"Рынок труда и образовательных услуг региона. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Презентация, слайд 1

Предмет – «Технология». Блок «Современное производство и профессиональное самоопределение»

Тема занятия: «Рынок труда и образовательных услуг региона. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности».

Цели:

  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с рынком труда, образовательных услуг, миром профессий;
  • активизация умственной деятельности;
  • расширение кругозора в области профессионального самоопределения;

Межпредметные связи: русский язык, обществознание, история.

Тип занятий: комбинированный урок.

Вид занятия: урок-погружение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Количество часов на тему: 2 часа

Оснащение: конспект, проектор, ноутбук, рабочие папки, макет «Дерево профессий», цветные карандаши, листы бумаги, спокойная музыка.

Список литературы для преподавателя:

  • Черникова Т.В., Профориентация старшеклассников, сборник учебно-методических материалов, «Учитель», Волгоград, 2005;
  • Аверкин В.Н., Путевка в жизнь, Москва, «Просвещение», 2005;
  • Технология профессионального успеха, под редакцией С.Н. Чистяковой, Москва, «Просвещение», 2001;
  • Технология. Твоя профессиональная карьера, дидактические материалы, под. ред. С.Н. Чистяковой, М., «Просвещение», 2008.

Список литературы для учащихся: Технология. Твоя профессиональная карьера. 8-(9) класс, под ред. С.Н. Чистяковой, М., «Просвещение», 2012; Аверкин В.Н., Путевка в жизнь, Москва, 2005.

ХОД УРОКА

Презентация, слайды 2, 3.

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие.

1.2. Сообщение темы урока

2. Подготовительный этап.

2.1. Актуализация исходного уровня знаний. Устный опрос.

– По какому принципу вы выбирали для себя профессию?
– Как вы думаете, почему некоторые люди меняют профессию несколько раз за свою жизнь?
– Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?

Слайд 4.

2.2. Поскольку одной из причин неправильного выбора профессии является незнание особенностей профессии, перспективы получения профессионального образования, дальнейшего трудоустройства, исходя из темы урока, мы попробуем самостоятельно сформулировать цель нашего урока. У вас в папке лежит таблица «Цели урока». Попробуйте сформулировать по образцу цели урока для себя. Для этого можно использовать слайд, где были отражены основные термины – самостоятельная работа с таблицей «Цели урока» (Приложение 1)

3. Основной этап

Итак, цели урока у нас сформулированы, и мы приступаем к знакомству с темой. Мы все знаем, что в жизни каждого человека бывает очень важный момент – это выбор профессии, одно из самых ответственных решений в жизни человека. Труд и трудовая деятельность определяет положение человека в обществе. Профессиональная деятельность является источником дохода, источником человеческого существования. Т.е., работая, занимаясь определенным трудом, человек получает зарплату, деньги, а полученные за это финансы он сможет употребить на свое благополучие.
Но это все при условии, что у него будет определенная профессия. Люди часто путают понятия «профессия» и «специальность». Давайте в этом разберемся

Слайд 5.

Профессия (от лат. слова «profession» – объявляю свое дело) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования, например, врач, педагог, летчик… Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Или есть еще определения.

Специальность –

а) отдельная отрасль науки, техники, мастерства, искусства;
б) профессия.

Какое из них верное? Оба. Просто второе понятие немного шире. Ведь иногда специальность совпадает с профессией.

Пример: в школе работают педагоги – это профессия, а каждый педагог – специалист в своей области – учитель физики, учитель русского языка…

Пример: фотограф – это и профессия и специальность.

В мире насчитывается более 400 тыс. профессий. Одни из них отмирают за своей ненадобностью, а другие появляются в связи с новыми открытиями в науке и технике.

Вопрос. Можете привести свои примеры?

Например – аргироскоп. В обязанности этого человека входило узнать достоинство монеты на зуб. Сейчас в этом нет необходимости, для этого есть другие источники.
Есть очень необычные профессии. В итальянском городе Парма есть профессия, связанная с приготовлением сыра – «слухач». «Слухачи», постукивая палочкой по головке сыра, благодаря своему тонкому слуху, безошибочно определяют, созрел ли он. Специалисты очень ценятся, работа хорошо оплачивается государством.
В Японии есть профессия – «дегустатор воздуха», «вынюхиватель», как его еще называют. Он определяет степень загрязнения воздуха промышленными предприятиями. Эта должность введена в аппарат чиновников по просьбе трудящихся, недовольных качеством воздуха вокруг целого ряда заводов и фабрик.
В Америке, в штате Минессота на мыловаренном заводе служит человек, обязанность которого – жевать разные сорта мыла, чтобы установить в нем содержание щелочи.
Что же тогда подразумевается под понятием «должность»?

Должность – это положение и обязанности кого-нибудь в учреждении. За хорошие успехи в работе, трудолюбие, профессионализм человека могут повысить в должности – это карьера успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности, в профессии или по должности.

В ваших папках есть чистые листы, а на столе цветные карандаши. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю провести небольшое упражнение «Дерево профессий».

Нарисовать дерево. Его ствол – это профессия, а ветки, листья, плоды, цветы – это специальности в одной из профессий. Можете выбрать для работы над этим упражнением любую из профессий, только не ту, что я приводила для примера (педагог):

  • врач;
  • строитель;
  • юрист.

Время 2-3 минуты (самостоятельная работа).

Не забудьте подписать свой листок. Готовы? Молодцы, у вас все получилось или получится.

По конкретной профессии или специальности нам нужно учиться. Человек за свою жизнь может получить несколько образований в разных учебных заведениях.

Вопрос: Как вы думаете, что такое « профессиональное образование?

Профессиональное образование – это овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности.

Слайд 6.

У нас еще будет возможность об этом побеседовать, а полную информацию о правилах поступления, обучения можно получить из разных источников: в кабинете есть газета «Абитуриент», есть папка с буклетами разных учебных заведений, можно получить информацию на сайте МУПК– tiras-upc.org.

У нас в Приднестровье для этого есть различные учебные заведения:

  • начального профессионального образования – НПО (примеры); слайд 7
  • среднего профессионального образования – СПО (примеры); слайды 8, 9, 10
  • высшего образования – ВУЗ (примеры) слайды 11, 12

Итак, определившись с выбором профессии, вы должны еще подумать о том, что вам придется работать на каком-то производстве, где вы будете, например, создавать какую-то продукцию.

Вопрос: Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «производство»?

Производство – это создание какой-то продукции.

Слайд 13.

А продукция бывает разной.

Современное производство – это легкая промышленность, сельское хозяйство, тяжелая промышленность и т.д. То есть существуют различные отрасли экономики. Давайте рассмотрим таблицу и узнаем, какие существуют отрасли: лесное хозяйство, медицина, органы управления, агропромышленное производство, машиностроение, добыча и переработка полезных ископаемых

Слайд 14.

Давайте попробуем узнать, в каких отраслях экономики требуются специалисты. В ваших папках лежат объявления из газеты «Маклер». (Приложение 2)

Для выполнения этого упражнения вам нужно внимательно прочитать объявления и вписать, какие специальности, профессии требуются в 5 из отраслей экономики – по 2 специальности (профессии, их названия).

  • агропромышленное производство;
  • образование;
  • сфера услуг;
  • медицина;
  • торговля.

Для проверки этого задания я предлагаю обменяться работами и проверить работу соседа (самостоятельная работа).

Изучая объявления, вы можете сделать вывод, специалистов, какого профиля больше всего требуется в нашей Республике. Это станет поводом к размышлению, какую профессию выбирать.

Слайд 15.

Конечно, выбирая профессию, нужно помнить еще о том, чтобы выбрать правильно, нужно учитывать свои склонности, интересы, способности. Тогда работа будет приносить радость, удовольствие и удовлетворение. Об этом мы еще будем говорить на следующих занятиях. Я только позволю себе дать краткое определение.

Склонность – это постоянная потребность, расположение к чему-либо. Интересы – это занимательность, значимость, особенности человека, проявляющиеся в положительном эмоциональном отношении к чему-либо.

Не менее важно при выборе профессии учитывать наличие способностей.

Способности – это талант, дарование, умение производить какие-то действия.

Об этих всех особенностях человека мы будем говорить подробнее на других уроках.
А сегодня, чтобы завершить начатый разговор о выборе профессии, рынке образовательных услуг, об отраслях производства, необходимости учитывать интересы, склонности, способности, следует сказать о том, что существует рынок труда.

Рынок труда – это рынок купли-продажи рабочей силы.

То есть, получив соответствующее образование, человек будет искать место работы и попадет к работодателю.

Вот мы и проследили весь путь получения профессии, а дальше – это уже путь становления профессионала.

Слайд 16.

4. Закрепление материала

4.1. Сегодня мы познакомились и уточнили сведения о современном производстве, о рынке труда, узнали, что такое профессия, специальность, должность и другие. А теперь для закрепления терминов проведем конкурс – решение кроссворда. В нем нужно найти 10 терминов, определений, понятий, а ключевое слово – «профессия». На его решение – 5 минут. Кто быстрее и правильно решит его, получает приз. (Приложение 3)

Самостоятельная работа над кроссвордом (спокойная музыка).

Правильные ответы в Презентации, слайд 17.

– Давайте сверим правильность ответов.
А я хочу напомнить, что у вас есть 1 таблица «Цели урока», где вы по ходу урока или на этапе рефлексии заполняете третью графу, что вы узнали нового на уроке.

4.2. Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке (термины, новые профессии, где можно получить образование и какое и т. д.).

Слайды 18, 19.

И в заключение проведем последнее упражнение «Запомни основные термины»
В Ваших папках есть таблица с терминами, определение которых я сегодня называла. (Приложение 4).
Соотнесите стрелочкой основные термины и их характеристики, либо поставьте номер термина в пустую графу рядом с соответствующей словарной статьей.
Задание рассчитано на разные уровни усвоения материала. Поэтому 1 таблица состоит из 5 терминов, обязательных для всех. Знание всех терминов – 4 балла, 3-4 правильных ответа – 3 балла, 9-10 правильных ответов в таблице №1 и №2 – 5 баллов.
Найдите его в папке. На выполнение работы дается – 5 минут.

Самостоятельная работа. (Правильные ответы в Презентации, слайды 20, 21)

Проверка работы.

4.3. «Дерево профессий». Напишите на листочке выбранную вами профессию и прикрепите его к дереву.

4.4. В папке есть памятка, как правильно составить резюме. (Приложение 5)

Я желаю, чтобы она использовалась только один раз.

4.5. Рефлексия

В папках есть листочки-задания «Эмоциональное отношение к уроку». Оторвите листок с соответствующим отношением и сдайте мне. (Приложение 6)

5. Выставление оценок

6. Домашнее задание

Найти по 5 пословиц о труде, знаниях и способностях человека.

Слайд 22.