Интеграция библиотеки и школы как фактор развития личности учащихся

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели.

  1. Показать деятельностный характер ФГОС, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
  2. Определение школьной библиотеки как важнейшего компонента учебного и воспитательного процесса.
  3. Познакомить с одним из важнейших методических направлений в процессе воспитания личности общества XXI века – интеграцией библиотеки и школы.

Презентация

(Слайд 2) Д.С.Лихачёв, которого считают моральным авторитетом не только в России, но и во всём мире, сказал: “Библиотекари! Вы – главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъёма нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы – библиотекари”.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения школьная библиотека рассматривается как важнейший компонент учебного и воспитательного процесса.

(Слайд 3) Наша библиотека - структурное подразделение МБОУ “РСОШ им. В.С.Воронина” п. Ревда Ловозерского района. Мы имеем книгохранилище S =51,5 кв. м и читальный зал S = 38,3 кв.м. После объединения трёх школ книжный фонд составляет 29 068 экземпляров, учебников - 11 977 экз. В школе 678 учеников, 91 сотрудник (48 человек – учителя). В читальном зале есть компьютер, телевизор, видеомагнитофон, DVD – плеер, мультимедийная установка. В библиотеке 610 дисков, преимущественно методических.

Вся материально-техническая база активно используется и помогает интеграции школы и библиотеки. Интеграция происходит буквально по всем направлениям (образовательным, воспитательным) работы школы. Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса.

(Слайд 4) Одним из главных направлений в работе школьных библиотек в условиях ФГОС является обеспечение выполнения основных общеобразовательных программ, прежде всего учебниками. Совместно с администрацией школы, руководителями школьных методических объединений, учителями мы занимаемся комплектованием учебного фонда, соответствующего ФГОСам. Проводится большая, скрупулёзная работа по заказу учебников. В результате наша начальная школа, обучение в которой ведётся по учебно-методическому комплекту “Школа России”, на 100% обеспечена учебниками по новым стандартам. Даже экспериментальный, 3А класс, обеспечен полностью. Особое внимание проверяющие органы обращают на учебники по изобразительному искусству, технологии, музыке и физкультуре. Но и здесь у нас в начальной школе всё в порядке, учебники по данным предметам заложены в фонд.

Заведующая библиотекой:

- составляет списки учебников, используемых в образовательном процессе нашей школы;

- подтверждает программно-методическое обеспечение учебного плана на соответствующий учебный год.

Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарты нового поколения акцентируют внимание педагогов и школьных библиотекарей на развитие ребёнка, на становление человека, готового думать, общаться, принимать самостоятельные решения. В них заложены основы повышения качества не только образования, но и воспитания детей. Благодаря введению стандартов задачи школьной библиотеки приобрели необходимую конкретику не только для начального общего образования, но и для других ступеней – основного общего и среднего (полного) общего - образования.

(Слайд 5) С одной стороны нам легче в этом плане: мы работаем внутри школы. С другой стороны – труднее. Труднее, поскольку необходимо всегда соответствовать уровню проводимого мероприятия, уровню педагога, а может быть и выше. Труднее и потому, что это очень большая ответственность. Мы работаем совместно с учениками, классными руководителями, учителями, родителями, администрацией школы.

(Слайд 6) Проводим классные мероприятия, внеклассные занятия, уроки вместе с педагогами, родительские собрания, педсоветы. Участвуем в открытых мероприятиях и уроках, проводимых на район.

(Слайд 7) Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Стандарты второго поколения декларируют 5 (пять) направлений развития личности учащихся:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга, взаимопроникают.

(Слайд 8) Дети проводят в школе значительную часть времени, и сохранение их физического, психического здоровья – это наше общее дело. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, книжно-журнальные выставки (советы психолога выпускникам), показ фильмов о наркотиках, по профилактике вредных привычек в декаду SOS, участие в общешкольных спортивных мероприятиях – всё это способствует укреплению здоровья школьников. Здесь я поздравляю ребят с этим событием и представляю книгу Медведевой М.Г. “Саамские игры”.

(Слайд 9, 10) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обеспечено всем укладом школьной жизни, в том числе и различными мероприятиями.

- “Юные герои “Сороковых, пороховых” (слайд 9);

-“Писатель из страны детства” (кл. час о С.В.Михалкове) (слайд 10)

(Слайд 11) Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Новая Российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

- Открытое мероприятие “Круглый стол “Жизнь, которую мы выбираем”. (Но его можно отнести и к духовно-нравственному направлению).

(Слайд 12, 13, 14) Сегодня происходит переоценка ценностей и потребностей современного человека, существующего в условиях рыночных отношений. Знания сегодня являются товаром, потребительская ценность которого возрастает с каждым днём. Сейчас недостаточно просто знать, надо постоянно актуализировать свои знания, развивать свой интеллект. Современная школьная библиотека органично включается в развитие интеллектуальных способностей учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД). Предметные недели, выставки “За страницами учебника”, викторины, конкурсы эрудитов, познавательные часы, интеллектуальные игры, марафоны, уроки реализуют это направление:

- конкурс эрудитов “Шаг во вселенную” (неделя детской книги);

- интеллектуальные игры “Самый эрудированный класс”;

- книжкина неделя “Пусть любовь к хорошей книжке с вами вместе будет жить!” (литературная игра) (слайд 13);

- урок математики “Обыкновенные дроби” с Пименовой Е.Н., посвящённый блокаде Ленинграда “900 дней мужества” (слайд 14).

(Слайд 15) Общекультурное направление обеспечивается знакомством учащихся с культурой Отечества и мировой культурой. Школьная библиотека участвует в неделе “Мы славяне”:

- “Самовар мой кипит на дубовом столе” (весёлые конкурсы),

- “Русские Иваны” (познавательный час),

- “Путешествие в прошлое” (интеллектуальный марафон),

- “Русская старина” (конкурсная программа),

- “Лапти-лапоточки” (занимательный час).

(Слайд 16) Моя любимая тема – краеведческая. Совместно с учителями истории, литературы, ИЗО, начальной школы, с классными руководителями проводится большая, интересная работа по изучению родного края, воспитанию любви к своей малой родине:

(Слайд 17) история:

- политические репрессии 30-х годов XX века в нашем крае;

- вклад Кольских саамов в великую Победу;

- краеведческое лото;

(Слайд 18) литературное краеведение:

- “Несущие свет саамской земли” (саамские писатели и поэты);

- “Здравствуй, северный народ” (саамский бард Иван Матрёхин);

(Слайд 19 “Уроки памяти Аскольда Бажанова (саамского поэта);

(Слайд 20) искусство:

- “Очаровательный цветной наряд” (одежда и обувь саами);

(Слайд 21) начальная школа:

- “Тундра – дом родной оленевода”.

(Слайд 22) Книжные выставки помогают в проведении любых мероприятий. Они систематически оформляются в школьной библиотеке.

Благодаря сотрудничеству, интеграции библиотеки и школы контрольные показатели школьной библиотеки практически не уменьшаются, и это притом, что количество учащихся из года в год сокращается. Вот цифры: 10/11 11/12 12/13

количество учащихся:   708 694 678
количество пользователей:   662   651 636
количество книговыдач (без учебников):    10 615 10 307 12 714
- “ - (с учебниками):   22 214   22 981 23 982

Больше половины учеников поступили на бюджетные места в различные учебные заведения, и это, конечно, показатель вдумчивого отношения к жизни наших выпускников.

(Слайд 23) Библиотечные уроки, викторины, познавательные и литературные конкурсы и игры, беседы, выставки, интеллектуальные марафоны, конференции, круглые столы способствуют воспитанию разносторонне развитой, успешной личности, свободно ориентирующейся в быстро меняющемся мире. И достигаем этого мы только вместе.

Хочется напомнить мысль Генри Форда:

“Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех”.

Таким образом, интеграция становится одним из важнейших и первостепеннейших методических направлений в процессе модернизации образования и воспитания личности общества XXI века.

Литература

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты – любое издание.
  2. Капранов В.К., Капранова М.Н. Развитие школьного образования – основная составляющая модернизации школьной библиотеки.//Школьная библиотека. – 2012. - № 2-3. – с.109-113.
  3. Астапенко Е.Л. Комплектование библиотек образовательных учреждений как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: методический практикум.//Школьная библиотека. – 2011.- . - № 8. – с. 18-22.
  4. Елтышева В.В. Современные формы работы школьной библиотеки как способ формирования универсальных учебных действий учащихся.//Школьная библиотека. – 2012. - № 9. – с.62-65.
  5. Мосман Н.В., Старова Т.Н. Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении формирования читательской активности школьников.//Школьная библиотека. – 2010. - № 5. – с.71-73.
  6. Рычкова Г.А. Школа и библиотека есть альфа и омега образования.//Школьная библиотека. – 2010. - № 5. – с.74-77.
  7. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.//Воспитание школьников. – 2009. - № 8. – с.10-16.
  8. О стандарте второго поколения.//Воспитание школьников. – 2009. - № 4. – с.3-8.
  9. Интернет ресурсы.