Сказочная викторина "Путешествие в Андерсенландию". 5–6-е классы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • Расширить знания учащихся о Х.-К.Андерсене.
  • Закрепить полученные знания по сказкам Х.-К.Андерсена.
  • Стимулировать познавательный интерес к творчеству писателя.
  • Способствовать развитию навыка вдумчивого чтения художественных произведений.
  • Развивать память и внимание учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия

(1 слайд)

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами на время отвлечёмся от нашей обычной жизни и побываем в мире, где живут чудеса. Вы знаете, где живут чудеса? Правильно – это мир сказки. Но сначала мы хотим познакомить вас с обычным человеком, который когда-то открыл для детей всего мира – сказочную страну. Итак, добро пожаловать в гости к Волшебнику. Мы начинаем виртуальную экскурсию.

(2 слайд)

Ведущий 1:

Вы ждёте, когда же я сказку начну?
Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,
Где принц, королева живут и король,
А у горошины главная роль!

Ведущий 2: Вы, конечно, узнали этого персонажа? Да! Это он – Оле-Лукойе. Он приходит к нам каждую ночь, чтобы рассказать свои сказки. А знаете, кто его придумал?

(3 слайд) Правильно! Самый великий сказочник на свете – Ханс Кристиан Андерсен! И сегодня мы расскажем вам о нем, а Оле-Лукойе поможет нам.

(4 слайд)

Ведущий 1: Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе.

(5, 6, 7 слайд)

Ведущий 2: Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла.

(8 слайд)

Ведущий 1: Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет.

Ведущий 2: Была у Ханса и заботливая бабушка. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства.

(9 слайд)

Ведущий 1: Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории. С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.

(10 слайд)

Ведущий 2: В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Для Ханса театр стал самым любимым местом. Но часто посещать спектакли он не мог.

(11 слайд)

Ведущий 1: Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Мальчик мечтал о сцене.

(12 слайд)

Ведущий 2: Когда Хансу исполнилось 14 лет, умер его отец. И он отправляется в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр.

(13, 14 слайд)

(15, 16 слайд) Ведущий 1.: Хорошо, что Андерсену посчастливилось встретиться в жизни с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.

(17 слайд)

Ведущий 2: Он мечтал стать знаменитым. В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.

(18 слайд)

Ведущий 1: В 30 лет еще бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: “Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...”. Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Это была сказка “Огниво”. И это было начало новой жизни. После выхода в свет его книги “Сказки для детей”, Андерсен понял, в чем заключается его настоящее призвание – быть сказочником.

(19 слайд)

Ведущий 2: Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Италии, Швейцарии... Он познакомился с известными писателями и поэтами того времени. Великие композиторы мира играли для сказочника свои произведения.

(20, 21, 22, 23, 24 слайд)

(25 слайд)

Ведущий 1: Андерсен становится всемирно знаменит. Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку.

Ведущий 2: В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его, наконец, признали на родине. Он стал почётным гражданином города Оденсе, в его честь устроили фейерверк, а детям в этот день разрешили не идти в школу.

Ведущий 1: Андерсен – великий сказочник! Он написал 170 сказок!

Ведущий 2: Андерсен считал себя необыкновенно счастливым человеком.

Его автобиография начинается такими словами: “Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка”.

(26 слайд)

Ведущий 1: Время безжалостнее, чем мы думаем: оно убивает даже волшебников. 4 августа 1875 года Андерсена не стало.

Ведущий 2: За гробом великого сказочника шли бедняки и министры, студенты и датский король.

(27, 28, 29, 30 слайд)

Ведущий 1: С 1965 года лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы награждаются премией и медалью имени Х. К. Андерсена. Она присуждается один раз в два года и вручается второго апреля - в день рождения писателя.

(31 слайд)

Ведущий 2: С 1967г. 2 апреля также отмечается Международный день детской книги.

(32 слайд)

Физкультминутка

(33 слайд)

Ведущий 2: Сказки Андерсена волшебные и в то же время правдивые. Они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, крестьян, солдат, птиц, животных, растений.

Ведущий 1: В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.

Ведущий 2: Все истории очень разные, иногда грустные, иногда смешные, но всегда увлекательные.

Ведущий 1: Оле-Лукойе приглашает вас в путешествие по Андерсенландии!

(34 слайд)

Учитель: Начинается вторая часть нашего мероприятия. Сказочная викторина. Вас ждут испытания и вопросы. Сами герои Андерсена будут проверять вас на внимательность. Лучшим знатокам сказок Андерсена будут вручены медали и памятные подарки.

Испытание 1 от Гадкого утёнка - прекрасного лебедя “Узнай сказку по началу”.

Условие: за каждый правильный ответ вы получаете бонус – золотое яйцо.

(35 слайд)

Вопрос 1.: Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит... (“Русалочка”)

Вопрос 2: Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шёл домой с войны. И вдруг на дороге ему встретилась ведьма... (“Огниво”)

(36 слайд)

Вопрос 1: Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь... (“Дикие лебеди”)

Вопрос 2: Хорошо было за городом! Стояло лето. Золотилась рожь, зеленел овес, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у матери... (“Гадкий утёнок”)

(37 слайд)

Вопрос 1: Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу... (“Принцесса на горошине”)

Вопрос 2: Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол... (“Снежная королева”).

(38 слайд)

Вопрос 1: Жил-был принц. Королевство у него было совсем маленькое, но всё-таки не настолько уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться; а жениться ему хотелось... (“Свинопас”)

Вопрос 2: Жила-была женщина, и ей очень хотелось иметь ребёночка. Пошла она к старой колдунье, и та дала ей зёрнышко... (“Дюймовочка”)

(39 слайд)

Молодцы! Вы прошли первое испытание! Удачи!

Испытание 2 от Стойкого оловянного солдатика “Заблудившиеся слова”.

Условие: за каждый правильный ответ вы получаете бонус – кораблик.

(40 слайд)

Учитель: Ваша задача – вернуть слова в их сказку.

Вопрос 1: Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. (“Дикие лебеди”)

(41 слайд)

Вопрос 2: Роза, соловей, горшочек, трещотка, поцелуи. (“Свинопас”)

(42 слайд)

Вопрос 1: Иголка, шёлк, золото, свеча, кафтан, мантия (“Новое платье короля”).

(43 слайд)

Вопрос 2: Дупло, собаки, передник, ведьма, принцесса (“Огниво”).

(44 слайд)

Вопрос 1: Снег, зима, стекло, розы, дружба, зеркало (“Снежная королева”).

(45 слайд)

Вопрос 2: Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса (“Принцесса на горошине”).

(46 слайд) Вопрос 1: Море, принц, колдовской напиток, голос, боль (“Русалочка”).

(47 слайд)

Вопрос 2: Лебедь, яйца, мечта, утка, вода, мороз (“Гадкий утёнок”).

(48 слайд)

Молодцы! Вы прошли второе испытание! Удачи!

Испытание 3 от Русалочки “Сказочное интервью”.

Условие: за каждый правильный ответ вы получаете бонус – жемчужную раковину.

(49 слайд)

Учитель: Русалочке удалось взять интервью у некоторых сказочных героев. Ваша задача – угадать, с кем встречалась Русалочка.

Вопрос 1: “Когда я впервые открыла глаза, то увидела перед собой лицо доброй женщины. Она улыбалась мне. Я так сладко потянулась в своём цветке. Удивительно, но вокруг всё было такое огромное. Лист кувшинки казался мне большим плотом. Чего только мне не пришлось пережить: за мной гналась страшная жаба, майский жук поднимал меня на огромную высоту, крот хотел заточить меня навсегда в своём подземелье. Но судьба была добра ко мне. Я нашла своё счастье в стране Эльфов. Они называли меня Майей. Но это точно не настоящее моё имя. А вы догадались, кто я?” (Дюймовочка).

(50 слайд)

Вопрос 2: “Я жила с бабушкой, у меня был хороший друг, соседский мальчишка. Однажды он пошёл гулять и не вернулся. Я сильно переживала и решила найти и вернуть его во что бы то ни стало. Меня ожидали удивительные приключения. На какое-то время я даже потеряла память, и только чудесные розы напомнили мне, кто я. На своём пути я повстречала добрых принца и принцессу, злых разбойников, добрых птиц и животных. Когда я нашла своего друга, он был совсем на себя не похож. Он забыл меня. И я заплакала. Мои слёзы растопили злые чары. И мы вернулись домой и уже никогда не расставались. А вы помните мою историю?” (Герда).

(51 слайд)

Вопрос 3: “Я с детства была самой счастливой девочкой на свете. У меня были добрые родители и братья. Но мама умерла и отец женился на другой. Мачеха так невзлюбила меня за мою красоту, что сначала пыталась превратить меня в уродину и заколдовала моих братьев. Мне пришлось покинуть родной дом. Чтобы расколдовать братьев, пришлось на время стать немой и обжигать свои руки крапивой. Однажды принц увидел меня и сделал мне предложение руки и сердца. Но злой советник обвинил меня в колдовстве. Меня хотели сжечь на костре. Но мои братья пришли мне на помощь. Я спасла их от злых чар мачехи, а они спасли меня от казни. А вы читали мою историю?” (Элиза).

(52 слайд)

Вопрос 4: “Я не из очень богатой семьи. Но жениться мне хотелось только на принцессе из соседнего королевства. Я пытался ухаживать за ней: дарил подарки, прекрасную розу и сладкоголосого соловья. Но принцесса их отвергла. Меня это не остановило. Я устроился на работу в это королевство, при этом приобрёл две удивительные вещицы: волшебный горшок и трещотку. Принцессе очень захотелось заполучить эти вещи. За это я потребовал у неё поцелуй. Когда её отец узнал о её поведении, он выгнал её из дома. Когда мы остались одни, я раскрыл ей своё истинное лицо. Но жить с ней не захотел. Мне нужна была девушка, которая бы ценила всё живое и настоящее, а не безделушки. А вы помните, кто я и из какой сказки?” (Принц).

(53 слайд) 

Молодцы! Вы прошли третье испытание! Удачи!

Испытание 4 от Снежной королевы “Сказочные премудрости”.

Условие: за каждый правильный ответ вы получаете бонус – снежинку.

(54 слайд)

Учитель: Снежная королева – великая и мудрая волшебница. Ваша задача – закончить сказочную премудрость.

Премудрость 1: Что надо сделать, чтобы узнать настоящую принцессу? (Надо уложить девушку на 20 тюфяков и 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

Премудрость 2: Что надо сделать, чтобы у Русалочки появилась пара стройных ножек? (Надо отдать свой голос ведьме).

(55 слайд)

Премудрость 3: Что надо сделать, чтобы братья превратились из лебедей в принцев? (Надо сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

Премудрость 4: Что надо сделать, чтобы укротить собак в подземелье из сказки “Огниво”? (Надо посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).

(56 слайд)

Премудрость 5: Что надо сделать, чтобы принцессе заполучить чудесный горшочек? (Надо надо принцессе 10 раз поцеловать принца).

Премудрость 6: Что надо сделать, чтобы появилась на свет Дюймовочка? (Надо посадить в цветочный горшок необычное ячменное зёрнышко).

(57 слайд)

Премудрость 7: Что надо сделать, чтобы узнать кто из подданных умён, а кто глуп? (Надо показать новое платье короля из чудесной ткани).

Премудрость 8: Что надо сделать, чтобы дети уснули, и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им свои сказки? (Надо прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок.

(58 слайд)

Молодцы! Вы прошли четвёртое испытание! Удачи!

Испытание 5 от Оле-Лукойе “Мгновения сказки”.

Условие: за каждый правильный ответ вы получаете бонус – зонтик. Приложение.

(59 слайд)

Учитель: Оле-Лукойе может рассказать и угадать любые сказки Андерсена. Ваша задача – по иллюстрациям назвать сказку.

Иллюстрация 1. (“Гадкий утёнок”)

Иллюстрация 2. (“Стойкий оловянный солдатик”)

Иллюстрация 3. (“Русалочка”)

(60 слайд)

Иллюстрация 1. (“Дюймовочка”)

Иллюстрация 2. (“Огниво”)

Иллюстрация 3. (“Свинопас”)

(61 слайд)

Иллюстрация 1. (“Снежная королева”)

Иллюстрация 2. (“Дикие лебеди”)

Иллюстрация 3. (“Стойкий оловянный солдатик”)

(62 слайд)

Иллюстрация 1. (“Новое платье короля”)

Иллюстрация 2. (“Принцесса на горошине”)

Иллюстрация 3. (“Снежная королева”)

(63 слайд)

Молодцы! Вы прошли пятое испытание!

Учитель: Ну вот, ребята, вы убедились, что сказки Андерсена живут не только в книгах, но и в ваших рисунках, в иллюстрациях художников. А знаете ли вы, что двум сказочным персонажам Андерсена поставлены памятники!

(64, 65, 66 слайд)

Учитель: Андерсен говорил, что “Жизнь – самая прекрасная сказка”. Мы сегодня вспомнили лишь некоторые сказки. А их у писателя 170! Читайте больше сказок и вы получите настоящее наслаждение!

(67 слайд)

Награждение.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

  1. Тексты сказок Х.-К.Андерсена.
  2. http://photo.i.ua/user/670204/68662/1541115/ фон СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ
  3. http://www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm фото Андерсена, портреты, бумажные вырезки, биография Андерсена
  4. http://moikompas.ru/compas/odense город Оденсе фото
  5. http://sountien.com/lofiversion/index.php/t2775.html фон Русалочки
  6. http://mariaivanova.ucoz.ru/forum/36-86-5 русалочка
  7. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//42/224/42224763_5867.jpg фон Гадкого утенка
  8. http://www.file-loads.ru/2459-podborka-skazochnykh-fonov-vnutri-pomeshhenija..html фон Стойкого оловянного солдатика
  9. http://ffclub.ru/topic/31561/jump_0/ фото улицы, где родился Андерсен
  10. http://radikal.ru/F/i044.radikal.ru/0711/a3/eeb5d98b6b67.jpg.html фон для Оле-Лукойе
  11. http://lib.gmsib.ru/sites/anderson/kopengagen.htm человечки, фото Копенгагена, портрет Андерсена, памятник Андерсену, паспорт Андерсена, фото Лондона, Собора Парижской Богоматери, Колизея, Акрополя
  12. http://tutbuv.com/?p=1174 Памятник Андерсену
  13. http://tutbuv.com/?p=1174 комната в музее Андерсена
  14. http://694.beon.ru/2572-372-animacionnye-fony.zhtml анимационный черный фон на викторину
  15. http://i065.radikal.ru/0909/15/ad47ef1ad0ba.jpg памятник оловянному солдатику
  16. http://crazy.werd.ru/engine/modules/imagepreview.php?image=/uploads/posts/2007-02-15/1171523115_j_85.jpg фон Русалочки
  17. http://fotki.yandex.ru/users/vica181177/view/139913/?page=0 памятник Андерсену в Оденсе
  18. http://www.tourtrans.ru/photo/displayimage.php?album=topn&cat=1&pos=1566 памятник Андерсену в Копенгагене
  19. http://tutbuv.com/?p=1174 музей Андерсена
  20. http://www.russianamerica.com/common/arc/story.php?id_cr=116&id=442577 могила Андерсена
  21. http://www.restcenter.ru/danmark/kopenhagen/index.html памятник Русалочке
  22. http://www.biblgorlov.ru/kraevedenie/kalender_2007/html/december_3.html Т. Маврина
  23. Использованы иллюстрации художников В. Конашевича, Ольги Подивиловой, Натальи Субачевой, Екатерины Лопатиной, Леонида Короева, А. Кокорина.