Интегрированный урок-конференция "Электробезопасность"

Разделы: Физика, ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Форма проведения: интегрированный урок-конференция.

Цели:

  • Обучающие:
    • учиться делать выводы, применять полученные знания на практике;
    • сформировать знания о действие электрического тока на человека, о мерах предосторожности при работе с электрическим током, о пользовании электроприборами;
    • о правилах первой медицинской помощи.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать у обучающихся бережное отношение к электроприборам;
    • воспитывать умение слушать и анализировать;
    • воспитать компетентное отношение к оказанию первой медицинской помощи,
    • пропаганда здорового образа жизни.
  • Развивающие:
    • развивать у обучающихся способность мыслить, анализировать и умение делать выводы в экстренных ситуациях;
    • развивать интерес к таким учебным дисциплинам как физика и ОБЖ.

Подготовить: опережающее задания обучающимся по темам:

  1. Электрический ток. Электроприборы;
  2. Защита от статического и атмосферного электричества, электромагнитных полей и опасных излучений;
  3. Меры электробезопасности в быту;
  4. Действие электрического тока на организм человека;
  5. Оказание первой медицинской помощи при поражение электрическим током;

План проведения интегрированного урока-конференции:

1. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. 2 мин.
2. Основная часть. Сообщение обущающихся по темам: 30 мин.
  • Электрический ток. Электроприборы
  • Защита от статического и атмосферного электричества.
  • Действие электрического тока на организм человека.
  • Меры электробезопасности в быту.
  • Оказание первой медицинской помощи при поражение электрическим током.
3. Закрепление материала. 12 мин.
4. Подведение итогов урока. 1 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Обучающиеся заходят в класс, готовятся к уроку.

2. Основная часть

Преподаватель физики: Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодня наш урок пройдет в необычном ключе. Тема нашего сегодняшнего урока «Электробезопасность». С тех пор как был открыт электрический ток и стали известны его замечательные свойства, прошло сравнительно немного времени. Но посмотрите, как широко используется электричество в современных условиях! Сегодня нет ни одной отрасли народного хозяйства, ни одной области техники, в которой так или иначе не использовался бы электрический ток. Но иногда ток представляет серьезную опасность для нас, его потребителей. Ваши одноклассники подготовили интересные сообщения, сегодня мы их послушаем. Первым мы послушаем сообщение «Электрический ток. Электроприборы.»

Обучающийся 1: Электрический ток. Электроприборы.

Электрический ток, который течет по проводам, представляет собой поток свободных электронов внутри проводника. К проводникам относятся все металлы, в которых всегда имеются свободные электроны. Тела в которых нет свободных электронов не проводят электрического тока. Такие тела называются диэлектриками или изоляторами; к ним относятся: газы, некоторые жидкости (лаки, минеральные масла); и твердые тела – стекло, резина, эбонит, слюда, парафин, мрамор, пластмасса. Большая часть минералов и такие вещества как кремний, германий, теллур, графит и селен, занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Эти вещества получили название полупроводников.
Полупроводники обладают многими замечательными, очень ценными для современной техники свойствами. С помощью приборов, построенных из полупроводников, можно преобразовать переменный ток в постоянный (аккумуляторы, зарядные устройства), превращать тепловую энергию в электрическую (солнечный батареи), «вырабатывать холод» в специальных холодильниках и, наоборот, получать тепло из холода, пропускают ток в одном направлении.
Число электронов, проходящих за одну секунду через поперечное сечение проводника, определяет силу электрического тока. Единицей сила тока Ампер обозначается буквой I. Для того чтобы появился электрический ток, необходимо на конах проводника создать и поддержать электрические заряды различных «уровней». Разность этих «уровней», или как принято говорить разность потенциалов, называется электрическим напряжением. Возникающее напряжение, или, иначе, электродвижущая сила, и заставляет электроны перемещаться из одно конца проводника на другой по замкнутой цепи. Единица напряжения – Вольт – обозначается буквой U.
Когда ток в проводнике направлен в одну сторону, – это постоянный ток. При переменном токе, который применяется значительно шире, движение электронов все время меняется. В проводах, которые находятся в наших квартирах, течет переменный ток, меняющей свое направление 100 раз в секунду; в течение этого времени он идет 50 раз в одном направление и 50 раз в другом.
Проходя по проводнику электрический ток испытывает сопротивление. Различные проводники обладают различной степенью сопротивления тока.
Сила тока, сопротивление, и напряжение в цепи электрического тока находятся в зависимости друг от друга. Если сопротивление проводника увеличивается, то величина тока уменьшается. (закон Ома для участка цепи ). Приводя в действие различные приборы и машины, электрический ток совершает работу (). Работа, производимая током за одну секунду, называется его мощностью. За единицу мощности принят Ватт обозначается буквой P ().
Все электрические бытовые приборы как потребители электрической энергии характеризуются двумя величинами: напряжением и мощностью, и обозначается соответственно в Вольтах и Ваттах.

Преподаватель физики: Спасибо. Мы с вами повторили тему электрический ток, вспомнили законы постоянного тока. Но ток течет не только по проводам, предлагаю послушать следующего докладчика.

Обучающийся 2: «Защита от статического и атмосферного электричества, электромагнитных полей».
Под статическим электричеством принято понимать электрические заряды, находящиеся в состояние относительного покоя, распределенные на поверхности изолированного проводника. Перемещение зарядов статического электричества в пространстве обычно происходит вместе с наэлектризованными телами. Наиболее ярко эта способность проявляется у диэлектриков (эти материалы оказывают большое сопротивление прохождению через них электрического тока). В процессе производства и эксплуатации изделий из диэлектрических материалов практически всегда возникает статическая электризация. Опасное действие статического электричества проявляется в возможности пожаров и взрывов от электростатических зарядов. Известны случаи пожаров и взрывов, вызванных разрядами статического электричества на танкерах, при пневмотранспортировке сыпучих веществ, загрузке топливозаправщиков и т.п., связанные с человеческими жертвами. Человек может подвергаться длительному процессу электризации при контактировании с различного рода предметами, выполненные из материалов с высокими диэлектрическими свойствами. К числу подобных источников электризации относится: полы, ковры, и другие электронопроводящих материалов. Последствия: головная боль, плохой сон, раздражительность, неприятные ощущения в области сердца.
Атмосферное электричество. Процессы разделения и накопления электрических зарядов в облаках связаны с возникновение в них мощных восходящих воздушных потоков, с интенсивной конденсацией водяных паров и разбрызгиванием водяных капель. Образующая при разбрызгивание мелкая водяная пыль заряжено отрицательно, а тяжелые капли положительно. Ветер разносит отрицательно заряженную водяную пыль, которая составляет основной массив грозового облака. Крупные положительно заряженные капли воды выпадают в виде дождя на землю или удерживаются во время взвешенном состоянии, образую в облаке место скопления зарядов. В большинстве случаев нижняя часть грозовых облаков заряжается отрицательно, а на поверхности Земли индуктируются положительные заряды. Так образуется как бы гигантский заряженный плоский конденсатор, одна обкладка грозовое облако, другой – Земля. Создаются условия для развития молнии.

Преподаватель физики: Поблагодарим докладчика. Мы узнали что человек постоянно может подвергается воздействию электричества. Так каким же образ электрический ток воздействует на организм человека.

Обучающийся 3: «Действие электрического тока на организм человека».
Для обнаружения на расстояния электрического тока у человека нет специальных органов чувств. Невозможно без приборов почувствовать, находится ли данная часть установки под напряжением до тех пор, пока электрическая энергия не превратилась в энергию другого вида (световую – заискрилась) или пока человек сам не попал под напряжение. Электрический ток не имеет запаха, цвета и бесшумен. Не способность человеческого организма обнаружить электрический ток приводит к тому что мы реально не осознаем имеющийся опасности. Опасность поражения усугубляется еще и тем, что пострадавший не может оказать себе помощь. При неумелом оказании помощи может пострадать и тот, кто пытается помощь.
Действие электрического тока на человека носит сложный и разнообразный характер. Проходят через его организм, электрический ток производит термические (ожоги, нагрев до высоких температур различных органов), электролитическое (разложение органических жидкостей, нарушение физико-химического состава), биологическое (разложение и возбуждения живых тканей организма) и механическое действие (повреждение различных тканей организма).
Электрические ожоги наиболее распространенные электротравмы: они возникают у большинства пострадавших, причем около третьей части их сопровождаются другими электротравмами. Ожоги бывают двух видов: токовый и дуговой. Токовой получается в результате контакта человека с токоведущей частями. Эти ожоги возникают в электроустановке относительно малого напряжения – не выше 1-2 кВ, в большинстве случаев они сравнительно легкие. Дуговой ожог возникает в электроустановках различных видов напряжений, часто является следствием случайных коротких замыканий в установках выше 1000В и до 10 кВ или в следствии ошибок в установках более высокого напряжения. При дуговом ожоге высушиваются и обугливаются ткани на пути протекания тока т.е. возможны весьма серьезные последствия.
Электрические знаки представляют собой четко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета на поверхности кожи человека, подвергнувшего действию тока. Они бывают в виде царапин, небольших ран или ушибов, кровоизлияний на коже, мозолей. В большинстве случаев электрические знаки безболезненны, и их лечение заканчивается благополучно.
Электрический удар – это возбуждение6 живых тканей организма проходящим через него электрическим током, сопровождающееся сокращением мышц. Исход воздействия тока может быть различный – от легкого, едва ощутимого, до прекращения работы сердца или легких, т. е. до смертельного поражения.
Электрические удары делятся на 4 степени:

I – сокращение мышц без потери сознания;
II – судорожное сокращение мышц с потерей сознания;
III – потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (либо и того и другого вместе);
IV – клиническая смерть, т. е. отсутствие дыхания и кровообращения.
Сила электрического тока проходящего через тело человека, и есть основной фактор, обуславливающий исход поражения.
Человек начинает ощущать воздействие проходящего тока через него переменного тока величиной 0,6 – 1,5 мА. Этот ток называют порогом ощутимости.
При токе 10-15 МА человек не может оторвать рук от электропровода. Такой ток принято называть неотпускающим.
Ток 50 мА поражает органы дыхания и сердечно сосудистую систему . При 100 мА наступает фибрилляция сердца, заключается в беспорядочном, хаотическом сокращении и расслаблении мышечных волокон сердца. Оно останавливается, кровообращение прекращается.
При токе 5 А и более, как правило, происходит остановка сердца и паралич дыхания. Если действие тока кратковременно (до 1-2 с) и не вызывает повреждения сердца, сердце возобновляет нормальную деятельность, а для восстановления дыхания требуется немедленная помощь в виде искусственного дыхания.
Чем продолжительнее действие тока, тем больше вероятность тяжелого или смертельного исхода.

Преподаватель ОБЖ: Мы узнали что при работе с электрическим током, можно получить как незначительное травмы так и серьезные последствия в плоть до остановки сердца и повреждения органов дыхания. Поэтому при работе с электрическим током нужно быть предельно внимательным и соблюдать все меры предосторожности. Об этом нам расскажет следующий докладчик.

Обучающийся 4: «Меры электробезопасности в быту».
Необходимо постоянно следить за выполнение следующих основных положений по безопасному использованию электроэнергии в быту:

  • Защита от коротких замыканий (автоматы, предохранители) в квартирной электропроводке должна быть всегда исправна;
  • Замена заводских предохранителей, даже временно может послужить причиной пожара;
  • Исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов, выключателей, розеток, ламповых патронов;

Не допускается:

  • Подвешивание электроприборов на гвоздях, металлических и деревянных предметах;
  • Перекручивать провода;
  • Вытягивать шнур или вилку из розетки;
  • Закрашивать или белить провода;
  • Не оставлять ни один прибор, за исключением холодильника, во время работы без присмотра, а собираясь устранить повреждение, обязательно отключить его от сети. Все виды ремонта под напряжением может выполнять только специалист.

Признаки неисправности электроприборов: Если в квартире появился специфический запах подгорающей резины или пластмассы, стал искрить счетчик, перегрелась розетка, начали мигать лампочки – неисправность на лицо. В этом случае необходимо немедленно отключить подачу электроэнергии, затем тщательно проверить исправность прибора, вызвавшего опасения, проверить электропроводку в квартире. Включать электроэнергию можно только после устранения обнаруженной неполадки.
Пользоваться и хранить электроприборы рекомендуется в сухом месте. Их нельзя очищать от пыли мокрой или влажной тряпкой, когда они находятся под напряжением.
Нельзя использовать провода в качестве веревке для сушки одежды и белья.
Нельзя не только касаться, но и подходить ближе, чем на 5-8 м к лежащему на Земле оборванному проводу воздушной линии.

Преподаватель ОБЖ: Все меры безопасности должны выполняться, их игнорирование может привести к плачевным последствием.

Обучающийся 5: «Оказание первой медицинской помощи при поражение электрическим током».
Основными условиями успеха при оказания первой медицинской помощи пострадавшими от электрического тока и при других несчастных случаях является спокойствие, находчивость, быстрота действий, знания и умения подающего помощь. В случае несчастье всегда надо стараться быстрее вызвать «скорую помощь». Симптомы поражения электрическим током: потеря сознания, судороги, прекращения кровообращения и дыхания, ожог на теле, «знаки тока», при высоковольтной травме глубокое обугливание тканей.

Ваши действия:

  • освободить пострадавшего от воздействия тока (будьте осторожны, что бы самим не получить электротравму!) и вызовите сами или с помощью соседей «Скорую помощь».
  • Если пострадавший в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду, дайте болеутоляющие и успокаивающие средства: анальгин, аспирин, капли Зеленина, настойку валерианы (запивать не более чем двумя-тремя глотками жидкости). Дождитесь прибытия врача или сами отвезите пострадавшего в больницу, не позволяя ему двигаться.
  • Будьте внимательны при транспортировке пострадавшего: остановка дыхания или сердца может произойти в любое время. Не давайте ему пить – это вызовет рвоту и нарушение дыхания. Никогда е закапывайте пострадавшего в Землю, так как это не дает никого эффекта! (Тело охлаждается, ожоги и раны загрязняются, теряется время).
  • При обмороке (отсутствия сознания, но сохранившемся дыхании) уложите пострадавшего на бок на твердую горизонтальную поверхность, обеспечьте приток свежего воздуха. Поднесите к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, обрызгайте водой, разотрите и согрейте тело, наложите на места ожогов стерильные повязки.
  • Если наступит остановка сердца (зрачки расширены и не реагируют на свет, пульс на сонной артерии не прощупывается), немедленно приступайте к реанимации- проведению искусственная вентиляция легких и непрямому массажу сердца. Не прекращайте реанимацию до полного восстановления самостоятельного дыхания, пульса, сужения зрачков или до прибытия врача.

Преподаватель ОБЖ: Сегодня мы обобщили знания по электрическому току, электробезопасности, физики, ОБЖ. Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

3. Закрепление материала. Обучающимся предлагается соревнование по рядам, отвечать на вопросы, обсуждать предлагаемые ситуации.

3 блока вопросов, каждому ряду дается по 1 вопросу из блока. Блоки разыгрываются по очереди. За правильный ответ на свой вопрос ряду начисляется 1 балл, за правильный ответ на вопрос соперников 2 балла, за неправильный ответ 0 баллов. Первым, отвечает на вопрос тот ряд, кто первым получил вопрос и т.д.

1 блок:

1. Какими параметрами характеризуют электрическую лампу?
2. Какой ток течет по проводам у нас дома? Какой ток используют в аккумуляторах?
3. Как можно обнаружить электрический ток?

2 блок:

6. Вы увидели оборванную линию электропередач, конец провода лежит на земле, каковы ваши действия?
7. Вы увидели, что при включение стиральной машины, по квартире распространился неприятный запах, одна из розеток начала плавится. Ваши действия?
8. При включение в сеть новогодней гирлянды в квартире выключился свет. Что по вашему мнению случилось? Ваши действия?

3 блок:

8. В чем заключается опасность поражения электрического тока?
9. Первая помощь при поражении электрическим током?
10. Какие мере безопасности мы должны знать при использование электроприборов?

4. Итог урока

Подводятся итоги урока, выставляют оценки докладчикам и активно работающим на уроке учащимся.

Домашнее задание обучающимся предлагается одно задание на выбор:

  • Эссе: Оценка мер электробезопасности своего дома, своей комнаты, кабинета физики, ОБЖ (Все ли розетки исправны, нет ли закрашенных и обрезанных проводов).
  • Создание плакатов по теме «Электробезопасности» (Обучающие работают в группах от 1 до 3 человек).
  • Подготовить презентацию по теме «Электробезопасность»

Список используемой литературы:

  1. Кораблев В.П. «Электробезопасность. В вопросах и ответах» Изд. 2 перераб. и доп. – М.: Московский рабочий, 1988.
  2. Мякишев Г.Я. «Физика 10 класс». 19 изд.– М.: Просвещение, 2010.
  3. Цвилюк Г. «Школа безопасности, и как вести себя в экстремальных ситуациях». – М.: НПО Образование, 1997.
  4. Рябов В.И. «Электрооборудование». 5 изд. перераб. – М.: Экономика 1990.
  5. Добрынин И.Ф. «Электроприборы в быту». 2 изд. перераб. М.: Государственное Издательство Технико-теортической Литературы 1956.