите нас к себе жить.

Мышка: - А что вы умеете делать?

Зайчики-дети: - В огороде морковку сажать. Грядки полоть. А в лесу саженцы деревьев сажаем.

Мышка: - Нам такие работники нужны. Заходите!

2 бабушка: – Зашли зайчики и стали они вместе жить. Бегут мимо лисички-сестрички. (Лиза, Маргарита, Арина с мамами в костюмах лис).

Из-за деревьев появляются лисицы с лисятами. Лисица учит лисят охотиться:

- Если не хотите голодными остаться, вам надо научиться охотиться так, чтобы вас никто не услышал, мягко наступать, быть ловкими и слышать, что происходит вокруг.

Игра “Где звенит” (проводят мамы лисицы).

Лисица: - Друзья, как же хорошо в лесу! Давайте вместе споём песенку про весну

Песню поют все дети, сопровождая игрой на колокольчиках. “Весна пришла”.

2 бабушка: - Увидели теремок, удивляются и спрашивают:

- Какой красивый теремок!

- Кто же в теремочке живёт? Постучимся.

Мышка: - Кто там?

Лисички-дети: - Это мы – лисички-сестрички. Пустите нас к себе жить.

Мышка: - А что вы умеете делать?

Лисички-дети: - Умеем по дому хлопотать.

- Пока вы в огороде – будем вам блины печь, кашу варить.

- Ещё учим других правилам поведения в лесу.

Мышка: - Нам такие работники нужны. Заходите!

1 бабушка: – Зашли лисички-сестрички и стали они вместе жить. Бегут мимо волки. (Амир, Даниэль с мамами в костюмах волка.) Увидели теремок и обрадовались.

Дети-волчата: - Какой красивый теремок! Кто же в теремочке живёт? Давай, постучимся.

Мышка: - Кто там?

Лисички-дети: - Это мы - волки. Пустите нас к себе жить.

Мышка: - А что вы умеете делать?

Волчата: Мы – санитары леса, оберегаем лес, чтобы отдыхающие мусор за собой не оставляли, муравейники не разоряли, птиц не пугали.

- Послушайте, какие стихи знаем:

Стихи “Берегите лес”.

Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства! (Амир)

Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес! (Даниэль)

Стихи читают волчицы:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Мышка: - Это вы правильно говорите. Посмотрите, сколько мусора оставили люди!

Игра “Собери мусор”.

(Волчата надевают перчатки. Волчицы держат мешочки, а волчата убирают мусор.)

Мышка: - Посмотрите, как чисто стало. Заходите, будем друзьями.

2 бабушка: – Стали звери вместе дружно жить. Однажды слышат они … (слышится шум, треск веток в грамзаписи). Это идут медведи (Лёня, Рома с папами в костюмах медведей). Увидели теремок и удивились.

Медвежата: - Какой красивый теремок!

- Кто же в теремочке живёт? Постучимся!

Мышка: - Кто там?

Медведи: - Это мы – медведи косолапые. Пустите нас к себе жить.

Мышка: - А что вы умеете делать в огороде?

Медведи: - Мы же пчеловоды. Нам не нужен огород. (И полезли ломать дом).

Мышка: - Что натворили медведи! Где же будут жить звери? Друзья, встанем в круг и построим дом. “Песня о дружбе”.

(В это время папами ставится дом.)

Медведи: - Простите нас! Мы тоже хоти с вами дружить.

- Расставим в лесу ульи. Угостим вас мёдом.

1 бабушка: - Все звери жили дружно и весело, огород сажали, лес оберегали.

2 бабушка: - Всех приглашаем на чаепитие с мёдом, гостинцами.

Фото с занятия.

Использовали произведения:

  1. “С нами друг”. Г. Струве.
  2. “Весна пришла”. З. Роот.
  3. “Колокольчики звенят”. В. Моцарт.
  4. “Как у наших у ворот”. Русская народная мелодия, в обработке Т. Ломовой.
  5. “Танец лягушат”. М. Картушина.
  6. Музыкальные отрывки композиторов М. Раухвергера, И. Штрауса.