Интегрированный урок (история + МХК + ИЗО) по теме "От парсуны к портрету"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Общеобразовательные стандарты второго поколения (ФГОС) ориентируют учебный школьный процесс на развитие “метапредметных способностей” учащихся. Метапредметные результаты обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, находят практическое применение знаний в различных предметных сферах.

Современный интегрированный урок – это не просто дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Метапредметный результат обучения подразумевает развитие базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Таким образом, образовательные стандарты могут рассматривать метапредметные результаты как интегративную составляющую содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам.

В условиях острого дефицита гуманитарной составляющей в нашей культуре, огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин.

В школе на современном этапе ее развития ,целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных уроков, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла.

Цели урока:

- подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного и исторического образа человека,;

- познакомить с изображением человека в разные исторические эпохи, в том числе в истории России; с историей возникновения и развития портретного жанра от Древнего мира до 17 в.

Задачи урока.

Предметные

1. Используя метапредметную связь истории и МХК, ИЗО продолжить изучение раздела живописи: портрет; закрепить знания о жанре, разновидностях портрета..

2. Развивать умение понимать язык искусства, его содержание (знаково-cимволические универсальные учебные действия).

Метапредметные:

познавательные:

- умение ориентироваться во множественных источниках информации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от поставленного условия;

- продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты;

регулятивные:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

коммуникативные:

- развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса; умение общаться, слышать и чувствовать других людей; работать совместно, добиваясь общей цели;

личностные:

- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации; приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: интегрированный урок история , МХК, ИЗО.

Основные понятия: культура, искусство, шедевр, портрет, парсуна.

Материал и оборудование для учителя: интерактивная доска, флипчарт урока, проектор, музыкальный ряд.

Материал и оборудование для учащихся: листы бумаги А4, карандаш, набор красок (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради.

План урока.

1. Вводная часть. Формулирование темы урока.

2. Ход урока.

– Определение жанра портрет, история его развития в мире и России.

– Закрепление знаний о разновидностях портрета, различиях парсуны от портрета.

3. Практическая работа.

– Средства художественной выразительности.

– Цветовое решение портрета (закрепление) – мастер-класс.

4. Подведение итогов урока .

Ход урока

(в ходе урока учащимся предлагается выполнить интерактивные задания используя возможности интерактивной доски (ИД))

1. Интерактивное задание. На экране слайд с изображением иконы, парсуны и портрета. Учащимся предлагается посмотреть на изображения, и ответить на вопрос:

- “В чем состоят основные различия между изображениями?”

- “Сравните наблюдения, которые вы сделали? Сформулируйте тему нашего урока?”.

Живопись XVIII века. От парсуны к портрету. Приложение

По ходу урока заполните таблицу

Вопросы Икона Парсуна Портрет
Время возникновения      
Кого изображали, манера письма      
Материал, на котором делали изображение      

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.

Из истории развития портретного жанра

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют “зеркалом души”.

Древний Египет

Первые портреты ка самостоятельный жанр были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Возрождение

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVI в. Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.

Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан– не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

Тогда же впервые появляется автопортрет.

Русский портрет

- Новым явлением в русской живописи в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи.

- Первые портреты в России назывались “ПАРСУНЫ”.

В эпоху петровских реформ в начале 18 в. Начался переход от застывших, скованных изображений к утверждению неповторимости личности - ПОРТРЕТУ.

Интерактивное задание.

Определите, к какому времени относится портрет (парсуна – 17 в., портрет – 18 в.) (Слайд флипчарта)

Главные отличия ПАРСУНЫ от ПОРТРЕТА. (Приложение)

Интерактивное задание. Посмотрите на изображение на флипчарте и назовите основные отличительные черты парсуны

В.О.

  • Изображение людей, имеющее черты портретного сходства.
  • Плоскостное изображение.
  • Изображение реального лица в иконописной манере.
  • Узкая цветовая гамма.

- В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: “создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с определенной трафаретной позой, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности”

Интерактивное задание. Посмотрите на изображение и назовите основные отличительные черты портрета 18 в. (Приложение)

В.О.

- Изображение реального лица.

- Объемное изображение.

- Точная передача индивидуального сходства.

- Многообразие цветовой гаммы.

Не забудьте заполнять таблицу.

Интерактивное задание. Посмотрите на ИД и укажите какое из произведений создано в иконописной манере.

- Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Интерактивное задание. Укажи материал, на котором сделаны изображения.(Слайд флипчарта)

Закрепление пройденного материала

Интерактивное задание позволяющее отработать умение группировать. Программный уровень отлично.

По каким признакам можно отличить парсуну от иконы и портрета.

С помощью ручки для интерактивной доски расположите элементы ответов в необходимые графы таблицы.

Парсуна Портрет
Изображение реального лица

Плоскостное изображение

Изображение в иконописной манере

Черты портретного сходства

Изображение реального лица

Широкая гамма цветов

Объемное изображение

Мастер-класс

Учащиеся продолжают работу, над портретами начатую на уроках ИЗО. На доске выводятся слайды со схемой.

Поэтапного изготовления портрета.

В конце урока на доске устраивается выставка детских работ.

Список литературы

  1. Бойко А.Г. Идеи Просвещения в изобразительном искусстве России. М., Знание, 1991 г.
  2. Данилов А.А. “История России. Конец 16-18 век”. Учебник 7 класс. М. 2003 год.
  3. Десятников В. Комментарий к диапозитивам, М., 1978 г.
  4. Короткова М.В. “Путешествие в историю русского быта”. М.: 2003 год
  5. Павленко А. “Этот пестрый XVII век”. – “Юный художник”, 1993, №10.
  6. Сарабьянов Д. В. История русского и советского искусства, издательство “высшая школа” М., 1979.

7.03.2014