Самореализация и ресурсы деятельности

Разделы: Школьная психологическая служба


Эмоциональное напряжение, страх неудачи, крах планов на будущее, стрессы, нападки со стороны коллег… Никто не застрахован от любого воздействия из вне. К ним не возможно подготовиться заранее и даже опыт, полученный в предыдущих жизненных ситуациях, не может дать гарантий, что после очередного казуса человек, попавший в неприятную ситуацию, сможет выйти из нее “сухим”.

Еще с детства родители передают свой жизненный опыт детям в рассказах, давая им ощутить ответственность взрослой жизни и поступков. Уже с детского возраста мы учимся выносить полезную информацию из услышанного, придумывая и продумывая как бы Я справился(-ась) со сложностями, которые пришлось испытать родителю…

Еще в детстве каждый человек загорается идеей или желанием стать в будущем тем, кем ему хочется. В зависимости от этого ребенок выбирает увлечения: если он хочет стать гонщиком, то учится быстро ездить на велосипеде, врачом- познает основы и отрабатывает различные приемы лечения на игрушках и т.д. Задача родителей создать соответствующую среду для благотворного развития навыков ребенка и обеспечить ресурсами, которые помогут освоить образовательное пространство вокруг него.

По мере взросления, родители помогают детям в школе: при изучении сложных предметов, сопровождают в случае выбора секции и прочего, что способствует навыкам освоения социального пространства. В дальнейшем – профориентация и выбор учебного заведения, которое отвечало бы запросам ребенка – давало желаемое образование и, естественно, открывало пути к самореализации.

Самореализация – умение оценить и применить имеющиеся навыки в области действия необходимого объекту этой деятельности, а так же приобрести опыт самостоятельной продуктивной деятельности.

Самореализация – реализация своего потенциала в той области, в которой субъект деятельности считает себя наиболее успешным.

Самореализация – реализация своих возможностей и самоактуализация.

Так же очень важно, чтобы помимо получаемой профессии и работы человек имел отстраненное от профессиональных обязанностей занятие, которое бы являлось ресурсным для человека и, которое помогало бы абстрагироваться от рабочих ситуаций. Таким образом, грамотно распределяя время между работой и хобби можно освоить способ энергосбережения и саморефлексии, с целью устранения и предотвращения случаев эмоционального выгорания.

И вот мы уже взрослые люди со своими “плюсами” и “минусами”, стремящиеся к благополучию и на пути к нему преодолевающие препятствия, которые нам в этом мешают. В течение жизни, каждый из нас переживает огромное количество чувств и их оттенков, например: радость, печать, разочарование, надежда, горе, стресс, потеря близких, любовь и т.д. Все эти чувства и переживания оказывают влияние на наше будущее, формируя наши взгляды, привычки, увлечения.

Для того чтобы справиться со всеми напастями нам нужны ресурсы, например, энергетический, эмоциональный и социальный. В качестве социального ресурса можно рассматривать семью и друзей, которые на протяжении всей нашей жизни оказывают неоценимую помощь и поддержку. Энергетический ресурс – силы, которые мы расходуем на выполнение той или иной деятельности. Правильный расчет энергии, сил в зависимости от способностей и возможностей может способствовать успешному продвижению к цели, либо отдалять от нее в связи с недостаточным количеством ресурсов для продолжения работы, что может способствовать выгоранию. Эмоциональный ресурс помогает прочувствовать каждый аспект выполняемой деятельности, ведь выполнение любой работы требует эмоционального реагирования. Эмоции разогревают чувства, например, при ощущении радости и возбуждения организм мобилизуется и готов преодолеть любые препятствия, а если человек грустен, чувствует себя загнанным в угол и никому не нужным, то тут же эти ощущения дают тебе почувствовать, что никакая работа не будет выполнена успешно.

Вся гамма ощущений и чувств, испытываемая человеком, помогает ему подняться на новую ступень развития. Ведь если можно угадать в каком ты сейчас настроении и что способствовало его проявлению, то можно попытаться перейти на другой эмоциональный фон. То же самое можно попытаться сделать и с коллегами и сотрудниками, которым может не хватать знаний и навыка в этой области. Так давайте поддержим команду, в которой мы работаем и сделаем так, чтобы работа “клеилась” и вела к развитию и внедрению все новых и новых форм взаимодействия, успешности и сотрудничества.

Первая часть работы посвящена теоретическому и литературному обзору по данной проблеме, а вторая - посвящена описанию выборки и результатов, полученных в ходе исследований.

Список литературы

  1. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 268 с.
  2. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 268 с.
  3. Осин Е.Н. “Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика”. Психологическая диагностика, 2007, №3.

20.03.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306