Страховка и самостраховка на уроках борьбы в общеобразовательной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Занятия на уроках борьбы в общеобразовательной школе направлены на всестороннее физическое воспитание учащихся, в целях их подготовки к труду и защите Родины. Ученики получая навыки борьбы чувствуют себя уверенно, с достоинством, гордо. Если учитель воспитает при этом такие качества как – мужество, силу воли, смелость, доброту, понимание, то занимающиеся не перейдут грань не дозволенности.

Во избежание травм на занятиях, прежде чем перейти к изучению бросков, учеников следует обучить правильно  выполнять страховку и самостраховку  при падениях и при проведении приемов.

При обучении страховке и самостраховке очень важно, чтобы у учащихся воспитывалось тактическое и заботливое отношение к своим товарищам. Во время выполнения любых действий в борьбе, они должны предупреждать возможные повреждения и тем более не наносить их.

В своей рабочей программе для уроков борьбы в школе, учащиеся изучают броски из стойки и приемы борьбы лежа из раздела борьбы самбо. У учеников отсутствует специальная одежда, поэтому страховке и самостраховке уделяется время на каждом уроке.

Самостраховка при борьбе лежа

Способы самостраховки при борьбе лежа заключаются в соответствующем напряжении мышц той руки или ноги, которая захвачена противником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу противника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому запрещается неожиданно расслаблять захваченную противником конечность. В критическом положении, когда уйти от приема нельзя, надо не прекращая сопротивления дать сигнал голосом (любой сигнал голосом – это сигнал о прекращении приема). Также нужно похлопать рукой по ковру, по телу противника. В тоже время страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом силовой возможности сопротивления взятого на прием ученика и по любому его сигналу немедленно прекращать прием, отпуская захват.

Страховка и самостраховка при борьбе стоя

Учитель обязан объяснить ряд правил, которые учащиеся должны выполнять неукоснительно:

– при падении, во время выполнения бросков, занимающиеся не должны опираться кистями рук о ковер;
– при бросках, бросающий ученик, смягчает падение падающего поддержкой за руку;
– бросающий ученик, в целях самостраховки, должен избегать броски на свои ноги;
– при обоюдных нападениях, надо стремиться, не допускать падения друг на друга;
– проводя броски, следить чтобы по отношению к противнику отсутствовали болевые захваты или приемы;
– при борьбе стоя, когда создается опасное положение, первый заметивший это положение должен дать сигнал голосом и прекратить борьбу.

Важная часть самостраховки в борьбе состоит из умения падать на ковер из стойки, не получая при этом сотрясений и болевых ощущений. Такие навыки необходимо воспитывать специальными упражнениями, изучаемых в определенном порядке. Изучение падений начинается с исходных положений.

Падение на спину

– Из положения упор присев, выполнив группировку, сделать перекат на согнутой спине вперед и назад (3-5 раз), подбородок прижав к груди.
– Из положения упор присев, сделать перекат на согнутой спине, подбородок прижав к груди, сделать удар руками по ковру. В момент удара руки должны быть вытянуты вперед и ладони направлены вниз. Угол между туловищем и руками должен составлять примерно 40-50 градусов.
– Из положения упор присев, выполнить небольшой прыжок на спину, сохраняя правильное положение головы, рук и ног.
Падение на спину можно выполнять через партнера который стоит на четвереньках.

Pисyнок 1

Pисyнок 2

Pисyнок 3

Pисyнок 4

Падение на бок

Лечь на правый бок. Правую ногу, согнутую в колене подтянуть к груди, левую ногу поставить подошвой на ковер впереди правой голени. Туловище согнуть вперед, прижав подбородок к груди, голову приподняв вверх. Левое колено поднять выше, правое колено положить на ковер. Правую руку вытянуть вперед, ладонью вниз, под углом 45-50 градусов по отношению к туловищу. Левую руку поднять вверх. Необходимо научиться быстро и точно принимать такое конечное положение при падении на правый и левый бок.
– Лежа на правом боку, сохраняя правильное положение ног, рук и головы, медленно перекатиться на  левый бок, изменив при этом положение ног и выполнив удар рукой по ковру. Темп перекатов с бока на бок нужно увеличивать.
– Партнер становится на четвереньки, боком к падающему. Стать к нему лицом вперед, возле его правого (левого) бока. Положить левую (правую) руку на спину так чтобы ладонь лежала ближе к левому (правому) плечу, а локоть ближе к правой (левой) ягодице. Опереться рукой о спину и выполнить падение на правый (левый) бок, принимая правильное конечное положение при падении на бок.
– Стоя с партнером, взяться левыми (правыми) руками за запястье. Выполнить падение через руку, падая на правый (левый) бок. При выполнении падений, партнер выполняет страховку, подтягивая руку вверх.

Pисyнок 5

Pисyнок 6

Pисyнок 7

Pисyнок 8

Падение вперед

– Лечь на живот, согнутые руки поставить ладонями вниз на ширине плеч возле туловища, голову повернуть в сторону.
– Встать лицом к стене на расстоянии до 1 метра. Падая на стену, выставить руки вперед, под воздействием своего веса, сгибать руки не резко, поворачивая голову в сторону.
– Падая на ковер, выставить руки вперед, под воздействием своего веса, сгибать руки не резко, поворачивая голову в сторону, до касания грудью матов.
– Прыжком на ковер, выставить руки вперед, под воздействием своего веса, сгибать руки не резко, поворачивая голову в сторону, до касания грудью матов.

Pисyнок 9

Pисyнок 10

Pисyнок 11

Научив правильно выполнять страховку и самостраховку, учитель и учащиеся будут находиться в безопасности при изучении и проведении уроков борьбы.