Загадка Шекспира: был или не был? 9-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (977 кБ)


Цели:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству У. Шекспира;
  • Приобщить учащихся к духовному наследию культуры эпохи Возрождения;
  • Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств.

Методы: Проблемно-поисковый метод, элементы проблемного изложения, ИКТ групповая поисковая работа.

Оборудование:

  • Портрет Уильяма Шекспира,
  • Фрагмент из французского мюзикла “Ромео и Джульетта”,
  • Набор иллюстраций на тему “Эпоха Возрождения”,
  • Презентация,
  • Интерактивная доска.

Подготовка к уроку:

  • индивидуальные сообщения учащихся

На доске - эпиграф к уроку:

  • “Шекспир - самый известный из всех, никогда не существовавших людей”. (Марк Твен)
  • “До чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя. Как мелок по сравнению с ним Байрон-трагик! У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я как будто смотрю в бездну”. (А.С. Пушкин)

Ход урока

1) Просмотр фрагмента из французского мюзикла “Ромео и Джульетта”.

2) Организационный момент.

- О ком пойдет речь на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

3) Постановка цели и задач урока.

- Наша цель – познакомиться с биографией Уильяма Шекспира, узнать о эпохе Ренессанса, найти свой ответ на так называемый “шекспировский вопрос”.

4) Работа с эпиграфами.

- Объясните свое понимание высказываний великих писателей.

5) Вступительное слово учителя.

- “Весь мир - театр, а люди в нем актеры”. Что этим хотел сказать наш великий Уильям Шекспир? Может драматург манипулирует нами, ведь именно он автор “этой странной, сложной пьесы”?.. Именно он уже в течение четырех веков не перестает удивлять всех людей широтой и глубиной своей мысли. Именно он, самый таинственный на рубеже XVI-XVII вв. человек, с которого так и не удалось снять маску неизвестности. На вопрос “Кто такой Шекспир?” ответ все-таки ещё не дан. До сих пор многих мучает так называемый “шекспировский вопрос”: А был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем? Что стало причиной возникновения проблемы под названием “шекспировский вопрос”?

Учитель может рассказать о надгробной надписи, запрещающей тревожить прах драматурга:

Good friend for Jesus sake for bear,
 To dig the dust enclosed here.
 Blest be the man that spares thes stones,
 And curst be he that moves my bones.

  Друг, ради Господа, не рой
 Останков, взятых сей землёй;
 Нетронувший блажен в веках,
 И проклят — тронувший мой прах.

О таинственном совпадении дня рождения и дня смерти... О необычном завещании, где упоминаются ложки и кровать, но нет ни одного слова о книгах и рукописях! Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. О портретах, появившихся только спустя несколько лет после смерти драматурга, о пиратских изданиях пьес Шекспира, о том, что ни одного самостоятельного сюжета нет в пьесах Шекспира, о таинственных последних пьесах.

6) Некоторые версии о разрешении загадок “шекспировского вопроса”.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели большую поисковую и исследовательскую работу. Предоставим слово нашим библиографам. Итак, версии.

а) Сообщение 1 ученика.

- Начнем со знаменитой гипотезы о принадлежности великих пьес перу Кристофера Марло. Великий драматург, автор пьес о Тамерлане и докторе Фаусте, сын сапожника, окончивший Кембридж, один из образованнейших людей своего времени, агент “Звездной палаты” — политической полиции Англии, возможно, агент-двойник, гуляка и дебошир, знакомый со многими аристократами, близкими к королевскому двору... И вдруг — таинственная гибель в пьяной драке, рана, нанесённая стилетом в переносицу, исчезновение тела... А спустя совсем небольшой промежуток времени лондонские театры представляют зрителям новые спектакли, пользующиеся оглушительным успехом, поставленные по пьесам, написанным якобы посредственным актёришкой Шекспиром... Версия “Марло” является достаточно аргументированной и имеет, пожалуй, самую давнюю историю и наибольшее количество приверженцев. Использование методов современного компьютерного анализа, сравнения стиля, языка известных произведений Марло и пьес Шекспира даёт довольно убедительные результаты. Однако проблема остаётся, и прежде всего потому, что есть ещё ряд достаточно убедительных версий...

б) Сообщение 2 ученика.

- Существуют версии, в которых главными номинантами на роль авторов шекспировских произведений выступают блестящие вельможи елизаветинских времён Рэтленд и Саутгемптон. В поддержку этих версий выступают литературоведы и историки, отрицающие наличие систематического образования, то есть, правильнее сказать, классической средневековой образованности у актёра Вильяма Шекспира, невозможность путешествовать по свету, незнание других языков, кроме родного английского, и прочее. Заметим, один из ленинских наркомов, А.В. Луначарский, яростно придерживался “аристократического” направления в шекспироведении (что по тем временам было просто удивительно).

Учитель:

- Версии эти красивы, убедительны, но откуда взять бедному (впоследствии уже не очень бедному) актёришке столько занимательных сведений о разных странах, как мог он знать расположение улиц Вероны и Венеции, откуда ему было известно о древнем канале в Богемии; а цитаты из древних?.. Хотя средневековая Англия очень напоминает старую Италию Шекспира, а книги столько могли рассказать опытному и способному читателю...

в) Сообщение 3 ученика.

- Очень мощную версию выдвинул американский учёный Смит в середине XIX века: автором шекспировских произведений был выдающийся учёный, мыслитель, писатель Френсис Бэкон! Версия имеет целый ряд мощных аргументов, поддерживаемых и выдвинутых большой группой шекспироведов-исследователей, публикующих свои разыскания в самой широкой прессе: от научных журналов до бульварных изданий. Сейчас известно о существовании якобы подлинного дневника Френсиса Бэкона, где учёный признаётся в авторстве известных всему миру пьес, даёт этому подтверждение и объясняет причины анонимности... Недостойно, мол, было великим пописывать пьески... Вот и договорился с актёром и пайщиком театра “Глобус”... Отрывки из этих дневников публиковались и в наших околонаучных журналах типа “Чудеса и приключения”. На картине, где изображён Бэкон, работающий за столом в кабинете, а в самом низу череда легко угадывающихся персонажей шекспировских произведений!

г) Сообщение 4 ученика.

- А теперь одна из красивейших, самых смелых версий: автором произведений, известных нам как шекспировские, является женщина, да ещё и вполне конкретная, известная и современникам, и потомкам, — королева Елизавета, Рыжая Бетси, королева-девственница, убийца Марии Стюарт, покровительница знаменитых мореплавателей, пиратов и открывателей новых земель, победительница испанцев, покровительница искусств и наук, женщина поразительного ума и темперамента, странной и страшной судьбы... Английская королева Елизавета I! И к тому же жуткая мужененавистница... Учёные-шекспироведы давно обратили внимание, что в пьесах Шекспира нет ни одного, так сказать, положительного мужского образа, персонажа, чьи черты, чей характер не вызывали бы некоей неприязни, возмущения, жалости и так далее. Один за другим перед нами проходит череда слабых и маниакально жестоких, просто глупых и практически безумных мужчин, пьяниц и обжор, тупиц и убийц... Может, все свои чувства к мужчинам и высказала королева, которой не к лицу было слыть автором пьес? А ведь и у нас была правительница-драматург, писавшая, кстати, под псевдонимом (императрица российская Екатерина II).

Учитель:

- Кто бы ни был автором изучаемых нами произведений, которые мы приписываем Шекспиру, это, без сомнения, был гениальный писатель, с появлением его сонетов, поэм и пьес мир изменился, и эти изменения коснулись не только искусства.

7) Знакомство с биографией У. Шекспира (Презентация)

- Как бы ни были убедительны и доказательны версии об авторстве любимых многими произведений, нам, читателям, необходимо знать, как сложилась жизнь человека, чье имя неразрывно связано с такими шедеврами художественной литературы, как "Ромео и Джульетта","Отелло","Король Лир", "Гамлет". Первая биография Шекспира была написана, когда никого из его современников уже не было в живых. Достоверные биографические сведения о нем очень скудные.

- Слово нашим литературоведам.

Подготовленные ученики- литературоведы знакомят с содержанием презентации.

8) О культуре эпохи Возрождения

- Ребята, говорить о жизни и творчестве поэта невозможно без понимания особенностей той эпохи, в которой он жил и творил.

  • Что же такое Ренессанс?
  • Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру?

- Слово нашим искусствоведам.

Сообщение 1 ученика:

Ренессанс - от французского слова – Возрождение. Это понятие было окончательно утверждено историком искусства середины XVI века Джорджо Вазари. Временные рамки Ренессанса – середина XIV- конец XVI вв. Родиной его считается Италия, которая раньше других стран встала на путь буржуазного развития.Эпоха Возрождения началась в  Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Сообщение 2 ученика:

- При всем своеобразии возникших течений и концепций гуманизма между ними имеется много общего. Все они покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа — Протагора: “Человек есть мера всех вещей. Существующих — в том, что они существуют. Несуществующих — в том, что они не существуют”.

Если для религиозного Средневековья человек — это “тварь дрожащая”, то гуманисты Возрождения не знают предела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом. Николай Кузанский называет человека “вторым богом”. Если первый Бог властвует на небе, то второй — на земле.

Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями. У него есть все необходимое и достаточное, чтобы быть творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя.

Сообщение 3 ученика:

- Гуманисты отвергли религиозную концепцию человека как “раба Божьего”, лишенного свободы воли, нормами поведения которого являются безропотное смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воле и благодати. Они возродили античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности. Не грехопадение и искупление составляют смысл человеческого бытия. А деятельная, активная, трудовая жизнь, являющаяся безусловной ценностью. Любой труд — будь то земледелие, ремесло или торговля, любое приумножение богатства — получает у гуманистов самую высокую оценку.

Именно в эпоху Возрождения были провозглашены лозунги:

  • “Человек – венец природы!”
  • “Человек есть мера всех вещей!”
  • “Знания делают человека Богом!”

Сообщение 4 ученика:

- Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. В Средние века на нее смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьма скептически, как источник скверны и соблазна, как то, что отделяет человека от Бога. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.

Петрарка видит в природе живое и разумное существо. Она для него — любящая мать и воспитательница, “естественная норма” для “естественного человека”. В человеке все от природы, не только тело, но и разум, и добродетель, и даже красноречие. В искусстве природа рассматривается как источник красоты или же как сама красота.

Сообщение 5 ученика:

- Подведем итоги: две эпохи – Средневековье и Возрождение. Две жизненные философии. Итак, каковы идеи христианского Средневековья?

1) Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.

2) Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека. Отсюда – идея подвижничества, аскетизма, жертвенности.

3) Возвеличение страдания. Земное страдание – путь к вечному (загробному) блаженству.

4) Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты телесной, наслаждения телесного.

5) Идея безграничной веры в Бога, его пророков, проповедников.

6) Гуманизм сострадания (милосердие, жалость к униженным, обездоленным).

Эти идеи наложили свою печать на духовную жизнь общества, принявшего христианство. Они отразились в его нравах, обычаях, вкусах, привычках, морали, законах, искусстве, философии.

Сообщение 6 ученика:

- Какие идеи привнесли в жизнь гуманисты Ренессанса?

Утверждение величия, мощи и красоты человека;

2) Отрицание бессмертия (земная жизнь остается единственным и неповторимым достоянием человека);

3) Возвеличение земной красоты, счастья, наслаждения телесного;

4) Возвеличение мысли и сомнения, отрицание догмы, фанатизма, страдания;

5) Гуманизм человеческого величия.

Эпоха Возрождения - яркая, ослепительная, в красках, пышная, изобильная, роскошная, а по взлетам человеческого ума и гениальная. Уильям Шекспир–одна из самых ярких звезд на небе Ренессанса.

9) Рефлексия.

- Закончите фразу: “Теперь я знаю, что Шекспир...”

10) Домашнее задание:

- Прочесть “Ромео и Джульетту”, подумать над вопросом о причинах популярности произведений Шекспира сегодня у кинематографистов, театральных режиссёров и, конечно, у зрителей.