Обеспечение качества образования в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Администрирование школы


Третий год начальная школа обучается по новым образовательным стандартам начального общего образования. Сейчас перед нами встала актуальная задача обеспечения качества образования на первой ступени обучения. В своей презентации мы осветим проблемы, посвященные созданию условий для обеспечения качества образования.

В целях реализации концепции модернизации российского образования главной перспективой развития является обеспечение качества образовательного процесса. Вопрос качества образования – это не только успеваемость, а способность ученика к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность. (Приложение 1. Слайды 2-4)

В 2012-2013 учебном году м/о учителей начальных классов проведена плодотворная методическая работа. Анализируя итоги 2012-2013 уч. года, мы выделили основные проблемы, которые частично решались в этом году, но в период введения ФГОС, продолжают быть актуальными.

Главной проблемой (№ 1)  для нас является

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ КАК РЕСУРСА РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО (Слайд 5)

В рамках решения этой проблемы в этом учебном году был проведен окружной семинар «Компетентностный подход в создании условий для развития детской успешности и одарённости». (Слайд 6)

Наши учителя приняли активное участие в окружном конкурсе «Современная формула урока». (Слайд 7)  Побережная Ольга Михайловна – победитель второго тура в номинации «Учитель года Москвы». (Слайд 8)

Одним из важных критериев работы учителя является личная аттестация, которую успешно подтвердили в этом году (по-новому) 6 наших учителей. (Слайд 9)

Вторая проблема, которую будем решать  –

ПРИМЕНЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ (Слайд 10)

Мы, конечно, понимаем, что для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высококвалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. Поэтому педагоги начальных классов во главе с заместителем директора по УВР прошли целевые курсы по вопросам внедрения нового стандарта. Знания, полученные на курсах, дали новый импульс к внедрению ФГОС. На сегодняшний день из 16 учителей начальных классов  только 4 не прошли курсы повышения квалификации по ФГОС НОО (учителя 4-х кл.). (Слайды 11-12)

Педагоги в этом учебном году давали не только открытые уроки, но увеличилась доля  мастер-классов.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия. (Слайд 13)

Следующей проблемой (№ 3) является

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ МЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ, ТРАНСЛЯЦИЯ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА И УМЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАТЬ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. (Слайд 14)

Существенно изменилась деятельность педагога, работающего по ФГОС. Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. В рамках реализации стандартов второго поколения учителям начальных классов, прошедшим   подготовку на курсе «ИКТ-компетентность» было предоставлено интернет-пространство, где каждый создал личную информационно-образовательную среду для поддержки образовательного процесса в своем  классе. Наши учителя оформляют свои разработки в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами, просматривать материал родителям, использовать  при дистанционном обучении детеям. Побережная Ольга Михайловна имеет персональный сайт poberezhnaya.umi.ru (Слайды 15-16)

"Учитель учится всю жизнь" – это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, и тех, которые постоянно ищут, стараются узнать что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализм, что непосредственно относится ко всем нашим учителям. Поэтому одним из основных направлений методической работы НШ является активное  участие педагогов в работе постоянно действующих окружных семинаров с целью изучения прогрессивного опыта коллег, ознакомления с новыми программами и концепциями обучения и воспитания, обобщения и обмена передового педагогического опыта. (Слайды 17-18)

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д.Ушинский)

Проблема 4 (новая)

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ КО И ВЫРАБОТКА ЕДИНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (Слайд 19)

  •    Критериальное оценивание
  •   Инновационная оценка «портфолио»
  •   Создание системы коррекционной работы (Слайд 20)

В условиях электронной записи много детей недостаточно подготовленных (слабых), для которых необходима комплексная работа логопеда, учителя, психолога. К сожалению, коррекционная работа для детей, испытывающих затруднения в образовательном процессе, ведется пока на недостаточном уровне. (Слайд 21)

С 2011-2012 учебного года начальная школа активно участвует в системе внешней независимой оценки качества образования, которую проводит МЦКО (Московский центр качества образования). Данные диагностические работы позволяют своевременно выявлять уровень освоения учащимися контролируемых элементов содержания образования по различным предметам, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Достижения наших учащихся по различным предметам вы видите на экране в сравнении с прошлыми годами. (Слайды 22-25)

Значительно увеличилась доля участия младших школьников в конкурсе проектных работ (диаграмма). Победители школьного тура – Ширяев Никита, Казарян Мери, Бугров Иван (победитель окружного тура). (Слайд 26)

«Там, где нет движения, нет и жизни. И, если мы хотим жить во временном потоке XXI века, нам надо все время меняться и учиться» (Слайд 27)