Занимательный материал на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями широко можно использовать иллюстрации к сказкам “Терем-теремок”, “Рукавичка”, “Колобок”, “Три медведя”, “Репка”.

“Репка”

“Сегодня мы побываем в гостях у сказки “Репка”,— сообщает учитель.— Посмотрим сказку и поможем главным героям”. Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: “Вы молодцы, ребята!: Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия “раньше”, “позже”, -“перед”, “за...” (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом”.

Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, учитель планирует ее проведение так, чтобы она не предшествовала обучению (“поиграем, а потом начнем учиться”), не чередовалась с ним (поучимся — поиграем), а стала формой коллективной учебной деятельности.

Педагог формирует у своих первоклассников качества, необходимые для становления учебной деятельности:

а) положительное отношение к школе, учебному предмету;

б) постоянное развитие способностей;

в) осознание способов учебной деятельности, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Вот почему при подведении итогов учитель систематически убеждаются в том, что до начала игры они чего-то не умели, а к концу этому научились.

Закрепляя понятия “столько же”, “сколько...”, можно провести следующую игру.

“В гостях у Красной Шапочки”

Учитель просит детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек?

Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную модель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу — Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах.

В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Для сознательного, уверенного овладения операцией счета я считаю, что дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяет различные игры.

“Составим поезд”

Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры педагог предлагает считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

“Звездное небо”

На плакате изображено “звездное небо”. Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их , тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: “А сколько теперь звезд?” Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.

Счет предметов предполагает не только знание последовательности чисел от 1 до 10, но и умение правильно соотнести число и предмет в пересчитываемой группе предметов. Учитель добивается, чтобы каждый ученик, произнося число, дотрагивался до предмета или брал его в руки.

“Почтальон”

На наборном полотне выставлено 10 домиков — это улица. Им присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов — почта с почтальоном-зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить?

Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала, я провожу игры: “Угадай”, “Открой форточку”, “Арифметический лабиринт”, “Найди пару”, “Войди в ворота”, “Лесенка”, “Эстафета”, “Карусели”.

“Угадай”

Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например число 7. Выигрывает тот, кто; больше предложит вариантов.

“Арифметический лабиринт”

Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме число 10 (9, 8 и т.д.).

Часто организую игры так, чтобы ученики оказывались в роли учителя, т. е. контролировали правильность выполнения или сами давали задания классу.

“Молчанка”

Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча — состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверять ответы товарищей.

Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10 я применяю игры в следующей последовательности.

На этапе объяснения нового материала она использует игру “Лесенка”. На наглядной основе дети осмысливают прием прибавления и вычитания 2, 3, 4. В игре “Счет цепочкой” учащиеся проговаривают прием прибавления и вычитания чисел' на примерах.

Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: “Кто быстрее?”, “Кто больше?”, “Не собьюсь”, “Вычислительная машина”, “Почтальон”, “Чей букет лучше?”, “Забей в ворота мяч”, “Полет в космос”, “Поезд” с использованием разнообразного счетного материала и наглядности. Особенно любят ученики игры-эстафеты.

“Полет в космос”

Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит. примеры. Она и отправляется в космический полет.

“Поезд”

Класс делится на три команды. Выбирается начальник станции, готовящий составы к отправлению. Он раздает детям карточки-вагончики, на которых написаны примеры. По сигналу начальника станции команды начинают составлять состав. Первыми выходят “паровозы”, затем “вагончики”. Ответ примера — номер последнего вагона.

Как только составлен первый поезд, начальник станции отправляет его в путь под музыкальное сопровождение песни “Голубой вагон”. Второй и третий поезда отправляются по мере составления состава.

Игра переходит в проведение физкультминутки.

Сюжетно-ролевые игры часто провожу. тогда, когда нужно на практике показать, как правильно применять полученные знания.

“Театр”

— Представьте, что вы пришли в театр. Перед вами зал (наборное полотно, на котором каждый карманчик — это стул). Посчитайте, сколько стульев в первом ряду. (10)

Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10) В каждом ряду по 10 мест.

Назовите номера каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый.

Кассир продает каждому билет, на котором обозначены ряд и место.

— Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас? Скажи, Игорь. (Несколько учеников называют свой ряд и место.)

Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места. Первым он предоставляет занять места девочкам.

Значение сюжетно-ролевых игр велико: они содержат в себе элементы профессиональной ориентации учащихся.

Основное содержание курса математики для I класса связано с вычислениями. Я стараюсь оживить и сделать интересной традиционно скучную работу по выработке вычислительных навыков. Для этого неинтересные упражнения представляет в несколько необычной формулировке, придумывает для них сказочную форму. Например, задание решить примеры вида 3+5, 7—2, 6+4, 9—3 у большинства детей особого интереса не вызывают. К этому заданию дети почувствовали интерес, когда учитель представил его в таком виде: Хрюша, Филя, Винни-Пух и Степашка учились считать. Им каждому он дал листок с заданием: Хрюше 3+5, Филе 7—2, Винни-Пуху 6+4, Степашке 9—3.

Вот что у них получилось:

3+5=8    7—2=4

6+4=2    9—3=6

Что скажет учитель каждому? Почему он похвалил Хрюшу и Степашку и остался недовольный работой Фили и Винни-Пуха?

Опыт показывает, что игры и игровые упражнения помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки, пробуждать интерес к учению.

Ученики-шестилетки с желанием решают задачи, где математическое содержание подается в стихотворной форме.

Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а... (три).

У куклы пять нарядных платьев,
Какое нынче надевать?
Есть у меня для куклы шерсть,
Свяжу, и платьев будет... (шесть).

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет.

Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка?

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти

На скольких ножках ползает теперь жучок?

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще семи.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.

На сколько лет Дима моложе Сережи?

Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножки не замочила?

Опыт работы убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться.