"Внимание требуется перезагрузка!" Психологический квест для школьных психологов

Разделы: Школьная психологическая служба


МБОУ СОШ №8 является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ООО в режиме пилотного 5 а и 6а класса. Это совершенно иной подход к деятельности педагога-психолога. Предлагаемый материал актуален и интересен для школьных психологов, которым необходимо уже сейчас перестраивать свою профессиональную деятельность. Методическая разработка психологического квеста поможет коллегам мобилизоваться для инновационных преобразований.

Школа совершенствования педагогического мастерства “Моделирование образовательного пространства в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” по теме “Управление введением ФГОС ООО на уровне образовательного учреждения”.

Открытый психологический квест для участников школы совершенствования педагогического мастерства и педагогов-психологов ОУ г. Новый Уренгой.

Тема. Внимание: требуется перезагрузка!

Цель: мотивированность специалистов ОУ для содержательных изменений структуры и содержания психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС ООО.

Задачи:

  • создание творческой атмосферы для взаимодействия всех участников школы совершенствования педагогического мастерства;
  • дополнительное неформальное знакомство, повышение принятие друг друга, развитие доверия, чувства “мы”,
  • установление уверенности в достижении поставленных целей;
  • формирование мотивационной сферы специалистов ОУ города;
  • развитие креативности и готовности к инновационной деятельности;
  • выработка модели профессиональной деятельности школьного педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС ООО;

готовность к “супервизии для себя”, психопрофилактика эмоционалного выгорания специалистов ОУ города Новый Уренгой.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа творческих, инициативных, талантливых специалистов ОУ города, объединенных инновационными идеями;
  • обмен опыта работы в режиме пилотных классов, обсуждение идей, нахождение путей решения возникающих проблем;
  • осведомлённость о требованиях ФГОС ООО: задачах, целях, результативности;
  • профилактика неудач, проблем, трудностей реализации ФГОС ООО.

Материалы/оборудование:

  • презентация “ППС участников ОП в условиях введения и реализации ФГОС ООО";
  • неоконченное предложение “ФГОС ООО – это…”;
  • инструментарий для упражнения “Желтый пояс”;
  • кластеры для конструирования модели, листы А3, клей, фломастеры рефлексивные смайлики.

Место проведения: школьный кабинет № 2-8.

Время проведения: 29.04. 2013 г. 12-00-13-30.

Новое надобно создавать в поте лица,
а старое само продолжает существовать и
твёрдо держится на костылях привычки.
А.И.Герцен

Ход занятия

Здравствуйте уважаемые гости! Приглашаем вас на психологический квест. Квесты – инновационная востребованная технология (от англ.- поиск, предмет поиска), применяемая в реальном режиме для поиска путей достижения поставленной цели.

Всем известно, что самым крупным сухопутным животным на Земле является слон. Взрослый слон обладает гигантской силой. Однако известно, что слоны подчиняются более слабым существам – людям.

Знаете, как маленького слонёнка приручают к верёвке? Его привязывают к толстому дереву. Слонёнку это, конечно же, не нравится. Он изо всех сил старается освободиться. Но он ещё мал, и мощи его недостаточно, чтобы порвать верёвку, которая кажется очень прочной. Животное привыкает к тому, что верёвка сильнее его.

Проходит время. Слонёнок вырастает в большого слона. Теперь, казалось бы, его ничто не сможет удержать. Но его привязывают всё той же верёвкой. Слон больше не проверяет верёвку на прочность.

Не так ли и мы порой привыкаем к обстоятельствам и даже не пытаемся их изменить? А ведь порой в том, чтобы попытаться, вообще нет никакого риска, ведь на самом деле у нас достаточно сил.

Сейчас я попрошу вас включиться в диалог. Постарайтесь, визуализируя образы притчи с названием Городского семинара, определить тему нашего занятия.

Цель: активизация познавательной деятельности участников мероприятия.

Время - до 10 мин.

1. Каждый участник проговаривает свой вариант.

Прозвучавшие варианты ответов правильно определили главное - речь сегодня пойдёт о грядущих переменах. Тема психологического квеста “Внимание: требуется перезагрузка!”. (Слайд 3, презентация у автора)

И она связана с внедрением ФГОС ООО.

2. Неоконченные предложения

Цель: погружение в проблему; её образная визуализация; проговаривание. Выявление эмоционального состояния гостей. Время - до 10 мин.

Пожалуйста, обозначьте одним словом ассоциацию, связанную со ФГОС ООО.

ФГОС ООО - это.. . (Каждый проговаривает свой вариант) (Cлайд 4)

Бесспорно, ФГОС ООО - внесут коррективы в привычную и отлаженную систему работы школьного психолога и во многом её изменят.

Как нам быть и что делать в условиях изменяющейся образовательной среды?

Ответ на вопрос подскажет упражнение.

3. Психологическое упражнение “Жёлтый пояс”

Цель: развитие доверия друг к другу, чувства единения и “мы”, осмысление отрицательного влияния стереотипов в жизни человека. Время - до 20 мин.

Предлагается добровольцу-участнику выбрать себе в помощь 4 человек, команда составлена, ему завязывают глаза, а помощникам даются верёвки, которые привязаны к поясу добровольца. Необходимо помочь добровольцу- участнику дойти с закрытыми глазами до указанной цели, взять приготовленный предмет. Помощники из 4-х углов, используя верёвки как поводыри, направляют участника в нужное направление до тех пор, пока цель не достигается.

Второй этап упражнения: добровольцу-участнику развязывают глаза, пояс с верёвками остаётся на нем, а помощникам завязывают глаза. Условия упражнения остаются прежними за исключением того, что добровольцу разрешается делать всё, он свободен в своём выборе. Нужно только дойти, управляя помощниками с закрытыми глазами, до указанного предмета и его взять.

Р.S. Второй этап демонстрирует нашу привязанность к установкам и стереотипам: никто из участников не снимает пояс, ведь по условиям упражнения участнику разрешается все.

Обсуждение:

- что вы испытывали, выполняя упражнение;

- что оно показало нам;

- какие мысли возникли.

Вывод: любые преобразования начинать нужно с себя. Не всегда существующие стереотипы могут быть помощниками, часто они являются помехой новообразований.

Что изменится в содержании психолого-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС ООО?

Мы увидим наглядно, выполнив итоговое задание. Я предлагаю вам разобрать кластеры, которые вы видите.

Перед вами макет педагога-психолога. Давайте вместе, используя предложенные и возникшие экспромтом варианты, составим содержание деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС ООО.

4. Конструирование модели содержания деятельности школьного психолога

Цель: осведомление о целях, задачах стандартов второго поколения, формирование мотивационной сферы, креативности и готовности к инновационной деятельности коллег, время - до 20 мин. (Слайд 5)

Бумажный макет человека. Каждый участник приклеивает вытянутый кластер и комментирует его содержание. Так макет наполняется содержанием, отражающим деятельность педагога-психолога.

Комментарии и реплики принимаются.

Конечный результат творческого конструирования модели содержания деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по ФГОС ООО.

5. Итог.

Психологический квест всегда завершается достижением поставленной цели. Вспомните притчу о веревке и слоне и решите: может, стоит рискнуть и поверить в свои силы, ведь её у нас достаточно для реализации ФГОС ООО?!

Время для перезагрузки пока ещё есть.

6. Прощание.

Дорогие коллеги! Я прошу тех, кто верит в себя и свои силы, выйти в центр кабинета.

У Б. Окуджавы есть замечательные слова, которые могут стать девизом для сообщества психологов: “Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке”. Думаю, совет классика имеет силу.

Рефлексия.

Свои ощущения отразите на макете. Нельзя не поблагодарить “ коллегу”. А мы это сделаем вот как: если понравилось и с пользой - подарите ей фишку-цветок, если ничего вас не заинтересовало - прикрепите на макет одуванчик.(Слайд 6)

Спасибо за работу! Удачи!