Открытый урок по теме "Карнавальная маска"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели уроков.

  1. Формирование осознанного восприятия учащихся красоты природных форм.
  2. Воспитание отзывчивого отношения к традициям и культуре народов России, мира и их символов.
  3. Изучение творческого подхода художника к самостоятельному созданию изделия ДПИ, от замысла к выполнению изделия из материала.
  4. Закрепление знаний о правилах создания симметричной композиции.

Задачи уроков.

Учебные

  1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся, полученные на уроках рисунка, живописи и композиции (пропорции лица человека, заливка, правила создания симметричной композиции).
  2. Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов создания “маски”, применяя стилизацию форм “насекомого”.
  3. Акцентировать внимание учащихся на образе восприятия цвета человеком и применить эти знания в творческой работе.
  4. Способствовать выполнению творческой работы на тему: “Карнавальная маска” и формировать навыки учащихся определения художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности.

Познавательные

  1. Активизировать знания прошлого опыта, для создания симметричной композиции.
  2. Освоение новых способов передачи образной характеристики в учебной работе, живописными и декоративными средствами.
  3. Закрепить знания учащихся об особенностях восприятия человеком цветового пятна и его символикой.
  4. Знакомство со способами художественно-эстетической оценкой своей работы.

Содержание уроков

Урок №1

Теоретическая часть.

  1. Изучение понятия, слова “маска”.
  2. Введение в тему урока; виды масок по назначению, из чего можно сделать маску, по какому признаку объединяется изделие, которое мы называем “маска”.
  3. Организация урока с учащимися, направленная на изучение способа создания маски художником от эскиза до воплощения в материале.

Практическая часть.

  1. На формате А4 нарисовать лицо человека с определением пропорций. Приложение №1 (Приложение 1–9)
  2. Изучить “мир насекомых”, выбрать одно насекомое, выявить особенности формы и декора. Приложение №2
  3. На лице человека выполнить эскиз карнавальной маски в соответствии с стилистикой насекомого. Приложение №3
  4. Творческую работу выполнить в технике акварель (заливка 1 цветом), украсить гелиевыми ручками и фломастерами. Приложение №4

Материалы: лист формата А3, простой карандаш, акварель. фломастеры, гелиевые ручка, изображение насекомых.

Урок №2

Теоретическая часть.

  1. Закрепление знаний учащихся по теме: “Маска”.
  2. Введение в тему урока; Символика цвета в карнавальной маске, на основе особенностей восприятия человеком цветового пятна и его символики.
  3. Организация урока с учащимися направленная на создание образа карнавальной маски, как самостоятельного изделия в ДПИ..
  4. Показать способ эстетической оценки изделия, через организацию обобщающей части урока - фото сессия “ Карнавал насекомых”.

Практическая часть.

  1. Работаем по технологической карте: “ Изготовление карнавальной маски из картона”.
  2. Завершаем выполнять изделие “ Карнавальная маска”. Приложение №5

Материалы: картон белый, гуашь, калька, скотч, проволока, нитки, ножницы, фольга, клей ПВА, карандашный клей, лоскутки, гелиевые ручки. Клей с блестками.

Наглядные пособия/

Маски из кожи. Нижний Новгород. Скоморошьи.2 пол.12 в., Маска из дерева, Монгольский шлем с личиной, Японские театральные маски. Хоккейные маски.

Орловский костюм, Курский костюм, Пермгородская роспись, Мезенская роспись, росписи древний Египет, вазопись древняя Греция, Иконы древнерусские: Архангел Михаил, Одигидрия, А.Рублев. Троица, флаги: Российский, Удмуртии, герб города Сарапула, мужская одежда Индии, драконы Китая. Приложение №8.

Фильм презентация: “Маска”. Приложение №9

Песня: И. Саруханова. “Карнавал”.

Учебная программа Детской школы искусств (художественного отделения), ставит перед собой главную цель: развитие творческого мышления современного школьника; изучение основ изобразительной грамоты.

В 1 классе, на предмете “композиция”, учащиеся начинаю знакомство с понятием “композиция”, целями, задачами предмета. Изучение изобразительной грамоты на уроках, основано на знакомстве с основными правилами: передачи симметрии и асимметрии, изобразительными средствами: линией и пятном для раскрытия художественного образа в учебной работе.

Занятия в школе проходят блоком уроков-6 часов, один урок 3 часа. Такая структура позволяет более глубоко изучить содержание темы урока, проводить ассоциативные связи с другими видами искусства (музыкой, литературой).

Вашему вниманию. Представлена теоретическая часть блока уроков в 1 классе, ДШИ№3 по теме: “Маска. Символика цвета”. Этот урок настраивает детей на радостное ожидание Новогодних праздников, помогает понять процесс изготовления мастером произведения ДПИ. Самостоятельно созданную работу ученик, примеряя на себя, перевоплощается в созданный образ насекомого и параллельно закрепляет знания о рисования лица человека, изучения разнообразия форм и декора мира насекомых, применяет правила симметрии в учебной работе.

Ход урока

Учитель.

У каждого из вас, ребята, есть в жизни “радость”, ее может подарить мама, папа, или знакомый человек порадует вас, но мы – начинающие художники, знаем, что каждый человек в силах сам создать для себя и других людей, хорошее настроение. Так художник – декоративно прикладного искусства дарит “праздник” , украшая наш повседневный быт: одежду, головные уборы, посуду и конечно – карнавальные маски.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока: “Маска. Символика цвета” и просит вспомнить о том, как переводится слово “маска”, ее назначении в современной жизни, виды масок, из каких материалов можно сделать маску.

Дети.

Слово “Маска” переводится как “личина”, “рожа”. Предмет, накладывается на лицо, чтобы не быть узнаваемым, либо для защиты лица. Маски могут быть: карнавальные, медицинские, камуфляжные, хоккейные, у пчеловодов, у грабителей, но все они похожи тем, что у них есть дырки для глаз. Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше, и мн. других.

Учитель.

Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз реже рта и носа. Это видно на наших эскизах, где применили выразительные формы и декор насекомых.

Ребята, правильно ли говорят, что маска – это второе лицо?

Дети.

Правильно, потому что она делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то.

Учитель.

Итак, задача художника, а художники – это мы с вами, создать образ карнавальной: веселой, нарядной маски и сделать ее из картона для “ Карнавала насекомых”.

Учитель может напомнить , что на “протяжении всего существования , люди делали маски. В глубокой древности маски были предметом обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалами погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем традиционные народные зрелища.

Первые театральные маски возникли в античном театре древней Греции и Рима. Средневековом театре Италии (дель-арте). В Средневековой Европе маска была предметом бродячих артистов гистрионов, в 7-8 вв. проникла в церковную драму, применялась в мистериях в восточном театре Китая и Индонезии. Нередко маска заменяется гримом. В культуре Древней Руси маски одевали в рождественские праздники (Колядки), на Масленицу”.[2]

Ребята, в каких праздниках, в наше время, можно увидеть применение “маски”?

Дети.

Новый год, Рождество, карнавал, Хэллоуин.

Учитель.

Создавая эскиз карнавальной маски, вы выбрали тот цвет, который больше всего нравится.

Развитие культуры всегда было тесно связано с толкованием цвета как основы зрительного восприятия. Чтобы детям более доступен материал урока, учитель предлагает поиграть в игру “ Цветные стеклышки”. На стене расположены кусочки цвета (7 цветов – символов, количество цветов символов ограничено: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый).

Игра. Учитель указывает на кусочек цвета – стекло и просит представить учащихся, что мы прикладываем к глазам цветные стеклышки и почувствовать как изменился характер мира вокруг вас, провести ассоциативную связь с природой и сказать об этом учителю..

Символы одного сочетания сами по себе. Приложение №6

Учитель.

Чтобы чувствовать себя комфортно в цветном мире люди создали теорию о цвете – “цветоведение” и определили символику цвета (“символ” - греч. “знак”, “опознавательная примета”). Сохранили отношение к цвету, основанное на общекультурных ценностях и преданиях.

В мифологические времена каждому цвету приплюсовывали символические значения и устойчивые связи с изображением.

Учитель пользуется подборкой видеоряда на тему: Символика цвета в искусстве мира и России. В форме диалога согласно представленной схемы. Приложение №7

Цветовые символические сочетания применяются в искусстве изучаемых вами на уроках “истории искусств” эпох, символике флага, геральдике. Цветовое сочетание Российского флага, флага Удмуртии, герб города Сарапула. Символика цветовых форм встречается в абстрактных фигурах, символике драгоценных камней, цветовых сочетаниях картин художников.

А теперь, ребята, посмотрите как многообразны карнавальные маски: их цвет, декор и скажите какое настроение вносят в нашу жизнь “Карнавал”.

Учитель включает презентацию на тему “ Карнавальные маски”, после просмотра дети отвечают на вопрос учителя, он записывает ответы на доске, а затем дети приступают к практической части урока.

Дети.

Карнавал – это радость. Праздник. Веселье. Яркие цвета. Красный. Желтый. Блеск. Новый год.

Учитель.

Итак, мы с вами убедились, что цвет в жизни человека всегда имел важное значение, вы можете применить знания полученные на уроке не только для создания образа карнавальной маски, но и выбирая одежду для праздника, повседневной жизни, создать цветовой “ уют” в своей комнате и др.

Подводя итог урока, нужно попросить детей одеть выполненные ими маски и сфотографироваться.

Литература

  1. В. Устин/ Композиция в дизайне, Москва, Изд.: Астрель,2005, стр.46-52.
  2. Современный словарь-справочник по искусству. Изд.: Москва, 1999, стр. 377-378, 185-187, 314-315.
  3. Рисуем 50 насекомых. Ли Эймис. Изд.: Минск, 2000.
  4. Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова, Цветоведение для художников. Колористка, Изд.: Феникс, 2007.
  5. Журнал. Искусство в школе №3.2005, статья. А.Копылова. Технология урока искусства. стр. 8.13