Что значит быть честным?

Разделы: История и обществознание



Цель урока: Создание условий для формирования знаний о таких основах нравственного поведения человека, как честность, правдивость, совесть и привитие соответствующих им навыков поведения в обществе.

Задачи:

Обучающие: познакомить со значением понятий честность, совесть, нравственные нормы, кодекс чести. Формировать умение рассуждать на тему нравственности с привлечением личного опыта.

Развивающие: критически осмысливать информацию , полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Воспитательные: вырабатывать собственное осознанное и ответственное отношение к своему поведению в обществе, давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам, развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях.

УУД:
Предметные: Уметь объяснять понятия « честность, совесть». Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе. Рассказывать об основных нравственных нормах. Объяснять смысл понятия «кодекс чести»; описывать, что он включает. Характеризовать его значение в формировании поведения человека. Сравнивать честные и нечестные поступки людей. Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы

Метапредметные: Оценивать собственное поведение с позиции нравственных норм Умение работать в малой группе. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения. Использовать ресурсы Интернета.

Личностные: Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы: работа с учебником, работа в парах, дискуссии, работа с дополнительной литературой . Оборудование: учебник А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Обществознание 5 класс, Дрофа 2012, тетрадь, компьютер, Мультимедийный проектор , мультфильм «Уроки хороших манер» (Бибигон), презентация.

Этапы урока:

1. Мотивация к учебной деятельности 2мин.
Добрый день, ребята! Посмотрите на наше солнышко и давайте все вместе прочитаем слова его приветствия , написанные на лучиках:

Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
С искренними и правдивыми
Всем хочется дружить.

- Ребята, к чему призывают эти слова? - О каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке?
Вы все правильно сказали, сегодня на нашем уроке мы с вами будем говорить о правдивости, честности и искренности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Пробное действие 4 мин.

Посмотрите фрагмент мульфильма » Уроки хороших манер « и ответьте на вопросы:
- как поступил Жора?
- кого он обманул?
– а если ученик списал контрольную работу у своего соседа по парте, то он честно поступил или нет?
– Поднимите руку те, у кого нет ответа.
– А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.
– Ты как считаешь? (…)
– У кого другое мнение? (…)
Выслушать все варианты ответов, почему он так думает.( Чаще всего правильных ответов нет).

3. Выявление причины затруднения 1мин.
– Давайте разбираться. Почему вы не смогли найти правильный ответ ? В чем была трудность?( возможный ответ-« не очень хорошо разбираемся в том, что такое честность»).

4. Проблемное объяснение нового знания-8 мин.
1. Совесть
2. Нравственные нормы- правила поведения в обществе.
3. Кодекс чести
– Какую цель вы перед собой поставите?( узнать, что такое честность)
– Итак, тема нашего урока: «Что значит быть честным?»
Давайте составим кластер со словом честность.
( В случае затруднения показать фрагмент мультфильма « Уроки хороших манер»)

Что значит быть честным?
Честность – это умение говорить правду. Это качество правдивого и добросовестного человека. Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Правдивость – искренность, честность, открытость, откровенность. В давние времена люди считали, что правда на земле схоже с огнем. Огненным, искренним должно быть ее выражение. Не случайно в русском языке «искренностью» (искрой) называют правдивое выражение душевного состояния человека.
Искренность - это правдивое выражение поступков и слов.
Справедливость – это умение различать, где правда, где ложь. Поступая справедливо по отношению к людям, он тем самым проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения сам.
Все эти качества составляют нравственные или моральные нормы, т.е. правила поведения людей в обществе. Давайте запишем это определение.
У каждого человека есть свои правила. Они составляют кодекс чести
Есть ещё одно качество, которое помогает человеку поступить честно. Давайте прочитаем рассказ с 57-58. Что мешало Антону заснуть после дня рождения?
Что такое совесть?( чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)
Трудно ли жить по совести? Попробуйте продолжить фразу « Жить по совести- это…»

5. Первичное закрепление во внешней речи.4 мин.

А сейчас вспомним сказку « Мужик и водяной».- Понравилась вам сказка?
- Как вы думаете, почему водяной сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?
- О чем подумали вы, когда водяной предложил мальчику золотой топор?
- Кого можно назвать честным человеком?

Физминутка 1 мин

6. Закрепление. 5 мин.
Всегда ли нужно говорить правду? Давайте закончим рассказ на с60-61
Что должна была сделать Ирина?(В случае затруднения показать эпизод из уроков хороших манер.) Чем эта маленькая невинная ложь отличается от неправды, нечестности? Какие примеры из жизни вы можете еще привести?

7. Включение в систему знаний. Работа в парах 5мин.
Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их. Без правды люди не живут, а только маются. За правду стой горой. Кто правдой живет, тот добро наживет.

8. Самостоятельная работа. 4мин. (Раздать карточки)

– Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить “+”, если ученик поступил честно, и “ – ”, если обманул.
1-я ситуация Учительница по обществознанию дала задание найти дома в Интернете значение терминов. Игорь забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто выполнил задание. Игорь вместе со всеми поднял руку.
2-я ситуация: На уроке Саша засмотрелся в окно на синичку и не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и прослушал вопрос.
3-я ситуация: Лена стояла у доски и долго вспоминала даты по истории. Марина стала ей подсказывать. Честно ли поступила Марина? – Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять.
Вернемся к нашему вопросу в начале урока. Честно поступил ученик или нет? Нечестно по отношению к кому?

9. Рефлексия деятельности 4мин.

Подведем итог урока. Какие новые качества вы сегодня открыли? К каким нормам они относятся? Перед вами высказывания великих людей. Нарисуйте смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем:

“Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго
«На свете нет ничего прекраснее честного человека. « Р.Роллан

10. Домашнее задание 3мин.
1-й уровень -Заполнить схему с 62 -Кого из известных вам сказочных героев можно назвать честными, а кого нет?
2-й уровень -Какие нравственные нормы вы знаете? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет, составьте таблицу с 59
3-й уровень Составить свой кодекс чести.

11. Оценивание работы учащихся -4 мин.