Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"

Разделы: История и обществознание


Несформированность общественного правового сознания – древняя, застарелая болезнь России, исследованная юристами и философами еще в конце ХIX — начале ХХ века. Считалось, что Российская самобытность, якобы несовместима с торжеством правового начала.

По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадием сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал…
(Б.Алмазов)

Очевидно, что несовпадение во многих деталях – “идеалы правды” и правового идеала нельзя считать оправданием правового нигилизма, как в прошлом, так и теперь. Серьезный недостаток нынешней правовой культуры – незнания законов. Но и знания законов используется сегодня многими лицами только в корыстных, личных целях. Формируется неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Во многом правовой нигилизм объясняется политическими и экономическими преобразованиями в России, а также ростом преступности, создающей в обществе атмосферу напряженности и тревоги. Из этих факторов исходит задача правового обучения и воспитания воспитание правовой культуры и гражданского самосознания школьников. Новое содержание правового образования определяется с учетом тех коренных изменений, которые проходят сегодня в России, освобождающейся от наследия тоталитаризма и вступающей на путь демократического развития. В этих целях коренным образом меняется характер отношений между государством и личность, положения гражданина России. Он получил реальные демократические свободы, возможности проявлять себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность. Знание правовой культуры проявляется в правомерном поведении личности, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина Росси, готовности действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы. В основе формирования правовой культуры лежит идея интегративности, при этом имеется в виду соединения в рамках различных учебных дисциплин элементов знаний, почерпнувших из различных наук.

Правовая культура создается постоянно. В начале закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, познаются законы добра и зла, чести и бесчестья, свободы и рабства. Затем происходит переход к знакомству с юридическими знаниями. Следующая ступень – правовые чувства и, прежде всего, - чувство справедливости и чувство уважения к праву. Благодаря этому в человеке формируется чувство законности, способность отстаивать свои законные права. Центральное место среди традиционных предметов, воспитывающих гражданское самосознание и правовую культуру, занимают уроки истории, правоведения и обществознания. Составной частью курса истории является история развития государственных институтов и законов.

Начиная с “Русской правды” Ярослава Мудрого, к судебнику Ивана III, соборному Уложению Алексея Михайловича, законодательным актам Петра I и Екатерины II, к Ленинским Декретам, Советскому законодательству и, наконец, Конституции РФ, учащиеся знакомятся с понятием “право”, “закон”, нормы права, сравнивая российские законы с зарубежными аналогическими документами различных времен. Именно в процессе изучения истории есть возможность подвести учащихся к пониманию органической связи государства и права, показать регулирующую роль права, необходимость создания гражданского общества и правового государства. Учащиеся должны уяснить главную отличительную особенность гражданского общества – неслиянность с государством. В развитой, цивилизованной стране общества (Если оно гражданское) и государство (Если оно гражданское) выполняют каждое свои функции.

Правовое государство должно обеспечивать верховенство закона, защиту прав и свободу личности, разделение властей, сильную судебную власть. Гражданское общество – общество устойчивого порядка, уважающее закон, граждане которого обладают всей полнотой реальных прав и свобод. Именно о гражданском обществе мечтал Вольтер, когда говорил: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы смогли их свободно высказывать.” Изучив в IX классе в курсе правоведения принципы правового государства особенности гражданского общества, учащиеся далее в состоянии проанализировать формы государственного правления политические режимы в тех или иных странах, в то или другое время. Возьмем, к примеру, I принцип правового государства: верховенство закона. Что он означает? Закон одинаков для всех: от скоромного простого человека до всесильного министра.

На уроке – лекции, характеризуя эпоху Александра III я провожу один факт из биографии С.Ю. Витте – выдающегося российского государственного деятеля (факт о его аресте за крушение поезда на Юго-Западном направлении по вине мастера). Под суд пошел начальник всей железной дороги, и царь-самодержец всероссийский не смог отменить решение суда, несмотря на огромное уважение к Витте. Учащиеся сопоставляют данный пример с современными политическими событиями. (скандал по поводу книги о приватизации и гонорарах членов правительства. Ельцин сказал, что молодых реформаторов до 2000 года не отдаст.)

Второй принцип: защита прав и свобод личности. Пример из биографии В.И.Ленина. Старший брат – террорист, казнен. Семья не пострадала. Мать, на пенсию по потере кормильца, не работая, дает гимназическое и высшее образование детям. Сравним со Сталинским режимом, когда только по подозрению в подготовке заговора или шпионажа арестовывались жена, все родственники, дети. Как хорошо видно осуществления права на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток и насилия на примере Шушинской ссылки того же Ленина, куда он мог вызвать невесту и даже будущую тещу. А осужден был Ильич ни много ни мало за подготовку свержения самодержавия. По воспоминаниям Крупской жизнь протекала спокойно, молодые обвенчались и ничто не мешало Ленину написать свою книгу “Что делать?” (Л.Васильева “Кремлевские жены”.) Ученики, прочитавшие “Архипелаг Гулаг” Л.Солженицына могут сравнить положение советских заключенных в сталинских лагерях и сделать соответствующие выводы.

Этот произвол и беззакония совершались в стране, где была принята самая демократическая в мире конституция, но она не спасла даже своего автора, Николая Бухарина ни от пыток, ни от застенков, ни от расстрела. Из приведенных выше примеров следует, что не стоит, как раньше подвергать критике монархии, как формы правления, тем более, что они устраивают таких цивилизованных народов, как англичане, датчане, шведы, бельгийцы. Учащиеся должны уяснить для себя, что нет абсолютно негодных форм правления как и идеальных.

Усваивая сведения, полученные на уроках истории, правоведения и обществознания. Они должны обрести взвешенный, разумный взгляд на политическую жизнь общества, помогающий гражданину соотнести свои интересы с интересами страны, государства народа.

Изучение каждой темы включает в себя урок-лекция, это яркий рассказ учителя, включающий конкретные юридические сведения, суть законов, их комментарии. Затем урок-диалог, к которому учащиеся, продолжая тему, готовят свои примеры из жизни, из прочитанной литературы, просмотренных информационных выпусков “новостей”, высказывая свою точку зрения. При изучении конституционного строя России обсуждаются вопросы:

  1. Бывают ли конституции недемократическими?
  2. Какому политическому режиму не нужна конституция и почему?
  3. Знаменитые конституции мира (сообщения)
  4. Почему между правительством и парламентом нередко возникают трения и даже конфликты? Примеры?
  5. Что лучше: президент как глава правительства или президент как глава государства.

Особый интерес у учащихся вызывают вопросы диспута, посвященного теме “Права человека”.

  1. Что такое жизнь?
  2. Когда начинается жизнь?
  3. Как относятся к абортам в разных странах?
  4. Может ли врач, по просьбе тяжело больного человека, лишить его жизни?
  5. Как соотносится право на жизнь и практика трансплантации органов?
  6. Как понимать положение Международного пакта о гражданских и политических правах: “Никто не может быть произвольно лишен жизни” (Библия)
  7. Следует ли сохранять смертную казнь в нашей стране?
  8. Как проявляется взаимность права на жизнь с гонкой вооружений, разоружением, конвекцией.

Уроки-диалоги, диспуты вовлекают учеников в размышления, в поиск ответов. На этих уроках возникают споры, сталкиваются различные мнения. При этом я стараюсь не разжигать неуправляемые страсти и не превращать уроки в митинги слышащих только себя и своих единомышленников. Я сторонница академизма образовательного процесса с его взвешенным, спокойным анализом непростых даже для специалистов явлений.

Умение аргументировано отстаивать свое мнение весьма неплохое качество, важное для становления гражданственности. Несдержанность, агрессивность в диалоге ведет к политическому и правовому нигилизму.

Следующий вид уроков – уроки-практикумы, где учащиеся получают полезные умения работы с различными историческими документами. Здесь конспектируются, изучаются источники, законодательные акты, конституция Российской Федерации, всеобщая декларация прав человека. Например, изучая тему “Политическая система России” учащиеся 11х классов, отучаясь на текст Конституции России, выполняют следующие задания.

  1. Определите, изучив главу I конституции, кто в нашем государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти? Как вы понимаете это выражения?
  2. Докажите, что России является федеральным государством.
  3. Перечислите высшие органы власти.
  4. Докажите, что основной закон России способствует формированию демократического правового государства.

Живой интерес учащихся вызывают деловые игры. Такие игры дают школьникам возможность почувствовать себя свободными в своих взглядах, проявить самостоятельность и инициативу. Для оценки уровня политического самосознания и правовой культуры на уроках общественного цикла проводятся тесты. Жаль, что редко появляется возможность провести уроки-встречи с представителями власти и правоохранительных органов.

Формирование правовой культуры - длительный и сложный процесс. Но человек, обладающий совестью, по меньшей мере, не станет правонарушителем, а это, в наше время, не так уж плохо. Этот человек способен отстаивать свои права, он способен помочь людям, он способен помочь своей стране, стать подлинным демократическим государством.

Список используемой литературы.

  1. Конституция РФ
  2. Баранов В.Н. “Правосознание, правовая культура и правовое воспитание” Издательство “Лань” 2013.
  3. Певцова Е.А. “Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры” “Современное право” 2013
  4. Контяев А. “Проблемы правосознания молодёжи в современной России” Санкт-Петербург; Институт бизнеса и права 2009.

30.01.2014