Урок-исследование по теме "Комплексное исследование дрожжей"

Разделы: Химия, Биология


Углубленное обучение предполагает расширение и интегрирование курса, но и проведение разнообразных практических работ. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера. Они позволяют повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников. В ходе выполнения таких работ ученикам предоставляется возможность самостоятельно сделать маленькое открытие, что имеет неоценимое значение для формирования личности учащихся. С целью ориентации учащихся на самостоятельную исследовательскую деятельность проводиться практическая работа “Комплексное исследование дрожжей”.

Цель работы: познакомить с органическим составом дрожжей, их морфологией, размножением (почкованием), убедиться в наличии энергетического обмена у дрожжей.

Оборудование: пекарские дрожжи, 10% раствор NаOН, 1% раствор СиSO4, Иод раствор концентрированный, микроскопы, предметные и покровные стекла, спиртовки, пробирки, таблица “Грибы”. Презентация.

Ход работы

1. Организация класса к уроку исследованию

Вступительное слово учителя. Исходя из исследования дрожжей, вы сможете узнать о признаках живого организма, познакомиться с особенностями группы организмов – грибов: с их качественным химическим составом, а также особенностями строения и жизнедеятельности в отличии от животных и растений.

Проверка. Строение животной клетки. Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клетки.

Работа состоит из трёх логических частей: химический состав дрожжей; организация дрожжей и их размножение; обмен веществ и энергии.

Выступление учащегося. Грибы – очень своеобразное царство живой природы, характерные особенности…

2. Химический состав дрожжей. Определение содержания белков в дрожжах, как известно, количество белков в животных и растительной клетках различаются: в первых его намного больше. А каково содержание белков в клетках грибов? Если белка в них много, то это должна показать качественная реакция.

Выступление второго ученика. Морфологические особенности грибов. Для обнаружения белков проводим биуретовую реакцию. Сущность реакции заключается в том, что пептидные связи молекул белка в щелочном растворе в присутствии сульфата меди (II) образуют комплексы с атомами меди. Эти комплексы окрашены в фиолетовый цвет.

Опыт №1. В пробирку влейте 2 мл суспензии дрожжей, добавьте 1-2 мл щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку встряхивайте. Если возникает фиолетовое окрашивание, значит, в дрожжах есть белки. Интенсивность окраски осаждённой суспензии свидетельствует об относительном количестве белков. В другом опыте определяют относительное содержание белков в грибах вследствие денатурации белков (потеря белком его природных свойств). Их денатурация сопровождается осаждением. Если в дрожжах много белков, то происходит легко наблюдаемая денатурация.

Опыт №2. Нагрейте суспензию дрожжей в пробирке и доведите до кипения. Наблюдайте, происходят ли видные изменения с суспензией, т.е. появляется ли осадок и каково его относительное количество.

Содержание сложных углеводов в дрожжах.

Известно, что в растительных клетках запасается сложный углевод крахмал, а в животных – гликоген. Определим запасной углевод в грибах.

Опыт №3. Нанесите каплю суспензии дрожжей на предметной стекло. Для этого сделайте мазок покровным стеклом, подсушите на воздухе или на пламени горелки и окрасьте концентрированным раствором йода. Наличие крахмала определите по тёмно-фиолетовому окрашиванию, гликогена – по красно-бурому.

3. Организация дрожжей и их размножение

Выступление ученика “Размножение”

Опыт №1. Для исследования возьмите каплю суспензии “поднимающихся” дрожжей. Рассмотрите в микроскоп. Сначала рассмотрите их на малом увеличение; найдите участок, где клетки лежат не густо, и переведите на большое увеличение. На основе наблюдений найдите разные штаммы дрожжей, отличающиеся видом клеток, зарисуйте их. В пекарских дрожжах обычно присутствуют две расы: одна представлена округло-эллипсовидными клетками, быстро разъединяющимися при почковании; другая – удлинённо-цилиндрическими, образующими при почковании кустики. Особое внимание следует обратить на почкующиеся клетки: они имеют на одном из полюсов (иногда на обоих) небольшой бугорок – почку. Зарисуйте разные расы дрожжей, а также почкующиеся клетки.

4. Обмен веществ и энергии.

Опыт №1. В приготовленной заранее колбе с дрожжами, помещёнными в сахаристую жидкость, пронаблюдайте процесс пенообразования на поверхности раствора. Используя тлеющую лучину, определите природу выделяющегося газа.

Ответьте на вопросы:

- почему дрожжи помещают в сахаристую жидкость?

- с какой целью поддерживают температуру около 400С?

- почему через определённое время выделения газов прекращается7

- какова природа выделяющегося газа?

Результаты оформите в таблицу.

Итоги урока исследования: описание дрожжей с точки зрения общих для всех организмов свойств и специфических особенностей.

Вопросы.

Как сохранить дрожжи?

Как прекратить их размножение?

Где применяются дрожжи?

Где в будущем можно применять дрожжи?

Литература

  1. Биология. Справочник школьника и студента. Из. “Дрофа”, 1999 год.
  2. И.Н.Чертков “Химический эксперимент”, М.: “Просвещение”, 1989 год, стр. 168 .

12.02.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306