Тема урока: "Что же такое смысл?"

Разделы: Школьная психологическая служба


“Смысл – сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.”

Одними из первых к понятию “смыл” обратились сторонники психоанализа для объяснения причин, форм того или иного поведения.

Юнг читал, что обнаружение и реализация смысла жизни для каждого человека выступает как специфическая задача и потребность.

Каждый человек стремится найти свой смысл, при его отсутствии или невозможности его реализации, по словам Франкла, человек находится в состоянии экзистенциального вакуума или фрустрации. Так же Франкл утверждает, что смысл не создается самим человеком, он находит смыслы через призвание, а главным помощником в поиске и нахождении смысла является совесть.

Совесть - способность на уровне интуиции находить единственно верный смысл, скрытый в той или иной ситуации.

Главная задача каждой личности не найти смысл, что тоже важно, а осуществить его, притворить в жизнь.

Адлер высказывал свое мнение о том, что смысл жизни складывается у индивида в первые годы жизни. Франкл же считал, что смысл жизни – задача, на реализацию которой индивид тратит свою энергию и доступные ему ресурсы, но при этом он не застрахован от ошибок и неудач. В случае неудач могут возникать серьезные нарушения личностного развития.

С помощью техники фокусирования можно определиться со смыслами, наиболее актуальными в этот период времени, но при этом каждый из смыслов может трансформироваться в зависимости от потребностей и условий в которых данный смыл претворяется в жизнь.

Личностный смысл - индивидуально значимая характеристика для субъекта, нацеленного на достижение и реализацию какой-либо цели.

1. Смысл порождается реальными отношениям, связывающими субъекта с объективной действительностью.

Каждый объект служит определенной цели и выполняет конкретную роль для конкретного субъекта.

Уникальность системы отношений = уникальность системы смысловых образований.

2. Непосредтвенным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.

Потребности и мотивы личности – связующие звенья между объективной деятельностью и личностью.

3. Смыл обладает действенностью.

Смысл выполняет роль/функции регуляции практической деятельности, где у каждого субъекта присутствует своя особенность понимания, осознания и структурирования знаний о действительности.

4. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.

Каждый реализованный смысл помогает найти следующий.

5. Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.

В зависимости от ситуации, в которой воплощается смысловая деятельность, смысл может измениться в зависимости от времени выполнения соответствующей деятельности и ситуации, в которой она выполняется.

Смыслообразование - образование связанных между собой слов/значений, имеющих ценность для субъекта деятельности в данный момент времени.

Смысл выстраивается из доступных для понимания значений и категорий.

Значение смысла у разных людей разное.

Между любыми событиями устанавливается связь, направленная на реализацию какой-либо потребности. Каждые события связаны смысловой связью, благодаря которой актуальная проблема или потребность может быть решена, либо устранена( таким образом, она приходит к своему логическому завершению).

Д.А. Леонтьевым были выделены механизмы порождения/возникновения смысла:

1. Замыкание жизненных отношений.

Мы в результате всех усилий приходим к той цели, которую ставили себе первоначально. Получается своего рода запрограммированная деятельность, которая не поддается изменениям.

2. Индукция смысла.

“Рождение” смысла деятельности, которую не хочешь выполнять, и которая изначально была лишена смысла. Человеку не свойственно делать бессмысленные вещи и поступки, в следствии этого он стремится любой деятельности придать смысл.

3. Идентификация.

Происходит ощущение причастности себя к определенной социальной группе, у которой есть свои установки и своя культура. Человек, соотнося себя с данной группой людей, овладевает определенными смысловыми ориентациями, характерными для этой группы.

С помощью мифов, метафор и сказок у всех народов и национальностей складывается культура социальной группы, у которой есть свои ценности, смысловые ориентации, установки.

4. Инсайт

Своего рода внезапное “озарение”- рождение смысла.Смыслы всегда рядом с человеком, но нужный отыскивается внезапно.

5. Столкновение смыслов.

Столкновение может произойти в случае, когда внутренний смысловой мир сталкивается с другими смысловыми мирами (внешними).

6. Полагание смысла.

Придание главному факту своей жизни особого смысла, который в последствии поможет прийти к успеху.

Е.Ю.Артемьева, Ю.К. Стрелков и В.П. Серкин выделяют три слоя субъектного опыта:

  • Перцептивный мир, в котором все образы или объекты упорядочены относительно друг друга.
  • Семантический слой, в котором отношения ко всем актуальным объектам структурированы.
  • Образ мира – глубинная структура, которая формируется в результате “обработки” семантического слоя.

По Д.А.Леонтьеву, личность – психологическое образование и регуляторная система, формирующаяся функциями выделения себя из окружающего мира, выделения, структурирования и презентации своих отношений с миром, подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений.

Личностный смысл – составляющая образов восприятия и представления соответствующих явлений и объектов, которая отражает их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформации.

Личностный смысл-феномен трансформации временных, пространственных и многих других характеристик значимых объектов в их образе.

Смысловая сфера личности, по Леонтьеву Д.А, это организованная совокупность смысловых структур (образований) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.

Смысловая установка-составляющая исполнительных механизмов деятельности, которая отражает в себе жизненный смысл объектов и явлений действительности, на которые данная деятельность направлена, и феноменологически проявляющаяся в различных формах воздействия на протекание, осуществление актуальной деятельности.

Воздействие смысловой установки, по А.Г. Асмолову, может осуществляться через:

  • Стабилизирующее влияние и такие феномены как:
    1. Селекция и фильтрация (избирательность реагирования и внимания субъекта, предметом которых становятся объекты и явления, релевантные актуальной деятельности).
    2. Сенсибилизация (феномен избирательного снижения сенсорных порогов).
    3. Структурирование чувственных данных (преимущественное предпочтение отдается положительным подкреплениям).
    4. Инерция деятельности (характеризуется тем, что неоконченные действия с особым смыслом для испытуемого лучше сохраняются в памяти и хуже поддаются замещению, чем малоосмысленные действия).
    5. Защита по отношению к внешним помехам.
  • Преградное влияние.
  • Наличие неосознаваемых внутренних барьеров на пути к достижению осознанно поставленной цели.

  • Отклоняющее влияние.
  • Выражается через отклонение в течение деятельности, например, когда мы занимаемся важными для себя делами “через силу”.

  • Дезорганизующее влияние.
  • Проявляется, когда возможность реализации значимого мотива ограничена внешними рамками и обстоятельствами. Может проявляться в виде избыточной моторной активности, чрезмерного внутреннего напряжения, трудности переключения и фиксации на актуальной деятельности.

Список литературы

  1. Д.А. Леонтьев “Психология смысла”, 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. - 487 с.

20.03.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306