Профильное образование как фактор раскрытия способностей ребенка

Разделы: Математика


Выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается еще с времен античности. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, рассматривается Б. М. Бим-Бадом в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. Человек меняется в среде и посредством среды. «Самостоятельное взаимодействие человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, – вот что дает прочное и глубокое образование [1, с.1]

Образовательная среда, в свою очередь, «выдвигает» набор требований к образовательному процессу – внутренние требования. Следовательно, любая образовательная среда должна постоянно изменяться в соответствии с внешними и внутренними требованиями [1, с. 23].

Главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Для подготовки такой личности требуется новая образовательная среда. Современная образовательная среда представляет собой огромный интеллектуальный мир знаний, состоящий из различных источников информации.

Многолетний опыт работы, опыт работы коллег подтверждает, что для создания стимулирующей активной, развивающей среды имеет значение стиль обучения. Длинные монологи учителя не нужны, он выступает как руководитель, консультант и оппонент, т.е. он создает условия для возникновения деятельности. Прогрессивный поисковый стиль является учебно-познавательным, он ориентирован не на отметку (получил «5» и успокоился), а на процесс познания. Для совершенствования приёмов воздействия на учащихся в учебный процесс внедряю элементы технологии развивающего обучения Д.В.Эльконинова-В.В.Давыдова:

создание психологического комфорта с помощью следующих основных условий:

  • уважительного отношения, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащимся в учебной деятельности, обеспечения выбора учащимися уровня усвоения материала, практической направленности творческой   деятельности;
  • творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого до последнего урока по теме;
  • в процессе образования, учащиеся осваивают методы научной творческой деятельности;
  • усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности – общенаучные, общепредметные и тематические понятия;
  • теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, как это происходит при информационно-репродуктивном обучении, а формулируются через существенные признаки в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности самостоятельно или с помощью учителя.                                                                                      

Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Наша школа сельская. Численность учащихся стабильна, что позволяет иметь по две параллели классов. Начиная с 2006 года, преподавание математики на старшей ступени ведётся на профильном уровне по учебникам серии «МГУ-ШКОЛЕ», предоставляющим возможность изучения математики на любом желаемом или возможном уровнях сложности. Для обеспечения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта (профильный уровень), то есть   качественно иного образовании для каждого ученика по учебникам серии «МГУ-ШКОЛЕ» пришлось осваивать передовые авторские методики «из первых рук» через дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября»:

«Тригонометрия в школе» (руководитель курса Решетников Николай Николаевич, с 1992 года Н. Н. Решетников под научным руководством С.М. Никольского работает над созданием и совершенствованием учебников серии «МГУ-ШКОЛЕ»), «Система подготовки к ЕГЭ по математике», «Готовим к ЕГЭ отличников и хорошистов».

Методические указания, заложенные в концепциях курсов, постоянно использую при изучении различных тем курса, что позволяет демонстрировать различные подходы к решению заданий повышенного уровня сложности.                                                                                                                                                                     

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях профильного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Он постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, превращаясь в симбиоз развивающего и традиционного образования. На сегодняшний момент в практике моей работы -это наиболее оптимальный вариант, так как каждая из этих систем имеет свои   достоинства и недостатки. Замыслы урока заключается в создании разнообразной среды, условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Придав образовательному процессу импульс развития, наблюдая за самореализацией каждого обучающегося, постепенно создавая его «познавательный портрет».

Используемые виды занятий, даны в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Виды занятий

Позиция учителя

Обучающиеся проводят, осуществляют

1

На создание возможностей самопознания

Можно выразить фразой: «Узнай себя!»

 Самооценивание, анализ:

  • содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму решения задачи проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки;
  • использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач;
  • умения ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты

2

На создание возможностей для самоопределения

Можно выразить фразой «Выбирай себя!»

Аргументированный выбор:

  • различного учебного содержания, различных   источников;
  • заданий качественной различной направленности;
  • заданий, предполагающих выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
  • заданий с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
  • форм отчетности учебной работы (письменный – устный, досрочный, в намеченный срок, с опозданием);
  • режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок)

3

На включение самореализации

Можно выразить фразой «Проверяй себя!»

 

Выбор заданий, требующих:

  • творчества в содержании работы: придумывание задач, тем, вопросов;
  • творчества в способе учебной работы: решение нестандартных задач;
  • переработка содержания в схемы, опорные конспекты;
  • выбор различных «жанров» заданий: «научный» отчет, создание презентаций, изготовление моделей стереометрических фигур и т,д.

4

На совместное развитие школьников

Можно выразить фразой «Твори совместно!»

Совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы:

  • мозговой штурм, составление логико-смысловых моделей,  групповые проекты;
  • обычные творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем;
  • оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы

В настоящее время система предпрофильной подготовки и профильного обучения   органично вписалась в учебно-воспитательный процесс школы. Поддержать изучение математики как профильного предмета на заданном профильном уровне позволяют элективные курсы. Поскольку элективные курсы сравнительно недавно вошли в жизнь школы, то проблема разработки и организации элективных курсов до конца не решена. Мал опыт проведения таких занятий, недостаточно учебно-методической литературы. Учителю приходится варьировать объём и сложность изучаемого материала.                                                                                                                                                            

В 8-9 классах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса реализуется на основе:

  1. Авторской программы «Тождественные преобразования выражений. Математика» учеб. пособие/М. В. Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н. Котова, Е.В. Минькина и др. – М.: Дрофа, 2008 (Элективные курсы 8-9 классы)
  2. Инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
  3. Учебного плана МБОУ «Погореловская СОШ» Корочанского района Белгородской области на 2013-2014 уч. год

7-8 классах – дополнительный учебный курс «Введение в стереометрию». Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы: А.Л. Вернер, Т.Г.Ходот, изд. «Просвещение» 2006г.

В 10-11 кл. классах программа элективного курса составлена для изучения алгебры по сборнику Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н.Земляков– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Традиционные формы организации занятий, как лекция, практикум, семинар применяются, но на первое место выходят формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии (групповые и индивидуальные), в большей степени способствующие созданию развивающей образовательной среды. На заседании сетевого методического объединения учителей математики на базе нашей школы по теме: «Создание развивающей образовательной среды для раскрытия способностей ребенка» проведено занятие элективного курса в 8 классе по теме «Схема Горнера».

Занятие получило высокую оценку. Каждому обучающемуся для развития и саморазвития была создана образовательная среда, включающая:

  • организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;
  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
  • постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
  • особую подготовку учителя к систематическому осуществлению работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;
  • организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;
  • конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
  • практическая и самостоятельная исследовательская работа
  • презентация результатов;

(Сайт управления образования http://korroo.ru/). (Приложение 1 – краткий конспект. Приложение 1.1 – презентация. Приложение 1.2 – схема урока. Приложение 1.3 – задания)

Элективные курсы позволяют учащимся реализовывать исследовательские и творческие способности, участвуя в конкурсах, конференциях, олимпиадах различных уровней. исследовательская работа на тему: «Глава для математического депозитария «Теорема о сумме углов треугольника» участвует в конкурсе «Проектная деятельность» Фестиваля «Портфолио ученика» 2013/14 учебный год педагогического университета «Первое сентября» http://project.1sept.ru/;

Победителем муниципального конкурса исследовательских работ в рамках Российской научной конференции школьников «ОТКРЫТИЕ» признана работа «Вычисление площади подкасательного треугольника» ученицы 11 класса Волошенко Ирины. На её имя имеется сертификат участника VII регионального этапа научной конференции школьников «ОТКРЫТИЕ» (Приложение 2 – сертификат. Приложение 3 – презентация работы)

Результаты участия в олимпиадах представлены в таблице 2.

Таблица 2 

Год

Класс

Фамилия

Конкурс, олимпиада

Результат

2005

2006

10

Афанаськов А.

Районная олимпиада по математике

Диплом победителя

11

Архипова Е.

Диплом призёра

2007

11

Афанаськов А.

Диплом победителя

2008

2009

10

Донецкий  Р.

XV-ой Межрегио нальная  заочная  физико-математическая олимпиада ВШМФ «Авангард»

Диплом за работу, вошедшую в 15% лучших работ математического тура олимпиады

2009

2010

6

Павлова М.

Всероссийский молодёжный математический чемпионат

Диплом за лучший результат в районе

8

Зиборова А.

Диплом III степени

Региональный победитель

11

Донецкий Р.

Диплом II степени 

Региональный победитель

2012

2013

6

Дмитренко А.

Общероссийская предметная олимпиада. ОЛИМПУС. Осенняя сессия

Диплом. 9 место в общероссийской предметной олимпиаде ОЛИМПУС. Осенняя сессия

7,
10,
11

15 человек приняли участие

Предварительный заочный тур межрегиональной олимпиады по математике «САММАТ»

 

7
7
10
11

Дмитренко А.
Прокопенко Н.
Виноходова И.
Харузин В.

Предварительный заочный тур межрегиональной олимпиады по математике «САММАТ»

Из 15 участников вышли в очный тур (сайт БГТУ им.Шухова)

7

Дмитренко А.

Общероссийская предметная олимпиада. ОЛИМПУС. Осенняя сессия

Диплом. 9 место в общероссийской предметной олимпиаде ОЛИМПУС. Осенняя сессия

7

Прокопенко Н.

Общероссийская предметная олимпиада. ОЛИМПУС. Осенняя сессия

Диплом. 4 место в общероссийской предметной олимпиаде ОЛИМПУС. Осенняя сессия

2012

2013

9

Разуваев В.

Общероссийская предметная олимпиада. ОЛИМПУС.

Диплом. 2 место в общероссийской предметной олимпиаде ОЛИМПУС.

2013

2014

8

Мирошникова Е.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

Призёр

8

Кощин Е.
Прокопенко Н.
Мирошникова Е.
Дмитренко А.

Школьный конкурс исследовательских ра бот в рамках Россий ской научной конферен ции школьников «ОТКРЫТИЕ» «Глава для депозитария «Сумма углов треугольника»

Победители школьного этапа.

Участники конкурса «Проектная деятельность» Фестиваль «Портфолио ученика» 2013/14 учебный год педагогического университета «Первое сентября» http://project.1sept.ru/

11

Волошенко Ирина

Муниципальный конкурс исследова тельских работ в рамках Российской научной конференции школьников «ОТКРЫТИЕ». «Вычисление площади подкасательного треугольника»

Победитель муниципального конкурса исследовательских работ в рамках Российской научной конференции школьников «ОТКРЫТИЕ»

Сертификат участника VII регионального этапа научной конференции школьников «ОТКРЫТИЕ»

Понятие развивающей образовательной среды сегодня можно отнести не только к физическому пространству, но и к пространству виртуальному. Создан личный сайт, который также является развивающей образовательной средой с новыми информационными характеристиками. http://algebra5.jimdo.com/

Результативность опыта обеспечивает стабильность образовательной ситуации:

  • успешность учащихся, занимавшихся на элективных курсах, участвовавших в олимпиадах, конкурсах;
  • высокий уровень учебных достижений учащихся, осознанное профессиональное самоопределение

Современная образовательная среда действительно представляет собой огромный интеллектуальный мир знаний: это Интернет, книги, диски, различные технологии, но соглашусь с теми, кто считает, что основополагающим условием развивающей и развивающейся школы является выполнение учителями основной функции — быть стимулирующим началом в развитии личности каждого ученика.  

Литература:

  1. Интернет. А. И. Богданова. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия. Роль образовательной среды в современном поликультурном обществе.