Альтернативный способ оценивания "средний балл +"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В продолжение работы над темой самообразования: Система “Плюс” контрольно-оценочной деятельности на уроках физкультуры https://urok.1sept.ru/articles/630057/. Разрабатываю и внедряю различные способы оценивания и контроля в старших классах.

В 10-х классах и 11 Б оцениваем по оценочной шкале системы “Плюс”.

В 11 А классе применяю метод среднего балла +, девушки работая в 2012 году по оценочной системе “ Плюс”, оценивали себя определенными знаковыми обозначениями, что затем переводили в отметку.

На данном этапе, начиная с сентября 2013 девушки 11 А класса ставят себе оценку на каждом уроке в ведомость – лист, что для них было затруднительно объективно оценить себя (были некоторые высказывания девушек по этому поводу, знаковые обозначения (-), (=) в психологическом плане легче применять, чем отметки, например “2”, “3”).

С октября девушки 11А класса стали завышать себе отметки, так как с моей стороны оценочного контроля не было.

В ноябре ввела педагогический контроль в форме контрольного урока (каждый 5 урок), что привело к объективности и адекватной самооценке у девушек в дальнейшем.

Актуальность недостаточность разработанность педагогического контроля в системе отслеживания данных результатов по итогам прохождения программы по физической культуре в старших классах.

Цель: апробация альтернативного способа оценивания “ средний бал +”, самооценка результатов по каждой задаче на уроках физической культуры. Организация учебного процесса оценивания и контроля учащихся 11 А класса в рамках опытно-экспериментальной работы в МАОУ “Гимназия  № 30”.

Задачи.

1. Оценить уровень владения основными способами двигательной деятельности по самостоятельно разработанной системе критерий оценок. (Приложение).

2. Совместная выработка с учащимися критерий к заданиям во всех разделах программы по физической культуре. (2012-2014 гг.)

Экспериментальная методика среднего балла +, заключается в следующем:

На каждом уроке учащийся оценивает и ставит себе отметку в ведомость – лист по конкретным заданиям, задачам которые соответствуют определенным критериям (приложение), так же спортивные достижения фиксирует в лист - успеха.

После каждого 5 урока, компьютер считает средний бал, переводим в оценку, выставляем в журнал.

В случае пропусков по уважительным причинам (Б+, Н+) сумму отметок делим на количество посещенных учащимися уроков.

Если без уважительных причин пропуски уроков (Н), сумму отметок делим на 5 уроков:

Средний бал = сумма отметок
                             5 уроков

Почему именно 5 уроков?

В старшей школе я использую структуру: первый урок - изучение и освоение знаний нового двигательного действия, 2-3 урок закрепление и совершенствование двигательного действия, 4 урок - самостоятельная работа, корректировка двигательного умения.

Учащиеся на каждом уроке оценивают себя сами по критериям, так же вырабатывают свои критерии (тесты, игровые задания в количественных показателях) в своем классе.

Пятый урок – контрольный, где оценивает учитель по названным критериям.

Опора на материал по ФГОС на примерную программу по физической культуре “Стандарты второго поколения” - 2010 год: “В основной школе уроки физической культуры по ФГОС подразделяются на три типа: урок с образовательно-познавательной направленностью, образовательно-обучающей направленностью, образовательно-тренировочной направленностью.

При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи)”.

Задачи обучения и их оценивание по определенным критериям учащимися осуществляется в логике поэтапного формирование двигательного навыка:

1) начальное обучение (критерий: Результативность освоения основами знаний (использование знаний);

2) углубленное разучивание (критерий: Результативность овладения двигательного действия (воспроизведение - уметь применять полученные знания));

3) закрепление (критерий: Готовность учащихся к физической работе (двигательная активность (работоспособность));

4) совершенствование (критерий: Осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность (социальные навыки, личная вовлеченность).

Развитие физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

1) гибкость, координация движений, быстрота;

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

3) выносливость (общая, специальная).

Оценивание по критерию: динамика собственного развития (проверка, самостоятельная работа).

Можно сделать вывод, что нужно более подробно знакомить учащихся с критериями задач, заданий.

Давать возможность самим учащимся вырабатывать как можно точные и справедливые критерии к задачам (так как в процессе выработки критерия девушки, осознают свои и видят чужие ошибки, учатся объективно оценивать свою работу на уроке) и продолжать работу контроля над адекватной самооценкой у девушек старших классах.