Урок ОРКСЭ по теме "Добро и зло"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с понятиями “добро” и “зло”, их лексическим значением и ролью в жизни человека,
- познакомить обучающихся с толковым словарём,
- обучать умению сопоставлять эти понятия с соответствующими поступками,
- прививать навыки доброжелательного отношения к членам общества.

Развивающие:

- развивать умение размышлять, сравнивать и анализировать,
- развивать творческое воображение,
- развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать такие нравственные качества как неприятие зла, доброжелательность и сопереживание.
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.

Задачи урока.

Образовательные:

- научить пользоваться толковым словарём,
- научить распознавать понятия “добро” и “зло”,
- научить сопоставлять эти понятия и различать их.
- научить различать “добрые” и “злые” намерения людей.

Развивающие:

- развивать мыслительные процессы,
- развивать воображение,
- развивать заинтересованность к данной теме.

Воспитательные

- воспитывать положительные нравственные качества,
- воспитывать умение уважать других.

Оборудование к уроку: персональные компьютерные устройства, подборка мультипликационных фильмов для просмотра на ПК: “Заюшкина избушка”, “Золушка”, “Морозко”, орфографические словари, малый резиновый мяч, авторская сказка в стихах написанная по мотивам сказки А. Погорельского “Чёрная курица или подземные жители”.

Методическое обеспечение: учебник “Основы религиозных культур и светской этики”, Москва, Просвещение, 2010 год (автор А. Я. Данилюк)

 Ход урока

1. Актуализация.- 2 мин.

Учитель: -Какие личностные качества человека вы знаете из ранее изученного материала?

Обучающиеся: Эти качества: доброжелательность, вежливость, завистливость и др.

- Самостоятельная работа (постановка проблемы ) – 8 мин.

Учитель предлагает обучающимся просмотреть на ПК фрагменты мультипликационных фильмов: “Заюшкина избушка”, “Золушка” и “Морозко”.

Учитель: - Как называются эти мультфильмы?

Какой одной темой они объединены? Выберите из списка предложенных на интерактивной доске:

- Трусость и храбрость

- Добро и зло

- Щедрость и жадность

Обучающиеся: - Это добро и зло.

Учитель: - Докажите свою точку зрения.

- Кто думает по-другому? Докажите.

2. Изучение новых понятий и способов действий. - 25-35 минут.

Учитель: Что в вашем понимании “добро” и “зло”?

Обучающиеся: Добро-хорошее отношение друг к другу, зло-плохое отношение.

Учитель: Найдите определения “добра” и “зла” в толковом словаре Ожегова.

Прочитайте.

(Учитель выносит определения на интерактивную доску.)

  • Добро - всё положительное, хорошее, полезное.
  • Зло – нечто дурное, вредное.

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Обучающиеся: Добро – это то ,что приносит другим людям пользу, а зло – это то, что приносит другим вред.

Учитель: - Если человек приносит пользу другим , то сам он испытывает удовольствие? Почему? А если вред, то ему самому хорошо? Почему?

Докажите при помощи сюжетов сказок , которые вы просмотрели в начале урока.

Обучающиеся:- Если человек делает добро другим, ему самому хорошо – его все любят, помогают. А если он совершает злой поступок, то с ним никто не общается. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает и вознаграждается.

Учитель: Получается, что мы совершаем добро ради награды? Докажите свою точку зрения.

Оучающиеся: - Нет, мы совершаем добрые поступки, чтобы сделать хорошо другим и себе.

Учитель: А что такое “добрый” и “злой” поступок?

Выясним с помощью игры.

3. Формирование умений и навыков.

Учитель делит обучающихся на две команды. Учащиеся первой команды придумывают жизненные ситуации, в которых проявляются добрые поступки людей, а учащиеся второй команды придумывают ситуации, в которых проявляются злые поступки. Учащиеся обеих команд по очереди рассказывают свои ситуации, а учащиеся противоположной команды дают к ним свои комментарии с точки зрения “добра” и “зла”.

В конце игры обучающиеся оценивают свою работу и работу соседней команды с помощью смайликов и объясняют свои действия.

Учитель:- А теперь выберите из человеческих качеств те, которые приносят добро и те , которые приносят зло. Объясните свой выбор.

1. Щедрость

2. Зависть

3. Трусость

4. Лживость

5. Храбрость

6. Правдивость

7. Ненависть

8. Чуткость

Учитель:- Но действительно ли нам самим становится хорошо, когда мы совершаем добрые поступки по отношению к другим?

Поиграем. Я бросаю вам мяч , поймавший рассказывает о совершённом им добром поступке и о своих чувствах в этот момент.

Учитель:- Какой же вывод мы можем сделать?

Обучающиеся: - Добрые поступки приносят хорошее себе и другим.

Учитель:- Как влияет добро и зло на жизнь человека?

Обучающиеся: - Добро приносит им хорошее настроение и много друзей, а зло всё плохое.

Учитель: - Почему у добрых людей много друзей, а у злых- нет?

Обучающиеся: Добрым все хотят помочь, так как они сами всем помогают, а злых боятся.

Учитель: сейчас я прочитаю вам сказку в стихах, а вы после его прослушивания скажете, какой поступок главного героя принёс ему и другим добро, а какой - зло.

Учитель читает обучающимся сказку в стихах (стихи авторские, автор Г. Н. Занкина).

***

Когда-то жил мальчик Алёша, он добрым и ласковым был
И разных зверюшек и птичек он очень жалел и любил.

Однажды на птичьем подворье он чёрную курицу спас
Её изловили проворно, хотели изжарить тотчас.

Алёша за птицу вступился, свободу он выкупил ей.
И отдал за жизнь этой птицы драгоценность бабули своей.

А курица та оказалась у короля гномов слугой.
В награду Алёше досталось посмотреть на жизнь под землёй.

Алёше король в благодарность подарил конопляно зерно,
С него взяв лишь самую малость - сдержать обещанье одно:

О гномах хранить свято тайну, иначе им будет беда.
Если кто узнает случайно, то гномы уйдут навсегда.

Зерно исполняло желания. Алёша решил пожелать,
Совсем не уча чтоб уроков всегда на отлично их знать.

Король покачал головою, но обещанье сдержал.
Алёша, не зная уроков, всегда их на пять отвечал.

И вскоре он стал горделивым, заносчивым стал хвастуном.
Поддался словам он красивым, забыв обещанье притом.

Про гномов он всем растрезвонил, и как у них там , под землёй.
Когда ж обещанье вдруг вспомнил, то позабыл он покой.

Со страхом ждал с гномом свиданья, а гном сказал, слов не тая:
Принёс ты нам боль и страданья- виною нескромность твоя.

Придётся нам вновь собираться отсюда в чужие края.
Все будут рыдать и бояться, им стала родной здесь земля.

Тебя, я, Алёша, прощаю и зла не держу на тебя,
Но, если ты мне обещаешь, что вскоре изменишь себя.

Что будешь ты снова , как прежде и станешь таким, как в тот час,
Когда на птичьем подворье ты чёрную курицу спас.

Гном после сих слов удалился и больше не сказал ничего.
Алёша на пол повалился, моля о прощенье его.

Будь и ты неподвластен порокам, подальше от них ты держись
Стал тот случай Алёше уроком, уроком на всю его жизнь.

Учитель: -На какую известную вам сказку похожа эта?

Обучающиеся: - На сказку А.Погорельского “Чёрная курица или подземные жители”.

Учитель: - О каких поступках главного героя я говорила перед чтением сказки?

Обучающиеся: - Первый поступок мальчика принёс ему и другим добро, а второй его поступок принёс зло ему и другим.

Учитель:- Был ли этот мальчик злым? Докажите ответ.

Обучающиеся:- Нет, он не был злым , зло другим и ему принесла его хвастливость.

Учитель: Значит отрицательные качества характера тоже могут принести другим и человеку зло.

Работа с учебником (стр.12 – 14)

Учитель читает статью ,обучающиеся отвечают на вопросы в конце статьи.

4. Домашнее задание. (Дифференцированное, по выбору учащихся).

- Найти рассказ, в котором поднимается тема “добра” и “зла”,

- Придумать ситуации из жизни на эту тему.

- Найти стихотворение на эту тему.

5. Итог урока.

Учитель: Какой вывод мы сделаем из сегодняшнего урока?

Обучающиеся:- Нужно постараться совершать добрые поступки, тогда будет хорошо и тебе, и другим, и избегать зла.

6. Оценка результатов.

Учитель: - Оцените свою работу с помощью смайликов.