Тем, кто не желает читать Маяковского

Разделы: Литература


Владимир Владимирович Маяковский… Читатели старшего поколения хорошо знают “агитатора, горлана, главаря” и сразу вспоминают:

Я всю свою
Звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс…

Партия и Ленин –
близнецы-братья, —
кто более
матери истории ценен?
Мы говорим Ленин,
подразумеваем – партия,
Мы говорим партия,
подразумеваем Ленин…

Читайте,
завидуйте,
Я –
гражданин
Советского Союза!

Школьники тоже вспоминают: “Знаем, знаем, что-то про широкие штанины и про паспорт. И еще все это непонятно и как-то коряво”.
Как преодолеть сложившиеся стереотипы? Как убедить, что Маяковский – талантливый поэт? Проникновенный лирик? Поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения? Мне кажется, разговор нужно повести по-другому. В мастерской. Обязательный элемент мастерской – осознание конфликта. В мастерской человек сам строит свой путь познания, а главное – переживает добытые знания.

1. Пишем слово “новояз” и подбираем к нему смысловые ассоциации. Получаем приблизительно следующее: новый язык, новое искусство, новое слово, новый мир, новое мышление, будущее.

Обязательное условие работы в мастерской – выступление всех участников. Учащиеся слушают своих одноклассников и записывают понравившиеся слова. Этот прием называется социализацией. Социализация проводится на каждом этапе мастерской.
Предлагаем выписать из следующих ниже высказываний ключевые слова.
Б. Л. Пастернак говорил об этом поэте: “…новизна времени была … в крови. Весь он был странен странностями эпохи. Он с детства был избалован будущим”.
М. И. Цветаева была убеждена, что “Маяковский – первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нем ничего”.
Получаем следующее: новизна времени, избалован будущим, новый человек, новый мир, первый, грядущий.
Итак, начало есть. Мы включились в творческий процесс и подготовились к восприятию нового слова.

2. Слушаем стихотворение “Ночь”. Просьба к учащимся – прислушаться к чувствам, которые возникнут у них во время чтения стихов.

Читаем несколько раз, а затем определяем, какие чувства у нас вызвало стихотворение или определяем свои впечатления.
Получаем, например: страх, ужас, пестрота, страдание, одиночество.
Учащиеся слушают своих одноклассников. Мы просим записывать понравившиеся слова и фразы, с тем чтобы использовать их в дальнейшей работе. Часто “Ночь” вызывает агрессию, чтобы преодолеть это чувство, нужно нарисовать стихотворение. Устраиваем выставку рисунков. Все представленные работы объясняются (это может сделать автор или кто-либо из участников мастерской).

3. Пишем слово “Нате!” и подбираем к нему ассоциации.
Получаем примерно: пощечина, удар, вызов, дайте, плевок, возьмите.

Слушаем стихотворение “Нате!”
Задание группам: определить основные образы стихотворения.
Получаем обычно: я, поэт, они, толпа.
После того, как свое мнение выскажут все группы, читаем стихотворение несколько раз, выписываем слова, определяющие названные образы. Получаем следующую запись:

Я, поэт,
бесценных слов и мот транжир,
бабочка поэтиного сердца,
грубый гунн, открыл
столько стихов-шкатулок,
захохочу и плюну.
обрюзгший жир, устрица, грязные,
они, толпа,
толпа озвереет, ощетинит лапки,
стоглавая вошь

4. Читаем отрывок из поэмы “Облако в штанах”:

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изидеваюсь, нахальный и едкий…
…Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежаннные как больница,
И женщины, истрепанные как пословица.
Получаем следующее:
Я, поэт
окровавленный сердца лоскут,
нахальный и едкий, в душе ни
одного седого волоса, красивый
двадцатидвухлетний.
они, толпа
размягченный мозг, выжиревший лакей
на засаленной кушетке,
чинная чиновница.

Проводим социализацию.

5. Манифест футуристов заключает этот этап работы.

Задание: выписать ключевые слова.

См.: “Пощечина общественному вкусу”

Весь собранный материал позволяет перейти к первому варианту сочинения “Слово о Владимире Маяковском”. Такая работа формирует навык письма, развивает воображение, дает эмоциональный всплеск. Сочинения получаются разные, некоторые ученики по-прежнему не воспринимают Маяковского, но многие отмечают необычные метафоры, яркие и точные эпитеты, более понятным становится мир поэта. Звучат все сочинения. Мы просим записать понравившиеся слова и фразы, они будут необходимы при создании второго варианта сочинения.

6. Читаем стихотворение “Скрипка и немножко нервно”. Обычно оно вызывает сильные чувства, поэтому мы записываем слова, выражающие эти чувства, а также понравившиеся слова.

Результат проведенной работы приблизительно такой: удивление, нежность, встреча родственных душ, любовь, открытие, я — хороший, враждебный человеку мир, мы ужасно похожи.
Высказываются все участники мастерской.

7. Аналогичная работа проводится со стихотворением “Хорошее отношение к лошадям”.

8. Последняя работа — второй вариант сочинения, теперь оно называется “Для тех, кто не желает читать Маяковского”.

Происходит то, что французские методисты называют разрывом: в работах появляется совсем другой Маяковский.

“Иначе говоря, бабочка поэтиного сердца прикрывается броней, скрывается от грязной толпы. И чтобы не обидели, не посмеялись, нужно ударить первому, нужно оскорбить самому. Мир страшный и враждебный человеку и поэту, но есть те, кто нуждается в защите. Те, кого он может спасти”.
«А собственно говоря, почему вы не желаете его читать? Маяковский скучный? Однообразный? Унылый? Не соглашусь ни с одной характеристикой! Или вам не нравится его эмоциональность и жесткая реалистичность? Это дело вкуса. Не буду навязывать свое мнение, но так прямо и открыто не писал до него никто. Интересно знать именно его взгляд на базовые вещи, интересующие всех поэтов. Взять хотя бы призыв «сбросить с корабля современности» классиков русской литературы! Маяковский очень разный: грубый, нежный, откровенный, ранимый… Именно таких поэтов интересно читать».

9. Работа в мастерской заканчивается рефлексией, которая позволяет оценить итоги собственного труда, обменяться мнениями, определить свое отношение к поэту.

Приложение 1