Дистанционное обучение при организации работы учащихся над коллективным творческим проектом

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Технологии дистанционного обучения ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, созданием проекта.

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.

3. Организация работы учащихся.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

5. Работа над проектом.

6. Подведение итогов, оформление результатов.

7. Презентация проекта.

Рассмотрим технологию дистанционного обучения для организации работы учащихся над коллективным творческим проектом на примере создания проекта “Детская площадка”.

Для создания единой образовательной среды для работы над проектом необходимо выбрать интернет-ресурс, позволяющий объединить участников творческой группы в единое интернет-сообщество. Для реализации данного проекта был выбран Google.

Этап работы над проектом Цель и задачи данного этапа Формулировка задания для учащихся Организация дистанционного взаимодействия Результат
Организационный Познакомить с сервисом Google. Научить использовать возможности электронной почты. Зарегистрироваться  на сервисе Google, создать там почтовый ящик. С этого почтового ящика послать письмо на адрес куратора проекта (учителя) и получить в ответном письме первое задание. Через электронную почту mail.google.com Освоение учащимися возможностей электронной почты.

Рис.1

Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта. Объединить участников творческой группы в единое интернет-сообщество. Совместно разработать план работы над проектом. Принять приглашение в сообщество “Проект”, на Google+. Поделиться в данном сообществе своим планом работы над проектом. Через общение в сообществе “Проект” в Google+. Совместная разработка плана работы над проектом.

Рис.2

Организация работы учащихся. Познакомить с возможностями ресурса Google для создания единой информационной среды, облегчающей участникам совместную работу. Получить доступ к Google-документу: “Задания для учащихся к проекту “Детская площадка”. Своевременно следить за обновлением этих заданий. Через электронную почту mail.google.com.

Через общение в сообществе “Проект” в Google+.

Через сервис Google-Диск.

Публикация плана работы над проектом в виде Google-документа “Задания для учащихся к проекту “Детская площадка” с настройкой доступа к нему для участников проекта.

Рис.3

Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Научить создавать единый продукт, используя возможности каждого члена группы и общую информационную среду.  Получить по электронной почте “Анкету к проекту “Детская площадка”. Скачать и распечатать 10 анкет. Проанкетировать на улице 10 человек.  Занести данные опроса в таблицу “Социологический опрос для проекта”. Доступ к данному документу предоставлен вам в аккаунте Google.

Сфотографировать 5 детских площадок, находящихся рядом с вашим домом. Указать адреса этих площадок. Выложить фотографии в указанном интернет-фотоальбоме.

Через различные возможности, предоставляемые ресурсом Google, а также другими интернет-ресурсами, позволяющими создавать “облачные” фотоальбомы с настраиваемым доступом к ним. Публикация документа “Рейтинг участников проекта “Детская площадка” ” с настройкой доступа к нему для участников проекта.

Рис.4

Публикация совместно созданного участниками группы документа “Итоги социологического опроса для проекта”

Рис.5

Публикация совместного фотоальбома “Детские площадки”

Рис.6

Работа над проектом. Научить создавать единый продукт, используя возможности каждого члена группы, общую информационную среду и возможности ресурса Google. Получить доступ к карте “Детские площадки микрорайона школы №176”.

Обозначить на карте 5 детских площадок. Алгоритм работы с картой смотреть на сайте  учителя (Презентация №1). Прикрепить к точке фотографии этой площадки. Если площадка уже обозначена, другой соавтор карты не может ставить метку  в этом же месте.

Используя данные карты и результатов социологического опроса жителей микрорайона, подобрать место для постройки детской площадки по своему проекту.

Через различные возможности, предоставляемые ресурсом Google, через персональный сайт учителя, через электронную почту. Создание участниками проектного продукта “Карта детских площадок микрорайона школы №176”

Рис.7.

Создание собственных дизайн-проектов детских площадок.

Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10.

Подведение итогов, оформление результатов. Научить анализировать проделанную работу, подводить ее итоги. Описать работу над проектом в Google-документе “Статья творческой группы”. Часть статьи, которую нужно дописать выделена тем же цветом, что и ваша фамилия. Разноцветные строки дописывает каждый член творческой группы, не повторяя предложения тех, кто написал раньше.  Доступ к статье будет предоставлен в вашем аккаунте Google. Через сервис Google-Диск. Публикация совместно созданного участниками группы Google-документа “Статья творческой группы”

Рис.11

Презентация проекта. Научить публично представлять свой проект, обосновывать его актуальность. Написать письмо-обращение к депутатам муниципального округа с предложением построить площадку по вашему дизайн-проекту. Текст выложить в сообществе “Проект” для обсуждения членами творческой группы. Выбрать лучшее письмо. Отправить его депутатам муниципального округа. Через общение в сообществе “Проект” в Google+, через электронную почту. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления для решения дальнейшей судьбы созданного проекта.

Рис.12.

Источники.

  1. https://www.google.ru/
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://dl.nw.ru/theories/technologies/index.shtml