Для учителей начальной школы

Авторская программа внеурочной деятельности "Я познаю мир"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса “Я познаю мир”. Современные школьники отличаются от детей пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Благодаря телевизору, видеофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Программа курса “Я познаю мир” направлена на формирование начал экологической культуры у детей. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов программы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

В основу программы легли следующие проблемы:

  • охранение растительного и животного мира;
  • охраны природы как необходимого условия сохранения здоровья человека.

Цель программы: формировать определенные экологические знания и умения у младших школьников, развивая личность, создавая основы творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
    – умение вести диалог, координировать свои действия с партнерами по совместной деятельности,
    – развитие способности доброжелательного чуткого отношения к людям, сопереживания,
    – формирование социально адекватных способов поведения;
  • формировать способности к организации и управлению деятельностью:
    – воспитание целеустремленности и настойчивости,
    – формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени,
    – формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество,
    – формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений;
  • формировать умения решать творческие задачи;
  • формировать умение работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • познать окружающую природу через проектную деятельность, способствующей развитию и самовыражению детей;
  • овладеть практическими навыками сохранения многообразия растительного и животного мира;
  • развивать зрительного, слухового ощущения и восприятия во время экскурсий, прогулок в природу;
  • обучать детей слушать и понимать музыку весеннего луга, леса, ручья, зимнего дня и т.д.;
  • выработать умения работы со специальной дополнительной литературой.

Программа составлена на 4 года обучения. Срок реализации: программа первого года обучения, разработана для детей 7–8 лет. Занятия проводятся один час в неделю (продолжительность занятий 35 минут). Тематика во 2–4 классах меняться не будет, но материал будет расширяться и углубляться.

Режим занятий: (33 часа за год – для 1 класса, по 34 часа для 2–4 классов). Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных и групповых занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их. За год будут осуществлены 5 проектов: “Дождики”, Птичья “столовая”, “Жалобная книга” природы, “Капелька”, “Коллекция увиденных животных”.

Ожидаемый результат:

в ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём;
  • самоопределение себя как личности;

учащиеся должны знать:

  • что такое природа;
  • правила поведения в природе;
  • что такое охрана природы;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • экологическую ситуацию села Гофицкое и его окрестностей;
  • особенности растительного и животного мира Ставропольского края;
  • редкие и охраняемые растения и животные родного края;

учащиеся должны уметь:

  • работать со специальной дополнительной литературой;
  • оформлять свои наблюдения;
  • наблюдать за погодой, явлениями природы слушать и понимать музыку весеннего луга, леса, ручья, зимнего дня и т.д.;
  • защищать неживую и живую природу.
  • оценивать экологическую ситуацию;
  • выполнять правила поведения в природе.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • фотовыставки;
  • учебно-исследовательские конференции;
  • научно-практические конференции;
  • викторины, Блиц-турниры, КВН;
  • демонстрация презентаций, экологических представлений.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с особенностями занятий (1ч). Природа. Экология. Деление учащихся на группы.

2. Проект “Дождики” (8ч). Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос – цель проекта. Детям предстоит и понаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, и спросить у бабушек, дедушек, как называются дожди, и поискать любопытные названия дождей в книжках. В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и веселый летний, и холодный зимний со снегом, и грустный осенний, и дождь через солнышко Часть работ будет посвящена образному употреблению слова дождь. А другая часть работ – тем дождям. Которых не должно быть на Земле, – кислотным, радиоактивным. В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь – к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город и т. д. Общий вывод: “Дождь – это тоже хорошая погода”. Проект может послужить началом для новых проектов Дождливых тропинок, цель которых – наблюдение за природой во время небольшого дождика

3. Проект Птичья “столовая” (8ч). Суть проекта – в создании и организации регулярной работы птичьей “столовой” на школьной территории. Дети продумывают, где лучше разместить “столовую”, какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек. Открытие птичьей “столовой” проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за “столовой” и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. Особую радость ребят вызывают стайки воробьев, ожидающие корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к “столовой” и радуются, когда ученики приходят к ним.

4. Проект “Капелька” (7ч). Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос: “Где мы теряем воду?”. Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На красочную схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисуют плакаты, устанавливают посты, становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Кроме того, придумывают, как сократить объем употребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья, других. Для этого они советуются с опытными хозяйками – своими мамами. При подведении итогов Капелька – главный герой итогового мероприятия – благодарит ребят за полезные советы детям и взрослым и всю проделанную детьми работу.

5. Проект “Жалобная книг” природы (6ч) Цель проекта – записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на определенной территории в ближайшем окружении детей. Предварительно проводится прогулка-путешествие, чтобы понаблюдать за состоянием окружающей среды, – участнику проекта предстоит узнать побольше об этом животном или растении. Рассказ начинается с описания автора жалобы и пишется далее от имени животного или растения. Второй этап проекта – обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. “Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?” – ответ на этот вопрос натолкнет ребят на новые практические проекты. Несомненно, “Книга жалоб” должна быть иллюстрирована детскими рисунками, а чтение ее будет сопровождаться творческими выступлениями детей.

6. Обобщение. Проект “Коллекция увиденных животных”(3ч). Многие ли из наших ребят могут похвастаться тем, как много животных они видели?! Акцентировать внимание ребят на увиденном, стимулировать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта наблюдений поможет проект. Его цель – составить коллекцию увиденных животных. Кто-то коллекционирует марки, кто-то значки, а участники нашего проекта – свои наблюдения. Животных можно рисовать, фотографировать, вырезать картинки из старых журналов, составить описание – кому как нравится. Проект удачен как индивидуальный, летний. Подведение итогов – праздник. Коллекции демонстрируются всем, о самых удивительных встречах дети рассказывают в классе.

7. Резервное время. 2ч.

Учебно-тематический план программы.

Наименование тем Количество часов. Теорет. Практ. Экскурсии.
1 Вводное занятие. Знакомство с особенностями занятий в кружке. 1 1

“Дождики” (8ч.)

2 Какие бывают дожди? Обсуждение проекта. 1 1
3 Зимний дождь. 1 1
4 Весенний дождь. 1 1
5 Летний дождь. 1 1
6 Осенний дождь. 1 1
7 “Плохие” дожди. 1 1
8 Составление книги “Дождики”. 1 1
9 Презентация книги “Дождики”. 1 1

Птичья “столовая” (8ч.)

10 Питание птиц. Обсуждение этапов проекта. 1 1
11 Корм для птиц. 1 1
12 Изготовление кормушек. 1 1
13 Установка кормушек на территории школы. (Дома.) 1 1
14 Открытие птичьей “столовой”. 1 1
15 Наблюдения за “столовой”. “Гости” в “столовой”. 1 1
16 Поведение птиц в “столовой”. 1 1
17 Фотовыставка “Птичья столовая”. 1 1

“Капелька” (7ч.)

18 Где мы теряем воду? Обсуждение проекта. 1 1
19 Контроль за водопроводными кранами в школе и дома. 1 1
20 Сколько воды человек израсходует в день? 1 1
21

22

Пути устранения утечки воды.

Изготовление предупреждающих знаков.

2 1
23 Изготовление плаката “Береги ВОДУ!” 1 1
24 Презентация “БЕРЕГИ ВОДУ!” 1 1

“Жалобная книга” природы. (6ч.)

25 Состояние окружающей среды.

Прогулка – путешествие.

1 1
26 Описание жалобы растения или животного. 1 1
27 Оформление жалобы при помощи рисунка. 1 1
28

29

Изготовление “Жалобной “книги природы. 2 2
30 Презентация “Жалобная книга” природы. 1 1

Обобщение (3ч.)

31 Подведем итоги. Обмен мнениями. 1 1
32 “Коллекция увиденных животных” обсуждение этапов работы над проектом в летнее время. 1 1
33 Учебно-исследовательская конференция 2 2
Резерв 2 1 1
Итого: 33 ч. 11 17 5

Перечень оборудования:

  1. интерактивная доска;
  2. моноблок
  3. мультимедийный проектор;
  4. печатающее устройство;
  5. микроскоп цифровой;
  6. комплект лабораторного оборудования для проведения экспериментов с водой и воздухом;
  7. комплект лабораторного оборудования по изучению средств измерения;
  8. комплект лабораторного оборудования для проведения исследований природных сообществ;
  9. Красная книга Ставропольского края;
  10. видео и фотокамера;
  11. ауди и видеозаписи;
  12. материалы для изготовления кормушек, плакатов, книг.

Используемая литература

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.. Программа курса окружающего мира. Письмо № 13-58-1170/17 от 21.07.2003 г.
  2. Цветкова И.В.. Экология для начальной школы. Игры и проекты – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

Рекомендуемая литература

  1. Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа: детская энциклопедия – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010.
  2. Губанова Г.Н. Книга для чтения детям: от года до семи -Тула : “Родничок”, 2006.
  3. Красная книга Ставропольского края.