Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


“Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”.
(А.М. Горький)

Для чего ребёнку игра?

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно- ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно- ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать им находить образцы и сюжеты для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей. Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Сюжетно- ролевые игры включают в себя:

а) Игры на бытовые темы : “Дочки- матери”, “ Семья”.

б) Игры с производственной тематикой: “Больница”, “Магазин”.

в) Игры с общественно- политической тематикой: “Космодром”.

г) Театрализованные игры: режиссёрские (режиссером является ребёнок, а исполнителем- кукла) и игры- драматизации (по готовому сюжету литературных произведений).

д) Строительные игры: “Город”, “Гараж”.

е) Игры- забавы и развлечения (игры с вертушками, солнечными зайчиками).

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и воспитанием. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.

2 группа -- это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в игре. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы- разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов. Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, интересов и желаний каждого ребёнка.

3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы:

*совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

*рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструирования;

*использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания построек;

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель); изготовлению игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок);

Сюжетно- ролевые игры – это игры, в которых дети отображают жизнь и деятельность взрослых. Дети играют в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Больницу”, тем самым дошкольники подражают домашним делам мамы и бабушки, знакомятся с работой продавца, врача. Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно: родители – самые близкие, любимые люди. Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Дети берут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, игровой уголок, ходят в гости, что способствует социально-личностному развитию дошкольников

Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы (в моряков, в лётчиков ), путешествия. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому подвигу, преклонение перед мужеством, смелостью. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача педагога – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, содержательными, насыщенными, показать благородную роль защитников Отечества.

Важнейшее условие успешного руководства творческой игрой – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

В сюжетно- ролевых играх происходит обогащение игрового опыта детей, прослеживаются их взаимоотношения, складываются навыки совместной игровой деятельности. Наблюдения за игрой помогают воспитателю определить качества личностного и социального развития ребёнка, характеры детских взаимоотношений, решать спорные вопросы советами, предложениями, дать игре нужное направление.

Театрализованные игры- это игры, где дети разыгрывают сценки по знакомым сказкам, книгам детских писателей. Они играют роли персонажей из сказок, выступают в роли Мухи- Цокотухи, доброго доктора Айболита. Необходимо использовать для инсценирования разные атрибуты – маски, костюмы, куклы, игрушки, декорации. Эти игры приносят детям огромное удовольствие. Дети стараются глубже передать образ героя и показать своё отношение к нему. Игры драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Воспитанию дружеских отношений между детьми способствуют строительные игры. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нужны постройки, кто что и с кем будет строить. В старшей группе дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества.

Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строительном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты. После завершения построек или окончания игры желательно провести беседу о том, как они строили, как играли, кто строил дружно. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры. В подготовительной к школе группе дети затевают игры, основой которых является комплекс построек: “Наш город”, “Аэропорт”.

Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Для игр с песком и глиной требуется разный дополнительный материал – обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей, животных, деревьев, разнообразные машины. Часть игрушек дети могут сделать сами (лодки, пароходы, самолёты).

Нравится детям постройки из снега. Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, делать крепости, утрамбовывать снег, валы, лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек. Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких развлечений, как “Праздник русской зимы”, а также игр по сказкам “Заячья избушка”, “Зимовье зверей”, “Морозко”.

Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему обучению в школе, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной, интересной и счастливой.

Интегрированное занятие с использованием сюжетно-ролевой игры “Моряки”

(подготовительная к школе группа ).

Программное содержание:

  • Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь; умение играть в коллективе.
  • Расширять знания детей о людях разных профессий на корабле.
  • Развивать умение строить новые сюжетные линии в процессе игры.

Оборудование: атрибуты для с/р игры “Моряки”; форма для моряков, халаты для врача, повара, продавца; атрибуты для игр “Магазин”, “Кухня”; книги для читального зала, билеты., пропуска, спасательные жилеты (круги).

Предварительная работа: чтение книги В. Тюрина “Кто главный на корабле”.

Ход игры

– Дети, как приятно путешествовать по синему морю под ярким солнцем, побывать в далёких странах.

-- Вы хотите путешествовать? На чём отправимся в путешествие? Как назовём свой корабль? (“Морская волна”)

-- Какая команда будет на нашем корабле? (капитан, штурман, радист, рулевой, механик, матрос, кок, продавец, врач и пассажиры).

Дидактическая игра “Кто служит на корабле?”

* Самый главный на корабле начальник – капитан.

* Управляет кораблём, ведёт его по курсу – рулевой.

* Направление, по которому надо вести корабль – курс -- зависит от штурмана.

* Обучает молодых моряков морскому делу – боцман.

* Чтобы механизмы на корабле всегда были исправны и хорошо работали – следит механик. * Повар на корабле – кок.

* На корабле днём и ночью, в любую погоду несут вахту – радисты.

Игра “Море волнуется -- раз...”

/Члены команды надевают форму, берут пропуска и проходят на корабль для подготовки его к плаванью. Вахтенный проверяет пропуска.

(количество слогов в названии профессии -- это номер пропуска).

/Пассажиры идут в кассу покупать билеты. Плата за билет – назвать “доброе” слово. Пассажиры проходят на корабль, занимают места (номер места – ответ решённого примера). Команда готовится к отплытию.

/Капитан радисту: Запросить порт о разрешении к отплытию.

/Радист: Порт. Я корабль ““Морская волна”. Разрешите отплытие? Разрешение получено.

Механик у пульта, штурман у карты, вахтенный матрос у трапа.

/Капитан : Убрать трап! Поднять якорь! (матрос выполняет команды) Включить двигатель!

/Механик: Есть включить двигатель!

/Капитан : Малый ход, средний ход, полный ход вперёд, так держать!

Кок готовит на кухне, врач проверяет качество еды, пассажиры делают покупки в магазине, играют.

/ Матрос: Прямо по курсу в воде бутылка. (смотрит в бинокль). Достать бутылку из воды.

Достают бутылку, в ней записка из рисунков.

-- Как же прочитать записку?

Появляется Волшебная Фея: Я вам помогу прочитать записку.

Словесная игра “Составь слово”

(слон, птица, абрикос, сумка, индюк, телефон, ель – спасите).

Моряки -- отважные, смелые люди, они всегда приходят на помощь.

/Капитан: Штурман, доложите, где мы находимся?

/Штурман: Мы находимся рядом с островом “Сказочный”.

/Капитан: Курс на остров Сказочный. Право руля. Приплыли к острову.

/Рулевой: Подходим к острову.

/Капитан: Стоп! Опустить якорь! Спустить трап!

На берег выходят пассажиры и часть команды. Механик осматривает корабль. Пассажиры с Феей гуляют по берегу. Находят карточки.

Игра “Как зовут сказочных героев?”

(слоговые карточки)

Выложить имя сказочного героя – Буратино, Морозко, Емеля, Золушка.

Загадать загадку про Буратино.

-- Пойдёмте поищем Буратино. Слышите, кто-то плачет?

Буратино: Ах! Несчастный я,Буратино. Кот поможет мне?

-- В чём тебе помочь , Буратино?

Дети помогают Буратино прочитать отрывок из сказки, так как он читать не умеет. Только тогда Буратино найдёт свой ключик.

Фея: У меня есть волшебные следы. Они покажут нам путь. Дети проходят по следам и находят ключик.

На ключе картинка: море, остров, на острове сундучок, в замке ключ.

/Капитан: Этот остров находится недалеко. Все идут на корабль.

/Капитан: Понять трап! Поднять якорь! Малый ход. Полный ход. Лево руля. Курс на остров сокровищ. Задание. Команда на корабле играют в кораблики: расставляют их по порядку по номерам от 1 до 10.

Учение со спасательными жилетами (спасательными кругами).

Физкульминутка – игра “Небо – земля – огонь – вода”

(Руки вверх – руки вниз – махать руками –раздвигать руками, как плавать).

/Штурман: Приближаемся к острову. Капитан даёт команды.

На корабле остаются матросы. Они наводят порядок на корабле.

Фея: Где же искать волшебный сундучок? Посмотрю я в своё волшебное зеркальце: сундучок в воде, в колодце. Поможет нам достать сундучок волшебная цепочка.

Словесная игра “Звуковая цепочка”

(Сундучок – капитан - небо –остров - волна - автомат – танк – ключик).

Дети достают сундучок из колодца (макет). Буратино открывает сундучок своим ключиком.

В сундучке маленькие сувениры – якоря на память о путешествии.

Команда матросов и пассажиры готовятся к отплытию. Путешествие закончилось. Команда наводит порядок на корабле.

Итог игры: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Вы бы хотели стать моряками?

Сюжетно-ролевая игра “Больница” (старшая группа)

Программное содержание:

  • Воспитывать любовь к профессии врача. Показать важность этой профессии, её необходимость.
  • Пополнить словарь детей медицинской терминологией.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.
  • Повысить интерес к игре. Развивать связную речь.

Оборудование: Создать условия для игры. Устроить кабинет врача. Приготовить нужные атрибуты.

Ход игры

1 часть. Загадать загадку (врач).

Дети рассматривают медицинские предметы– термометр, шприц, вата, йод, бинт, таблетки, фонендоскоп.

-- Дети, догадайтесь, человеку какой профессии нужны эти предметы?

-- Что делает врач? Что нужно для работы врачу?

-- Как врач использует медицинские инструменты?

(Шприцом делают уколы. Фонендоскопом врач слушает работу сердца и лёгких. Это очень сложный инструмент, и им может пользоваться только врач. Термометром измеряют температуру. Бинтом перевязывают рану).

-- В какой одежде работает врач? Каким должен быть врач? (добрым, внимательным, приветливым, умным, всё знать).

Физкультминутка “Если хочешь быть здоров”

2 часть. Игра в “Больницу”. Приём ведётся в кабинете у врача.

Воспитатель распределяет роли: врач, медсестра. Надевает белые халатики на детей. Дети с куклами сидят в очереди и ждут приёма.

-- Каких врачей - специалистов вы знаете? (хирург, терапевт, окулист, стоматолог – объяснить детям назначение профессий).

-- Кто работает в кабинете с врачом? (медсестра).

-- Как называются люди, которые приходят на приём к врачу? (пациенты).

-- Какими словами вы встретите своего пациента? (Здравствуйте! ).

-- Какие слова скажите дальше? (Проходите, пожалуйста. Садитесь).

--Какие вопросы выбудете задавать пациентам? Как надо обращаться с больными? Куда надо записать жалобы больного?

-- Что отдаёт врач больному? Кто выписывает рецепт? Где покупает больной лекарства?

Дети играют в “Больницу”. Потом организованно заканчивают игру.

3 часть. Словесная игра “Закончи предложение”. (Воспитатель начинает читать стихи из книги К.И. Чуковского “Доктор Айболит”, дети продолжают).

4 часть. Дидактическая игра “Кому что нужно для работы?”

Итог занятия: В чём нужна и важна профессия врача? Советы врача.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре – Москва, “Просвещение” 1983.

2. Никитин Б. П. Развивающие игры – Москва, Педагогика 1985.

3. Русскова Л. В. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” – Москва, “Просвещение” 1986.