Интеллектуальный марафон по теме "Вселенная". 5-й класс

Разделы: Астрономия, География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Данная работа представляет собой разработку интеллектуальной игры для учеников 5 класса на тему «Вселенная». Материал может быть использован на заключительном уроке раздела «Вселенная» или в качестве внеклассного мероприятия по географии. Вопросы разного характера и уровня сложности позволяют учителю оценить знания учащихся в рамках данного раздела. Игровая форма работы позволяет снять напряжение перед проверкой знаний и улучшить эмоциональный климат в классе.
Благодаря групповой форме работы у учеников формируются чувство ответственности, умение отстаивать точку зрения, а также навыки работы в коллективе.

Тип урока: урок обобщения и знаний с использованием ИКТ

Форма организации работы учащихся: групповая

Цели урока:

  • Образовательная: повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Вселенная»
  • Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся
  • Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других.

Задачи урока:

  • Актуализировать знания о Вселенной, полученные при изучении курса природоведения .
  • Сформировать у учащихся представление о Вселенной, ее строении и свойствах.
  • Оценить уровень знаний полученных в рамках тем данного раздела.
  • Подготовить учащихся к написанию проверочной работы на тему «Вселенная»

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для каждой команды, листы для контроля результатов, 3 комплекта рисунков планет, желательно выполненных учениками параллельного класса.

Организационный момент:Класс делится на несколько команд, можно разделить на 3 команды по количествурядов в классе. Необходимо предоставить командам возможность совещаться. Время на обдумывание верного ответа не боле 15 секунд, засекается по секундомеру.
Выбрать членов жюри, в идеале их число должно соответствовать числу команд. Каждый член жюри отслеживает успехи одной команды и заносит результаты в оценочный лист.

Игра состоит из пяти раундов (Приложение 1)

Раунд 1. Галактический. Представляет собой программированный диктант. Максимум 12 баллов (команда получает количество баллов, соответствующее среднему арифметическому от числа баллов, набранных членами команды).

Раунд 2. Астрономический. Состоит из подборки вопросов на пять основных тем раздела. (1 балл за правильный ответ)

Раунд 3. Капитанский. Подобрать название к фотографии/рисунку планеты и расположить их в правильном порядке относительно Солнца (1 балл за правильный ответ)

Раунд 4. Планетарный. Необходимо угадать планету по ее характеристикам (1 балл за правильный ответ)

Раунд 5. Интеллектуальный. Разгадать анаграммы (1 балл за правильный ответ)

Все результаты фиксируются в бланке оценивания

ХОД УРОКА

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем не совсем обычный урок –  у нас проходит интеллектуальный марафон . Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы запомнили материал последних уроков, а еще посмотреть, насколько хорошо вы умеете работать в команде.
Итак, правила игры: Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых Вы получаете возможность заработать баллы для своей команды. Начинают игру команды по жребию. В случае неправильного ответа команды шанс ответить получают остальные команды в порядке очереди. Каждая команда может дать только один вариант ответа на вопрос
Результаты записываются в бланк оценивания (Приложение 3)  Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Итак, начинаем ! Желаю всем удачи и, конечно же, победы!
Представление команд.

Слайд 2

Раунд 1. Галактический (8 мин.)

Правила раунда. Перед Вами бланки ответа (Приложение 2) Вы внимательно слушаете утверждение, которое я Вам прочту. В том случае, если Вы считаете его верным, необходимо закрасить квадратик напротив ответа «да» под номером вопроса. Если Вы не согласны с утверждением, закрашиваем квадратик «нет». Всего 12 вопросов. Итак, удачи!

Диктант

  1. Солнечная Система расположена в галактике Млечный Путь
  2. Возраст Солнечной системы составляет около 5 млрд лет
  3. В состав Солнечной системы входит 9 планет
  4. Звезда Солнце относится к  категории гигантов
  5. Солнце состоит преимущественно из водорода
  6. Нижний слой атмосферы Солнца называется короной
  7. Все планеты движутся вокруг Солнца против часовой стрелки
  8. Расстояние от Земли до солнца составляет приблизительно 150 млн километров
  9. У всех планет Солнечной системы есть спутники
  10. Атмосфера всех планет Солнечной системы состоит из углекислого газа
  11. Пояс астероидов расположен между орбитами Марса и Сатурна
  12. Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы

Слайды 3-14. Фронтальная проверка ответов во время подсчета результатов команд членами жюри.

Слайд 15. Подведение итогов раунда.

Слайд 16. Раунд 2. Астрономический (17 мин.)

Правила раунда. Команда по очереди выбирает вопрос, называя тему и номер вопроса. В случае правильного ответа она зарабатывает 1 балл. От команды принимается только 1 ответ. Если команда отвечает неправильно, право хода переходит к той команде, игрок которой первым поднял руку. Обратите внимание на тишину, ведь громко сказанным ответом вы можете помочь команде соперника.

Слайд 17. Раунд 3. Капитанский (5 мин.)

На доске развешаны рисунки планет. Задача капитанов или их помощников  за 3 минуты расставить планеты в нужном порядке и сделать к ним подписи. (Приложение 4) Правильно угаданная и поставленная на свое место планета принесет вам 1 балл.

Слайд 18. Проверка ответов. Ребята, нет ли ошибки на этом слайде? Есть, Плутон не входит в   состав Солнечной системы.

Слайд 19. Да, действительно, Международный Астрономический Союз в 2006 году  исключил Плутон из списка планет Солнечной Системы и причислил его к категории малых планет.

Слайд 20. Подведение итогов раунда

Слайд 21. Раунд 4. Планетарный (5 мин.)

У каждой команды на столе лежат карточки (Приложение 5) с описанием планеты Солнечной системы. Задача: за 3 минуты угадать все планеты по описанию и сделать подписи на отведенной для этого строке каждой карточки. На одной карточке указаны характеристики только одной планеты.

Слайды 22-29. Фронтальная проверка ответов раунда

Слайд 30. Подведение итогов раунда.

Слайд 31. Раунд 5. Интеллектуальный. Разгадайте анаграммы. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл (5 минут)

Слайд 32.  Птолемей
Слайд 33.  Альдебаран
Слайд 34.  Скорпион
Слайд 35. Ганимед
Слайд 36. Гершель
Слайд 37. Тритон
Слайд 38. Кассиопея
Слайд 39. Хромосфера
Слайд 40. Телескоп
Слайд 41. Андромеда
Слайд 42. Подведение итогов раунда

Слайды 68-70. Подведение итогов. Оценка работы команд и отдельно взятых учеников, выставление оценок наиболее активным ученикам, вручение грамоты команде-победителю и поощрительных призов проигравшим.

5.03.2014