Мероприятие "По нижегородскому базару вслед за пушкинским Балдой"

Разделы: История и обществознание, Технология, Внеклассная работа


Цели:

- формирование общей культуры школьников, путём изучения народных традиций и ремёсел Нижегородского края,

- повышение роли предметов история и технология в формировании нравственного, духовного и идейного мировоззрения учащихся,

- активизация форм и методов в формировании у детей ценностных ориентаций через патриотическое воспитание, чувства гордости за свою Родину,

- углублять знаний учащихся о Родине, более содержательно знакомить с историей родного края, культурным наследием.

Задачи:

  • развивать чувство любви к своей Родине, патриотизм,
  • формирование эстетического вкуса,
  • развитие мышления и речи,
  • реализовать творческий потенциал, коммуникативные умения и навыки,
  • активизация творческих способностей учащихся,
  • приобщение к истокам народной культуры, истории.

Подготовка:

  • подбор литературного материала и его адаптация к мероприятию: А.С. Пушкин “Сказ о попе и работнике его Балде”, частушки, загадки.
  • подбор наглядного материала: предметы народного декоративно-прикладного искусства, музейные экспонаты, иллюстрации.
  • разучивание сценария ребятами.

Оборудование: предметы народного декоративно-прикладного искусства, музейные экспонаты, магнитофон, костюмы, аудиозаписи, иллюстрации.

Оформление: помещение украшено различными предметами нижегородских народных промыслов, дети одеты в русские народные костюмы.

Структура мероприятия:

Данное мероприятие включает в себя 2 части, перетекающие друг в друга.

Первая: экскурсия по нижегородским промыслам.

Вторая: рефлексия, обратная связь: в игровой форме закрепить умения извлекать информацию из различных источников и обобщать её.

По нижегородскому базару вслед за пушкинским Балдой

Часть 1

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые учителя!

Мы поздравляем Вас с началом учебного года. Приглашаем вас провести этот праздник с нами на Нижегородском базаре. Сюда издавна съезжались лучшие мастера, чтобы удивить и порадовать людей разнообразными народными промыслами.

(Что ж ребята, вы не спите, кое-где нам помогите!)

Жил-был поп
Толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

Балда: “Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”

Ведущий: Поп ему в ответ:

Поп: “Да, нужен мне совет…
Где найти товару такого
Не слишком дорогого.
Для стола нужны мне ложки
К ложкам, стал-быть, поварешки.
Рукомойник, самовары, ну и прочие товары.

Поподья: “Ну а мне нужен платок и плетеный лапоток,
Кружева на сарафан, локоть ткани на кафтан”

Сын: “Тятя, тятя, погляди, что я вижу впереди
Там свистульки и матрешки, кони, птицы, петухи,
Тятя, что-нибудь купи…”

Балда: (подходит к прилавку, берет в руки матрешек, играет)

Вот матрешки, как круглешки
Все лаковые, одинаковые
Как пойдут плясать и петь
Вам за ними не успеть

Эй, девчонки – хохотушки, (Появляются матрешки)
Запевайте-ка частушки,
Запевайте побыстрей
Чтобы было веселей.

Матрешки:

Ай, тари, тари, тари,
Купи Маше янтари
Останутся деньги
Купи Маше серьги
Ай, тари, тари, тари
Купи Маше янтари.
Останутся пятаки
Купи Маше ложки.

(Рассматривают матрешек, показывают зрителям)

Ведущий: славился наш край вот такими игрушками.

Деревянная точная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочками на голове. Матрешка раздвигается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая.

Первая русская матрешка состояла из 6 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и.т.д. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая, была младенцем, завернутая в пеленки.

Самая яркая, красивая матрешка - из Семенова!

Балда: Хохлома, хохлома - золотая старина.
Выросла золотая травка на ложке
Распустился красивый цветок мальва на плошке
Ягода клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду хохлатая птица - золотое перо.

Ведущий: У хохломы свои “секреты”.

Посуда деревянная, а похожа на золотую! Как же получается она такой? Сначала посуду вытачивают у дерева. Затем покрывают особой глиной, потом маслом олифой и просушивают в печи. Высушенную посуду вытирают алюминиевым порошком, отчего она становится как бы серебряной. И вот уже серебряную посуду мастера разрисовывают узорами. А красок берут только две - красную и черную. Наконец посуду покрывают лаком и ставят в печь. А из печи посуда выходит золотой. Это и есть хохлома.

Сегодня замечательные народные мастера хохломы живут и трудятся в селе Семино и городе Семенове.

Балда: А здесь замки диковинные, колокольцы звонкие
Подходи народ, налетай, всё, что надо выбирай!

Купец: Из болот железо взяли,
Там на дне его открыли,
Принесли его в горнилу,
Положил кузнец железо -
Поместил в огонь горнила
И мехи привел в движенье.
Трижды дуть их заставляет
Расплавляется железо,
Размякает под мехами
Точно тесто из пшеницы.
Иль для чёрных хлебов тесты.

С самых древних времен кузнечное мастерство было почетным делом на Руси. В Нижегородском крае центром железодеятельной промышленности был город Павлово на Оке.

Самый старинный вид Павловского промысла - это выработка замков. Народные умельцы готовили подсвечники с фигурами львов, замки в виде уток, нарядное оружие с ложем из ореха, украшенного золотом и гербами.

Из поколения в поколения передают павловские умельцы легенду о том, как для “аглицкой” блохи ошейник сделали, заперли его на замок собственного изготовления и, как полагается, посадили блоху на цепь. Вот тогда-то тульские мастера и сумели ее подковать.

Балда: А вот полотенца тканые и скатерти вышитые!

Ведущий: Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства.

Легла на крестьянский стол расшитая скатерть, и в избе стало светлее. Стало нарядным полотенце. А ведь были времена, когда без полотенца никуда; ни одно крупное событие жизни не обходилось без него. И свадьба, и рождение, и похороны. Хлеб-соль тоже на расшитом полотенце подносили.

Одна краше другой выходили в праздник девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты сарафаны, у парней рубашки вышивкой украшены. Самые лучшие свои наряды надевали деревенские жители на покос, да на жатву. Ну и, конечно, на свадьбу. Вышивка крестом (её еще называют северной вышивкой), литьё в тамбур, золотое шитье, белая и цветная гладь.

В зависимости от назначения одежды вышивка была либо белой, либо цветной, где основным был красный цвет.

В России для отдельных мест и губерний были характерны свои особенности в использовании цветовой гаммы для вышивки или росписи.

Так в Нижегородской губернии основные цвета – это белый, красный, черный. Каждый цвет имеет особое значение:

Белый - цвет начала.
Красный обозначает жизнь.
Черный - цвет земли.

Так что самая, на первый взгляд, простая вышивка или роспись имеет глубокое значение.

Начало жизни на земле.

Ведущий: Призадумался поп,
Стал почесывать лоб,
Говоря Балде:

Поп: Ладно, не будет нам
Обоим накладно,
Купил я всего понемногу,
Пора нам сбираться в дорогу

Поподья: Осталась довольна базаром,

Время провела здесь недаром.

Часть 2

Ведущий: Вот и закончилась ярмарка народных промыслов. Всё, что вы здесь увидели, приготовлено мастерами нашей области.

Богат Нижегородский край народными умельцами, о них и об их труде сложено немало пословиц и поговорок, загадок. И многие из них вы знаете.

Продолжайте пословицы за мной!

Пословицы

1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2. Взялся за гуж - не говори. что не дюж.

3. Глаза страшатся, а руки делают.

4. Дело мастера боится.

5. Доход не бывает без хлопот.

6. Кончил дело – гуляй смело.

7. Кто к чему родится, тот к тому и пригодится.

8. Кто не работает, тот не ест.

9. Куй железо пока горячо.

10. Любишь кататься, люби и саночки возить.

11. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.

12. Не боги горшки обжигают.

А теперь, я посмотрю, узнаете ли вы изделия наших мастеров в загадках.

Загадки

1) Тонка, длина, одноуха, остра, всему миру красна (игла)

2) Два брата - одно сердце (ножницы)

3) Сам деревянный, голова железная (молот)

4) Зубы имею. А зубной боли не знаю (пила)

5) Кланяется, кланяется - придет домой растянется (топор)

6) Что не имеет начала, ни конца (кольцо)

7) Без рук, без ног лапшу крошит (нож)

8) На стене висит, болтается, за него всяк хватается (полотенце)

9) Маленький пузатенький - весь дом стережет (замок)

Используемая литература

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.: “Респекс”, 1996.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб.: “Акцидент”, 1997.
  3. Пушкин А.С. Сказка о попе и о работнике его Балде М: “Художник РСФСР”, 1990.
  4. Калевала "Карело-Финский Эпос", ОГИЗ Москва 1949 год, без иллюстраций