Интеллектуальная игра "Отечества достойный сын"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели:

  • развитие познавательного интереса к предмету,
  • развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного,
  • расширение кругозора учащихся.

Форма мероприятия: интеллектуальная игра “За семью печатями”.

Оборудование и литература.

1. И.А.Андрианова “Живописцы” - Москва, изд-во “АСТ. Астрель” 2004г, стр.159-169.

2. CD-презентация “За семью печатями” <приложение 1>.

3. Музыка из телепередачи “За семью печатями”.

4. Мамодельные печати.

5. 6 столиков для участников и листы для записей.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Многие выдающиеся деятели прославили нашу страну: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Денис Давыдов и Михаил Кутузов, Николай Пирогов и Дмитрий Менделеев, многие и многие другие. Одному из почетных граждан нашего государства мы посвящаем свой урок России. Мы будем рассказывать о его жизни и задавать вопросы, касающиеся истории нашей страны. Участники должны будут написать на контрольных листах ответы. Если ответ будет правильным, участник получит печать. Тот, кто наберет наибольшее количество печатей, в конце игры получит право назвать имя этого человека <приложение 1, слайд 1>. Итак, в нашей игре участвуют следующие ученики...

3. Время первой печати (музыка).

Слова учителя: Наш герой родился сибирском городе Красноярске <приложение 1, слайд 2> и, кажется, вобрал в себя удаль, размах и силу этого гигантского края. Семья его принадлежала к старинному казачьему роду. Наш герой очень гордился, что его предки пришли с атаманом “воевать” Сибирь. Казаков на эту экспедицию снаряжали купцы Строгановы. Они торговали “мягкой рухлядью”, так в старину называли меха. Пушнина, которой была богата Сибирь, им была очень нужна, но народы этих земель – ненцы, ханты и манси, - платили дань татарам. Вот и направили предприимчивые купцы казаков завоевывать Сибирь <приложение 1, слайд 3>. Покорив местных жителей и расправившись с татарами, атаман направил в Москву посольство к царю Ивану Васильевичу Грозному. В результате этого огромная территория Сибирского ханства вошла в состав России.

Вопрос первой печати: назовите имя атамана, сибирского хана и годы похода.

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Речь идёт о походе атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь против хана Кучума в 1581-1585 гг.

4. Время второй печати.

Слова учителя: Внучка нашего героя, известная детская писательница Наталья Кончаловская рассказывала о жизни героя: “Времена сторожевой казачьей службы давно канули в прошлое, и прадед служил регистратором в суде. Жили тихо, обособленно. Вечерами в домашнем кругу Иван Васильевич любил петь старинные казачьи песни, аккомпанируя себе на гитаре. Играл он хорошо, а голос у него был звучный и красивый. Прабабушка Прасковья Федоровна, характера несговорчивого, даже сурового, грамоте была не обучена, но обладала богатой фантазией, сама придумывала узоры для вышивки ковров и шалей и часто вплетала в узор увиденные в природе мотивы трав и цветов. Она умела вязать кружева и была хорошей хозяйкой. Подле матери нашему герою жилось интересно. В ее сундуке лежали пестрые сарафаны, расшитые шугаи, узорчатые дорогие шали, телогрейки на меху, парчовые поволойники. А в подполе дома как реликвия хранились синие мундиры и кивера с помпонами – казачья амуниция екатерининского времени. А еще много старых книг в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами. Наш герой любил листать эти книги, разглядывать картинки, рыться в груде диковинного оружия – какие-то тяжелые пищали, изъеденные ржавчиной шашки. Нравилось ему примерять амуницию, она приковывала воображение к славе далеких предков”. Именно тогда, от матери он услышал рассказ о боярыне – бунтовщице <приложение 1, слайд 4>, отказавшейся исполнения новых религиозных обрядов, продолжавшей креститься двумя перстами. Боярыня не подчинилась церковной реформе, проводимой патриархом Никоном, и ее сослали в Сибирь <приложение 1, слайд 5>. Ее сестра, княгиня Урусова, также была наказана, а духовный лидер, протопоп Аввакум, - сожжен.

Вопрос второй печати: о каком явлении в истории русской православной церкви идет речь? Когда была проведена церковная реформа? Какая боярыня стала героиней картины?

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Речь идёт о церковной реформе патриарха Никона, проведенной в 1653-1655  гг. и приведшей к расколу русской православной церкви. Боярыню - героиню картины – звали Морозова.

5. Время третьей печати.

Слова учителя: Рисовать наш герой начал с 4 лет: находил где-то гвоздик и выцарапывал им на сафьяновом сиденье стула домик или рыбку. Когда он поступил в школу, учителем рисования у него был тихий, добрый человек Николай Васильевич Гребнев. Он часами рассказывал ученикам о картинах Айвазовского, Боровиковского, Иванова, учил их думать, наблюдать, а не тупо срисовывать какой-то горшок или букет. Талант нашего героя он распознал сразу и занимался с ним по особой программе. Когда весной 13-надцатилетний герой оканчивал школу, заместителю губернатора Родикову преподнесли акварель – на ней был изображен букет живых цветов. Старик долго рассматривал произведение, а потом задал вопрос: “Кто рисовал?”. К нему привели красного от волнения выпускника. Это был наш герой. Чиновник попросил подростка нарисовать его портрет. “Ты будешь художником”, - сказал мудрый чиновник и направил его в Петербург. Время было неспокойное <приложение 1, слайд 6>. Все говорили о каком-то царском манифесте, о воле. В селах крестьяне сами захватывали помещичьи земли, требуя выполнить царскую волю. Они были уверены, что помещики неправильно читают манифест. “Разбилась цепь великая, разбилась и ударила одним концом по барину, другим по мужику!” - писал великий русский поэт Николай Некрасов.

Вопрос третьей печати: О каком событии идет речь? В каком году это было? Как звали царя, подписавшего этот манифест?

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Речь идёт об отмене крепостного права в 1861 году. Манифест был подписан Александром II.

6. Время четвертой печати.

Слова учителя: Приехав в Петербург, юноша поступил в Академию художеств. Он твердо знал свой путь: всю жизнь посвятит истории России, будет рассказывать о великих страстях и глубоких драмах русских. В 1863г художники – бунтари покинули Академию художеств и создали свою артель. Они не принимали академизма с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью и хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли бытовые сценки. Особой симпатией пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Художники ездили с картинами по стране и показывали их народу, стараясь сделать свое творчество доступнее простым людям <приложение 1, слайды 7-9>. К этому творческому объединению примкнул наш герой.

Вопрос четвертой печати: Как называлось это объединение художников? Картины каких живописцев демонстрировались на слайдах?

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Объединение художников называлось Товарищество передвижных выставок. Демонстрировались картины Крамского, Перова <приложение 1, слайд 10>.

7. Время пятой печати.

Слова учителя: Россия бурлила. Каракозов стрелял в царя. Народники организовали “хождение в народ”. Крестьянские волнения не потухали. Наш герой, отвечая на требования времени, решил изобразить переломный момент в русской истории – стрелецкий бунт. Стрельцов подговорила бывшая регентша - царевна Софья. По приказу царя она была заточена в Новодевичий монастырь, но хотела вернуть себе власть. Она решила воспользоваться отъездом царя за границу и стала рассылать стрельцам письма с призывом к восстанию. Стрельцы были недовольны ростом налогов, задержкой жалованья, ужесточением службы. Однако, князь – кесарь Юрий Ромодановский, которого царь оставил вместо себя, выявил заговорщиков. Противостояние царской власти и служилых людей закончилось казнью стрельцов на Красной площади <приложение 1, слайд 11-13>. Казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором антихриста царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас, начинающейся эпохи перемен.

Картина так живо и эмоционально показывала события двухсотлетней давности, что была удостоена восторгов и изумления публики. Это произведение было приобретено известным коллекционером русской живописи, который поставил перед собой задачу: собрать все шедевры русского искусства.

Вопрос пятой печати: При каком царе происходила изображенная на картине казнь стрельцов? Кто из коллекционеров купил картину? Что стало с его коллекцией впоследствии?

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Казнь стрельцов происходила при Петре I в 1698 г. Купил картину “Утро стрелецкой казни” русский коллекционер Павел Третьяков. Свою коллекцию русской живописи он подарил городу Москве. Картинная галерея носит его имя <приложение 1, слайд 14>.

8. Время шестой печати.

Слова учителя: В 1862г наш герой написал одну из самых драматичных своих картин <приложение 1, слайд 15>. Старик и его дочери в маленькой убогой избушке, забытые всеми, потерявшие все свое богатство и положение. Со своей жены художник написал старшую дочь всесильного временщика – трагический образ девушки 18 века. Любила одного человека, но отец – друг Петра I, бывший торговец пирожками, ставший князем, “полудержавный властелин” - заставил стать невестой малолетнего Петра II. Отца сослали в Сибирь, и она последовала за ним. Умер отец – умерла и она: отпели девушку в церкви, срубленной отцовской рукой.

Вопрос шестой печати: Как звали этого временщика? В каком году это произошло? Под каким название в русскую историю вошел этот период?

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Речь идет о картине “Меньшиков в Березове”. Александр Данилович Меньшиков, “полудержавный властелин”, был сослан в 1727 г в Березов, этот период вошел в историю под названием “период дворцовых переворотов”.

9. Время седьмой печати.

Слова учителя: Любил наш герой размах и удаль, любил Россию и ее героев. На одном из его полотен изображен самый прославленный российский полководец, совершивший переход через самые высокие горы в Европе - Альпы, выигравший много сражений <приложение 1, слайд 16>. В этот поход он направился по приказанию русского царя, заключившего союз с Австрией и Пруссией. Однако, союзники были настолько обеспокоены победами русской армии в Европе, что больше мешали ее победному продвижению на север, чем помогали ей. Они обещали русским проводников, лыжное снаряжение, продовольствие, но мало что из обещанного выполнили. Из-за их преступной оплошности русский корпус Салтыкова оказался в окружении у швейцарского озера. Именно к нему на помощь и направлялась русская армия под руководством нашего полководца.

Вопрос седьмой печати: Назовите полководца, совершившего этот переход. В каком году это было? Какой еще полководец, кроме нашего соотечественника, провел свою армию через Альпы?

Участникам дается время на запись ответа в контрольном листе. Проверка ответов, подведение итогов. Итоги пишутся на доске для всеобщего обозрения.

Ответ: Переход через Альпы из Италии в Швейцарию совершила русская армия под руководством Александра Васильевича Суворова в 1799 году. Во время второй пунической войны Рима с Карфагеном полководец Ганнибал провел своих воинов через Альпы в Италию.

10. Подведение итогов, награждение.

Участники называют общее количество печатей, полученных ими в ходе игры. Право назвать героя имеет участник, набравший наибольшее количество печатей <приложение 1, слайд 17>.

Слова учителя: Василий Иванович Суриков – могучее явление русского искусства. Его полотна – это мощные живописные симфонии на темы русской старины <приложение 1, слайды 18-22>; в них есть все: и страсти, и вихрь чувств, и раздумья о судьбах простых и великих людей, - в них есть мощь самородного таланта, сила которого подчиняет воображение зрителей.

После смерти жены он уехал в Сибирь, чтобы излечиться от депрессии. Здесь на родине его посетило праздничное воспоминание: как он возвращался в родной дом с матушкой из города Минусинска и в одной глухой деревне увидел старинную масленичную игру – взятие снежной крепости. Вспомнил и решил подарить весь этот зимний восторг людям! В этой картине “Взятие снежного городка” движение, вихрь, хохот, удаль и неутомимая молодость.

Современники называли его ясновидцем прошлого. Суриков словно рожден для того, чтобы каким-то таинственным образом, внутренним зрением, настроением, чувством проникать в былое и показывать это былое своим зрителям. Поэт Максимилиан Волошин писал: “русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в 20 век она привела художника, детство и юность которого прошли в 16 и 17 веках русской истории”.