Дифференциация звуков [р] – [л] и букв "р-л" в словах, словосочетаниях и предложениях

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: Научить детей различать звуки [р] – [л] и буквы р-л в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

  • выработать чёткую дифференциацию звуков [р] – [л], уточнить их характеристику и разницу в артикуляции
  • закрепить умение определять наличие заданного звука (звуков) в слове, его место в словах, словосочетаниях
  • продолжать учить чтению слов, в т. ч. и слов со стечением согласных
  • закрепить навык выкладывания схем слов
  • закрепить знания, полученные на логопедических занятиях: правило о раздельном написании слов в предложении; правило написания большой буквы в именах людей, кличках животных и др.; правило написания сочетания ШИ
  • развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие
  • проводить профилактику нарушений письменной речи.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки для выполнения заданий 4,5 , зеркала, фишки для выкладывания звуковых схем, индивидуальные рабочие тетради.

Ход занятия

1.Организационный момент (слайд 2)

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие мне поможет провести этот волшебный экран! Посмотрите и назовите, что изображено на картинках. Говорить нужно красиво, чётко проговаривая все звуки. Как, одним словом можно назвать эти предметы? Закончите предложение: Это....

2. Основная часть занятия

Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [р] – [л].

Задание 1. Характеристика изучаемых звуков и разница в артикуляции

Предложить детям вспомнить характеристики звуков “Р”, “Л” и сказать, чем они похожи (согласные, звонкие, твердые, обозначаем синим цветом) и чем отличаются (артикуляцией).

Задание 2. Определение заданных звуков в словах, их место в словах (слайд 3)

Логопед: А сейчас наш волшебный экран перемешает все картинки и вам, ребята, нужно будет эти картинки раздать нашим гостям: девочке Ладе и мальчику Роме.

Для Лады – картинки в названии который есть звук [л], а для Ромы- картинки в названии которых есть звук [р]. Определите место звука в слове: начало, середина, конец.

Задание 3. Чтение слов с последующей заменой букв л на р и наоборот. (слайд 4)

Игра “Измени слово”.

Предложить детям прочитать слова и заменить в них букву р на л и наоборот. Обратить внимание детей на то, что все слова написаны с маленькой буквы, а слово Прошка с большой т.к. это имя мальчика.

Задание 4. Определение наличия звуков в словосочетаниях. (слайд 5)

Логопед предлагает внимательно слушать словосочетания и записывать только буквы р и л, по числу их в слове: луговые травы, весёлый клоун, глубокий овраг, храбрый солдат, быстрый пловец, желтый трактор.

3. Физминутка на основе образовательной кинезиологии (развивает межполушарное взаимодейтсвие, синхронизирует работу полушарий) ( слайд 6,7)

“Крюки” -

За счет “запуска” интегрированной работы обоих полушарий, упражнение улучшает взаимодействие между эмоциями и процессами мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.

1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

“Перекрёстные шаги” -

Для начала мысленно проведите линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому “Перекрестные шаги” способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

Задание 5. Чтение слов с последующей записью по памяти и звуковым анализом. (слайд 8)

Игра “Волшебное зеркало”

Логопед предлагает детям поднести зеркало к синей линии, и прочитать в зеркале слово. Записать в тетрадь по памяти слово, которое находится в правом верхнем углу. Выложить его схему.

Задание 6. Чтение предложений с последующей записью. (слайд 9)

На экране появляются буквы, различные по цвету, шрифту. Если читать их по порядку, это просто набор букв. Необходимо прочитать буквы только черного ( красного) цвета, чтобы получились слова. Из слов прочитать предложения. (Проверка происходит только после прочтения детьми предложений)

Напомнить, закрепить!

Если слова дружат друг с другом и сообщают нам о чём-то, получается предложение. Все слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Имена людей, клички животных, названия городов, рек пишутся с большой буквы. При чтении слова “ландыши” закрепить правило: ши пиши с буквы и.

4. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Вам понравилось заниматься с волшебным экраном?

С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Какое задание вам понравилось больше всего? (слайд 10)

Дети дают свои ответы.

Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо позанимались! (слайд 11)

Список литературы (слайд 12)

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2011. — 240 с.

2. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие..СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил

3. Ткаченко Т.А. Первые прописи. Методика ранней грамотности.: ил. Соны Адалян. – Эксмо, 2013. – 96с.: ил.