Формирование универсальных учебных действий в рамках русского языка по программе "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (ууд), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

На примере конспекта  урока в 1 классе по русскому языку, «Какие бывают слова?» (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,  комплект «Гармония»)  рассмотрим, какие универсальные действия формируются  на данном занятии.                                                                                                  

Цель урока: обобщить представления учеников о назначении слов, классифицировать их по функции (называть, указывать, помогать словам связываться  друг с другом при выражении мысли); уточнить основные группы слов-названий по значению; упражнять в постановке вопросов и разграничении слов по их функции («работе») и значению.

Данный урок начинается с задания, которое мотивирует познавательную деятельность ученика. Ребята читают предложение:

«Они получили её в подарок».  Вопрос учителя: «Всё ли понятно в этом предложении? Оказывается, в нашем языке есть такие слова, которые сами не подсказывают, о ком или о чём идёт речь. Вернёмся к нашему заголовку

«Какие бывают слова?». На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить».

Анализируя  вводную часть урока, чётко прослеживается  становление регулятивных универсальных учебных действий (способность понимать, принимать учебную задачу и в ходе урока решить её.)

Далее задания в учебнике построены так, что  школьники, выполняя их, учатся действовать по плану, контролировать свой учебный процесс и результаты его деятельности.

Ученикам необходимо посчитать,  сколько слов в трёх предложениях. 

(У ребят новая  книга. Они читают её. Это сказка  «Три медведя».) Данный вид задания развивает знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов, а также предметный план.

В  комплект учебника «К тайнам нашего языка» входит рабочая тетрадь под таким же названием. Именно на этом уроке ребята впервые начинают работать в ней. Учебник имеет условные обозначения в виде схематического рисунка. Первоклассники  постепенно усваивают их, тем самым идёт развитие у детей познавательных учебных действий. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематической, модельной; переводить её в словесную форму.

В тетради представлена таблица с пустыми строчками, куда ученики
должны вписать нужные слова.

                                      СЛОВА  НАЗЫВАЮТ:

людей                                                        вещи и всё, что видим, слышим,
животных                                                                   представляем                 
КТО?                                                                           ЧТО?
ребята                                                                         книга
медведь                                                                        сказка
признаки                        действия                               количество
КАКАЯ?                        ЧТО ДЕЛАЮТ?                  СКОЛЬКО?
новая                               читают                               три 

ВСЁ  ЭТО  СЛОВА-НАЗВАНИЯ

С помощью наводящих вопросов учителя, по правилам списывания, в процессе совместной учебной деятельности  на данном этапе у школьников формируются универсальные учебные действия.

Регулятивные: сохранять учебную задачу, действовать по плану, вносить коррективы в свою деятельность (не медведя, а кто? медведь)
Познавательные ууд:  структурировать информацию, фиксировать её в таблицу, проводить анализ языкового материала.
Коммуникативные ууд: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Помимо тетради основа таблицы была представлена на доске, ребята по очереди заполняли её, аргументируя свою точку зрения. Одна ученица сравнила это задание с конструированием. (Мы эти предложения разобрали на слова, как будто домик из кубиков разобрали.)

Отвечая на вопросы: сколько всего слов в предложениях? (11). Сколько подошло  для таблицы? (7) Назови слова, которые не попали в таблицу. (Это, они, её, у). Почему они  не подошли для неё? (Они ничего не называют); ребята учатся высказывать свою точку зрения, стараются строить монологическую речь, вступать в диалог, обращаются за помощью и советом друг к другу. Всё это способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Дальнейшее задание в тетради предлагает следующее: «Сначала выбери и впиши три слова, которые ничего не называют, а только указывают на кого-то или что-то.

СЛОВА-УКАЗАТЕЛИ
это, они, её

Какое слово осталось? Впиши его в следующую таблицу.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ
у

Далее таблица  принимает окончательный вид. Составление целого из частей,
самостоятельное достраивание таблицы с поддержкой на опорные слова помогает развивать у первоклассников познавательные ууд.

СЛОВА
НАЗВАНИЯ                  УКАЗАТЕЛИ                 ПОМОЩНИКИ

Отвечая на поставленные вопросы, выполняя пошагово инструкцию, ученики сами ответили на вопрос «Какие бывают слова?» Ребята учатся извлекать нужную информацию, соотносить с имеющимися знаниями и опытом, фиксировать её в данном случае в таблицу.

Далее первоклассники возвращаются к учебнику, где в красных рамочках сообщены важные сведения, всё то, что дети узнали самостоятельно в процессе работы.

Упражнение 19 предназначено для первичного закрепления, где необходимо вместо пропусков вставить нужные слова.

Два весёлых щенка играют на траве.

Подведение итогов урока: На какой вопрос урока мы с вами ответили? А зачем нам нужно знать какие бывают слова? (Чтобы правильно говорить, строить предложения, писать по законам  русского языка.) Данный момент урока  выявляет, как ребята учатся  участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог с учителем и одноклассниками – всё это формирует коммуникативные ууд.

Авторы учебника часто рекомендуют первоклассникам: дома прочитайте взрослым важные сведения и расскажите о том, что вы нового узнали. Такой приём помогает закрепить полученные знания, поделиться  новым  учебным  открытием с близкими людьми.

Учитель, работающий по  этому учебнику, должен быть организатором совместной деятельности учеников. Он участвует в обсуждении решаемых на уроке проблем и обеспечивает содержательное общение школьников с ним и  друг с другом.

Атмосфера сотрудничества положительно влияет на интерес к учению, к самому языку, его богатству. В самом учебнике уже заложен  деятельностный  подход обучения, что отвечает современным требованиям образования.