Педсовет "Роль воспитателя в формировании положительных волевых черт"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Обобщить формы работы педагогического коллектива по формированию положительных волевых качеств личности.

Задачи:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов, ответственных за формирование положительных волевых качеств личности и успешность обучающихся в современном обществе.
2. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности.
3. Включение всех участников образовательно-воспитательного процесса в реализацию задачи формирования ВЫПУСКНИКА как компетентной личности, способной к самореализации.
4. Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.

Учитель ничего не производит, кроме будущего…
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил
Н.А.Заболоцкий.

Если оглянуться и просто посмотреть вокруг себя, то вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно.

Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к современным отношениям.

Положение детей и подростков в настоящее время тревожно.

Сегодня главным социальным институтом для ребенка является школа. Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность школьника за востребованность в будущем. Сегодня воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, воспитания волевых качеств, формированию культуры здоровья. Воля, как сознательная самоорганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленное на преодоление внутренних трудностей – это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Поэтому все это требует систематизации по основным направлениям формирования положительных волевых качеств обучающихся.

I задание:

1. Дайте понятие о воле и волевых действиях.
2. Как Вы формируете положительные волевые качества у своих воспитанников?

Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционной технологии-педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. "Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский) Согласно определению, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, или, проще, самовоспитание – выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога – вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

II задание:

1 .Какие приемы работы над собой (самовоспитания) Вы знаете?
2. Какие из этих приемов Вы используете в своей работе при формировании волевых качеств личности и почему?

Итак, педагог является основным субъектом педагогической деятельности. Своей профессиональной позицией он воздействует на учащихся, подавая пример суждений и действий. Исходя из этого, можно говорить о референтности учителя и воспитателя.

Референтная личность – человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Если воспитатель стал такой личностью для детей, то ответственность его перед будущим ещё больше возрастает, так как он активно воздействует на формирование будущих личностей.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
советчика, если он использует осторожное уговаривание;
просителя, если упрашивает быть таким “как надо”, опускается до лести;
вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.

Каждая позиция может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Профессиональная позиция предполагает и действия, обусловленные вышеуказанными характеристиками.

Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что педагог не работает в отдельности “ни для детей”, “ни для родителей”, “ни для общества”, “ни для государства”. Он видит себя “в каждой этой отдельности”, а потому пытается создать общность, понимая, что общность создается на основе добровольности всех людей. Гуманистическая позиция (как мировоззрения) – основа (смысл, порождающий цели) социально-педагогического проектирования.

За последние годы возросла воспитательная функция школы. Сегодня мы стремимся создать условия для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив и которыми насыщена воспитательная система школы.

Решение педсовета:

  1. Создавать в коллективе благоприятный психологический климат, способствующий формированию положительных черт характера у воспитанников.
  2. Планировать учебно-воспитательную работу педагогического коллектива, направленную на формирование и развитие положительных черт характера у детей в общеобразовательном процессе для создания основы социально-психологического климата.
  3. Рекомендовать педагогам при формировании волевых качеств личности обучать воспитанников приемам самовоспитания (самоанализ, самоконтроль, самоприказ, самопринуждение, самосознание, саморегуляция).
  4. Внедрять специальное корригирующее воспитание для детей, имеющих различные болезни нервной системы.
  5. Вести коррекционную работу по ликвидации негативных проявлений характера воспитанников и развитию умений детей в различных сферах в процессе формирования положительных волевых черт характера.
  6. Уделять внимание работе с родителями по формированию и развитию положительных черт характера у детей.