Краеведение как элемент нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В наш век прогресса, всё больше и больше на задний план отходит нравственное воспитание, и мы считаем, что педагоги детских дошкольных учреждений, как никто другой должны озаботиться этой проблемой. Ведь именно в этом возрасте дети - это “глина” и задача взрослых, слепить как можно более красивый сосуд. В нашем саду мы проводим краеведческие занятия, тем самым, развивая у детей патриотические чувства, гуманизм и любовь к родному краю.

Так как в 2003 году Указом Президента России городу Мичуринску был присвоен статус наукограда Российской Федерации, тем самым город получил заслуженное признание, как общероссийский очаг научного и практического садоводства, то наша работа строиться через знакомство детей с жизнью и творчеством И.В. Мичурина. Эта тематика создает наиболее благоприятные условия для эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста, как элемента нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Предлагаем вашему вниманию ряд конспектов занятий.

Тема: “Как все начиналось”

Цель: воспитание духовно отзывчивой, патриотически-настроенной личности.

Задачи:

  • повысить уровень эстетического воспитания;
  • расширить кругозор детей о культурно историческом прошлом родного края;
  • развивать интерес к истории развития родного края.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Оборудование: рисунок крепости “Козлов”, книга брошюра “Мичуринск”, набор открыток, герб города.

Ход занятия

1. Беседа

Воспитатель.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Это были сотни лет,
Хочешь - слушай, хочешь - нет!

Давным-давно, на месте, где стоит наш город сейчас, были непроходимые леса. И не было здесь больших домов, красивых автомобилей, не было электричества и газа. А на высоком холме стоял небольшой городок. Город этот назывался?

Ответ. Крепость “Козлов”.

Воспитатель. А как возникла крепость?

Ответ. Эта крепость возникла по приказу царя Михаила Фёдоровича в 1635 году.

Воспитатель. Для чего царь Михаил Фёдорович издал указ о строительстве крепости?

Ответ. Ордынский хан Батый с несметным войском напал на русские княжества, сжигая и опустошая все на своем пути. На Руси воцарилось монголо-татарское иго. И тогда царь решил прогнать татар с нашей земли. Повсюду стали строиться крепости.

Воспитатель. Правильно, и царские воеводы Иван Биркин и Михаил Спешнев прибыли на место строительства города, на берег реки. Они встретили тут крестьян, которые владели здесь участками для рыбной ловли. Среди них был Семён Козлов. На месте его стана и началось строительство города. Сооружение крепости проходило в сложных условиях. Татары своими внезапными набегами все время беспокоили строителей. Город вырос на холме в районе городского сада, памятника Мичурину, Ильинской церкви. Он в начале назывался просто “Новым городом”, а затем “Новым Козловым городом”. Потом без какого либо официального постановления, город получил имя первого поселенца, просто русского крестьянина Семёна Козлова.

Крепость состояла из ограды с 15 башнями, срубленными из дубового и соснового леса. На башнях были окна-бойницы. На главной башне находился колокол и пушка. Высотой они были 44 метра.

Среди населения города были служивые люди разных специальностей: стрельцы, пушкари, кузнецы, ямщики.

Занимались первые горожане земледелием, рыбной ловлей, охотой, торговлей.

Ребята, а кто расскажет нам, чем занимались стрельцы?

Ответ.

Воспитатель. А кто такие пушкари?

Ответ.

Воспитатель. Ребята, а кто может рассказать о кузницах?

Ответ.

Воспитатель. Читает наизусть стихи.

Были дебри да леса –
Стали в дебрях чудеса.
Появились у медведей
Очень шумные соседи:
Провели они дорого:
Что ни шаг, то дом, то двор.
Из насиженной берлоги
Зверь уходит дальше в бор.
На приволье первых пашен
Хлеб родился не плохой!
Водят скот и рыбу ловят,
Срубы новые готовят
Город всё растет, растет.

2. Динамическая пауза “В лесу”.

Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули,
Кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем:
Крылья сложили назад.

3. Коллективная работа: аппликация “Крепость”.

Воспитатель предлагает детям коллективную работу. Это развернутая аппликация из отдельных фрагментов башен. Дети вырезают индивидуально избы, наличники, ставни, ворота и наклеивают на общий лист.

Отдельные элементы (колокола, люди, животные) корректирует воспитатель.

Музыкальное сопровождение “Веселая пляска” композитора И. Стравинского.

Тема “Герб родного города”

Цель: воспитание духовно отзывчивой, патриотически-настроенной личности.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с изображением герба и его значением;
  • формировать эмоциональное восприятие окружающего мира;
  • расширять знания детей о культурно-историческом прошлом родного края;

развивающие:

  • развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности;
  • развивать цветовое восприятие;
  • совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Оборудование: изображение герба города Мичуринска, альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

1. Беседа.

Воспитатель: Гербом называют отличительный знак государства, города, который выражает исторические традиции. Изображается герб на флагах, монетах, печатях.

- Посмотрите на герб города Козлова, помещенный на доске. Всмотритесь в него, и перед вами развернется замечательная история земли русской. Многое отражено в гербах ее городов. В России более 600 городов, имеющих свой герб. К ним относится и наш славный Козлов.

Ребята, прежде чем герб стал символом Козлова, его изображение встречалось на полковом знамени (1729-1730 гг.), под котором храбро сражались наши далекие предки.

- Ребята, а в какой цветовой гамме изображен герб?

Ответ: На рисунке мы видим 3 цвета: белый, красный и зеленый.

Вопрос: А кто из вас знает, что означает белый цвет?

Ответ: Белый цвет обозначает благородство.

Воспитатель: Да, не случайно козел изображен белым цветом. Это гордое, но благородное животное. А что обозначает зеленый цвет?

Ответ: Ярко-зеленый цвет обозначает изобилие.

Вопрос: А как вы понимаете слово изобилие?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, вы правы. Наш край славился густыми, богатыми лесами. В них водилось много всякой дичи. В реке Лесной Воронеж люди ловили рыбу. Край был богатым, значит изобильным.

- Как вы думаете, что обозначает красный цвет?

Ответ: Красный, как пламя цвет – мужество, храбрость.

Воспитатель: Не случайно, поле раскрашено в красный цвет. Ведь люди, которые здесь отражали набеги монгола - татар, славились мужеством, стойкостью и отвагой.

Торжественный акт утверждения городского герба состоялся 16 августа 1781 года.

2. Динамическая пауза “Богатыри”.

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачивайся вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонившись влево, вправо.
Получается на славу!

3. Рисование “Герб нашего города”.

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю, поработать и нарисовать самим герб нашего города.

Дети рисуют герб города, на заготовках по форме герба города. По окончании работы, дети вместе с воспитателем, устраивают выставку рисунков.

4. Подведение итогов, анализ работ.

Тема: “Детские годы И.В. Мичурина”

Цель: воспитание духовно отзывчивой, патриотически настроенной личности.

Задачи:

  • воспитывать уважение к великому человеку;
  • воспитывать умение видеть важное и значимое в истории своего края;
  • расширять знания детей о культурно-историческом прошлом;
  • прививать чувство гордости за свою родину.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Оборудование:

  • портрет И.В.Мичурина;
  • грамзапись фортепианной музыки.

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о Иване Владимировиче Мичурине. Что вы о нем знаете?

Дети: И.В.Мичурин - великий русский ученый-селекционер. Он работал над выведением новых сортов плодовых деревьев. Мичурин создал много сортов яблонь, которые не боятся холодов.

Воспитатель: Где жил и работал Мичурин?

Дети: И.В.Мичурин жил и работал в Козлове. Он наш земляк. Его именем назван наш город.

Воспитатель: А вам интересно как все начиналось? Хотите, я вам расскажу? Слушайте…

В 60-е годы 19 века весь мир облетела легенда о семенах пшеницы, якобы найденных при раскопках древнеегипетской гробницы. Ей поверили многие ученые, в том числе и отец будущего естествоиспытателя. Владимир Иванович написал письмо и попросил, если можно, прислать ему эти семена. Через три недели пришла посылка. Перед тем, как распечатать ее, отец пригласил сына. Руки его дрожали, глаза блестели. Он восторженно говорил:

- Это чудо, Ванюша! Семена пролежали тысячелетия, но не утратили могущество жизни.

Потом стало известно, что семена были не настоящими, и отец очень расстроился. Но Ваня воспринял эту историю по-другому. Его поразила романтичность идеи. Он навсегда сохранил теплое, трепетное чувство к этим семенам, стал собирать их и коллекционировать. Его карманы всегда были набиты косточками и семенами плодов. И отец Вани говорил: ”Заболел наш Ванюша садоводством”. Он стал чаще привлекать сына к работе в саду. Ваня помогал отцу защищать растения от грызунов, ставил под тяжелые ветки с плодами подпорки, замазывал раны деревьев землей. Овладевать секретами садоводства Мичурину помогала и тетя - Татьяна Ивановна.

Родился Ваня в Рязанской губернии в селе Пронское. Сначала он учился в уездном училище. В детские годы он очень много читал. Он читал очень внимательно, отмечая карандашом мысли, поразившие его. Отец Вани регулярно обновлял библиотеку не только литературой по садоводству. Он читал Пушкина и Лермонтова, Крылова и Белинского, Герцена и Некрасова. Его тетя увлекалась музыкой и неплохо играла на фортепиано. Она давала уроки музыки и Ване. Давайте мы сейчас послушаем фортепианную музыку. (Грамзапись)

Ваня Мичурин часами любовался растениями, цветами. Слушал пение птиц, особенно любил крик кукушки стук дятла. Весной наблюдал за набуханием почек, цветением деревьев. Летом любовался плодами. Маленький Ваня никогда не рвал цветов, считал это варварством. В 13 лет он составил астрономический календарь на 100 лет. В 1869 году Ваня закончил учебу и начал готовиться к поступлению в лицей, но вдруг заболел отец, и о поступлении не могло быть и речи.

В 17 лет молодой Иван Владимирович приехал в Козлов и начал работать конторщиком на станции, но любовь к природе, заложенную в детстве его родными не растерял!

2. Динамическая пауза.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Рисование “Яблоневый сад”.

А сейчас я предлагаю вам, ребята, нарисовать сад, о котором мечтал маленький Ваня Мичурин.

4. Подведение итогов, анализ работ.