"Мистический характер Возрождения в Германии". 11-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учитесь понимать все правильно. С теми, кто немного знает, но желает учиться, я охотно поделюсь своими знаниями. Но о высокомерных, которые приписывают себе знание всех вещей, считают себя лучшими и презирают всех остальных, я не забочусь…[3].
Введение 1513 года. Альбрехт Дюрер

Сценарный план урока:

  1. Альбрехт Дюрер
  2. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас»
  3. Диптих «Четыре апостола»

Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный
  2. Информационный
  3. Обобщение и систематизация
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – художник, график, золотых дел мастер.

Альбрехт Дюрер – математик и философ, оставивший нам научные трактаты, дневники и письма.

Альбрехт Дюрер – открытый и искренний человек, наделенный неутомимой жаждой научного познания, охотно делящийся своими открытиями с теми, кто желает учиться.

Альбрехт Дюрер – адепт так называемого мистического христианства, являющего собой сплав раннехристианских верований, алхимии, астрологии и науки, неустанно пытавшийся постичь Мистерии древности. [4].

Более четырех столетий прошло с тех пор, когда жил и творил этот неповторимый гений. Но, в который раз всматриваясь в его автопортреты, восхищаясь уникальными гравюрами мастера, имеющими сложный символический подтекст, решая геометрические задачи божественного титана, не устаешь удивляться многогранности таланта великого человека эпохи Возрождения.

Вопросы для обсуждения с учащимися

1. Какие характерные признаки новой эпохи воплощали в себе гении Возрождения?

неутолимая жажда научного познания, пристальное внимание к человеку и его внутреннему миру, реалистическое видение природы, интерес к классическому искусству и творческое развитие национальных традиций.

2. Как эти признаки могли преломиться в творчестве северного Леонардо да Винчи – Дюрере?

органическое слияние светского гуманизма и религиозного спиритуализма.

3. Главная причина формирования нового мировоззрения в Германии?

религиозная революция, борьба за преображение церкви – Реформация.

4. Какие причины спровоцировали Грандиозную крестьянскую войну и придали ей религиозную окраску?

раздробленность, яростное сопротивление рыцарей-феодалов централизации государства, поведение папской власти, тяжелое положение крестьян, тревожная духовная атмосфера, наполненная предчувствием конца света.

Дюрер с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве все характерные признаки новой эпохи. Его неслучайно называют северным Леонардо да Винчи – интерес к классическому искусству Италии и творческое развитие национальных традиций ярко преломились и мировоззрении и творчестве Дюрера. Вместе с тем, «он был очень религиозен, склонен к мистике и переживал страдания Христа с невероятной остротой, как свои собственные. Именно это позволило Дюреру отождествлять себя с «головой, покрытой кровью и ранами». [2].

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП

Объяснения учителя, сопровождающиеся показом слайдов презентации

Специфика Ренессанса в Германии определялась тем, что интерес к человеку его внутренней жизни, реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви – Реформацией. Реформация способствовала освобождению немецкой культуры от господства церковной идеологии, но в условиях Крестьянской войны, принявшей религиозную окраску, породила предчувствие конца света и веру в скорое пришествие Христа. Это находило выражение в идеях и образах мистического спиритуализма. Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей Германии. Апокалипсис – знаменитая серия из 15 гравюр на дереве, созданная Альбрехтом Дюрером после первого путешествия в Италию. Она иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова, и была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. И словно слышен отзвук молитвы, записанной Дюрером в дневнике: «О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя…».[3].Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году. «Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника» (1497-1498). Пророчества в Откровении Иоанна Богослова начинаются с появления четырех всадников на белом, рыжем, вороном и бледном конях, несущих людям гибель. На гравюре они возникают из густой тьмы, и стрелы небесных лучей показывают, что это – посланники неба. Натянута тетива лука у первого, меч второго готов разить. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Четвертый всадник – это сама Смерть – полуобнаженный старик с разорванном в крике ртом и горящими глазами. Он держит в руках вилы, которыми могильщики спихивали тела в яму во время эпидемий. Под копыта коней падают поверженные ужасом король, священник, крестьянин, горожанка. Это иллюстрация слов Откровения о том, что погибнут «и цари земные, и всякий раб, и всякий свободный». [1]. На гравюре «Трубный глас» (1497-1498) изображен момент снятия седьмой печати с Книги судеб. Каждый новый трубный звук семи Ангелов предвещает человечеству новые и страшные беды.

Задание для учащихся

Звуковые образы гравюр «Четыре всадника», «Трубный глас». [2].

Слайд №9 из презентации учителя

Попробуйте, воспроизвести звуки, которые «слышны» в гравюрах Дюрера (цокот копыт, шум крыльев, звуки трубы, разгул стихий) и подобрать им аналогии в звучании музыкальных инструментов.

Работа в группах. Коллективное оценивание работ групп.

О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев.

Подлинным прорывом в творчестве Дюрера и во всей ренессансной живописи Германии стало одно из самых глубоких произведений портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526). На левой доске в красном хитоне изображен апостол Иоанн, за ним – апостол Петр. На правой доске – в белом плаще апостол Павел, рядом с ним апостол Марк. В картине соединен античный идеал красоты с готической композицией и сакральным подтекстом. «Скульптурная пластика фигур и титанические образы апостолов не оставляют сомнений в том, что каждый из них – портрет реального человека эпохи Ренессанса…».[1].

О сохранении готической традиции свидетельствует: композиция (святые занимают всю поверхность и почти выдвинуты в пространство храма), отсутствие пейзажа или архитектурного фона, отстраненность образов великих и суровых мудрецов.

Сакральное звучание в традициях готики придает акцент на фигурах апостолов Иоанна и Павла, разместив их на переднем плане и выделив цветом, Дюрер выразил солидарность с Реформацией, поскольку Иоанн был любимым апостолом идеолога Реформации Мартина Лютера, а святой Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов.

Однако сам Дюрер утверждал, что апостолы олицетворяют всего лишь тип темперамента: Иоанн – меланхолика, Павел – холерика, Петр – флегматика, Марк – сангвиника. Такая идентификация напрямую вытекала из внешности каждого апостола и характера его деятельности. Но в любом случае речь идет о синтезе между обобщающим философским началом в оценке человечества и частными свойствами индивидуальной личности. «Достаточно взглянуть на усталое сосредоточенное лицо старика со лбом Сократа – апостола Петра или на горящий мятежным внутренним огнем взор апостола Павла, для того чтобы ощутить в этих величавых мудрецах яркие индивидуальности живых людей. И в то же время все четыре образа проникнуты одним высоким этическим началом, важнейшим для Дюрера, – силой человеческого разума, свободного и независимого». [5].

Задание для учащихся

Используя слайд 17 из презентации учителя, перенести карту-схему урока в тетрадь или составить свою.

Приложение 1. Карта-схема урока

3. ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Опорные моменты опроса-закрепления

  1. В Германии более, чем в других странах Севера, одной из главных причин формирования нового мировоззрения стала религиозная революция.
  2. Реформация определила и мощный сдвиг в культурной жизни, и ее двойственный характер.
  3. Ожидание антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость – все это в полной мере воплощено Дюрером в серии гравюр «Апокалипсис» на тему космических катастроф и грядущего Страшного суда.
  4. Органическое слияние идей светского гуманизма и религиозного спиритуализма ярко преломилось в творчестве А.Дюрера. Дюрер выражал экстатические видения в реальных образах, обладавших жизненной правдой.
  5. Диптих «Четыре апостола» можно интерпретировать как психологический портрет эпохи и отражение ее религиозной политики.

4. РЕФЛЕКСИЯ

* Вместе с учащимися:

  • выделяем главное в теме урока;
  • вспоминаем материал предыдущего урока о гротескно-карнавальном характере Возрождения в Нидерландах и сравниваем со спецификой Ренессанса в Германии;
  • подтверждаем различие в художественном идеале Севера и Юга;

* Учащиеся выполняют задание 1 из Приложения 2

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Урок 7. стр. 48-52

Творческое задание

Рассмотрите гравюру Дюрера « Меланхолия», обратите внимание на детали, которые имеет глубокий символический смысл, попытайтесь его найти. Ответ дайте в виде таблицы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс (базовый уровень). Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование / Л.Г.Емохонова Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма /Пер. с ранненововерхнемецкого Ц.Нессельштраус. 2-е изд., испр. – СПб.: Азбука, 2000.
  4. Браун Д. Утраченный символ [роман, пер. с англ.] / Дэн Браун. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  5. smallbay.ru/article/durer96.html

11.02.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306