Урок-игра обобщающего повторения и контроля знаний по теме "Тепловые явления" с ИКТ. 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цели урока Развитие универсальных учебных навыков в рамках поставленных целей Соответствие поставленных целей федеральным государственным

стандартам

Действия учителя, способствующие достижению целей урока
1.Образовательные:

- обобщить, углубить и расширить знания по теме “Теплота”;

- продолжить формирование навыков моделирования процессов в живой Природе на примере простых опытов и графиков.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Контроль и оценка результатов деятельности.

Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о системообразующей роли физики для развития других наук. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний, обращает внимание учащихся на развивающую ценность любых заданий, дает возможность детям самостоятельно выбирать задание из предложенных.
2.Развивающие:

- развивать интерес к естественным наукам, повышать мотивацию к их изучению,

- формировать убежденность в возможности познания мира.

Нравственно – этическая ориентация.

Самоопределение.

Приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов. Учитель сотрудничает с детьми, не сравнивая их между собой, а показывая достижения каждого ребенка.
3.Воспитательные:

-формирование культуры общения;

-развитие самостоятельности;

-развитие чувства любви к природе.

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Управление поведением.

Развитие умения планировать в повседневной жизни

свои действия с применением полученных знаний.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, учит их находить компромисс, приходить к единому мнению.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация “Урок-игра обобщающего повторения и контроля знаний по теме “Тепловые явления” в 8 классе с применением ИКТ”, справочный материал (таблицы), раздаточный материал (самостоятельная работа).

Ход урока

Организационный момент (1 мин.). Класс делится для игры на три команды.

Презентация. Слайд 1.

Ход игры

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проведем урок-игру обобщающего повторения и контроля знаний по теме “Тепловые явления”.Продолжим учиться применять полученные знания для объяснения тепловых явлений, расширим свои представления об их физической сущности, приобретем опыт видения,наблюдения и узнавания за формулами физических явлений и явлений природы.Слайд 2.

Начинаем нашу игру с разминки.“Внимание, картина!”.Слайд 3.(4мин)Задание: Определите физические явления и виды теплопередачи по картине. Побеждает та команда, которая перечислит больше физических явлений и способов осуществления теплопередачи. Слайд4.

Жюри подводит итоги разминки. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Учитель: Приступаем к первому раунду игры. Желаю всем удачи! Слайд 5.

Раунд №1. Составление условий задачи по картине и ее решение. Слайд 6.

Учащимся приводится пример составления условия и решения задачи по представленной картине. Слайд 7-8.

Задание: Составьте условие задачи по картине и решите ее. Слайд 9. (7 мин)

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание и сдают его на проверку учителю.

Учитель: Приступаем ко второму раунду игры. Желаю удачи! Слайд 10.

Раунд №2. Угадай, кто там? Слайд 11. (4 мин)

Каждая команда прослушивает информацию о каком-либо ученом и угадывает его фамилию и имя. Правильный ответ оценивается жюри 5 баллами.

Вопрос для команды №1.О каком из российских ученых сказано:“В 1745 г. он дал объяснение теплопроводности, плавления, испарения и ряда других явлений на основе представлений о вращательном движении частиц, из которых состоят тела. Им был сделан вывод о существовании самой низкой температуры тела, соответствующей абсолютному покою составляющих его частиц”?

Правильный ответ – М.В. Ломоносов. Слайд 12.

Вопрос для команды №2. О ком из ученых сказано:“В 1827 он проводил исследования пыльцы растений и увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и передвигаются с места на место. Он установил, что эти движения, по его словам, “не связаны ни с потоками в жидкости, ни с ее постепенным испарением, а присущи самим частичкам”?

Правильный ответ – Роберт Броун. Слайд 13.

Вопрос для команды №3. О ком из ученых сказано:“Он изучал природу тепла и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к идее сохранения энергии, что, в свою очередь, привело к разработке первого закона термодинамики. Ученый работал с лордом Кельвиным над абсолютной шкалой температур. В честь него названа единица измерения энергии”?

Правильный ответ – Джоуль Джеймс Прескотт. Слайд 14.

Учитель: подведем промежуточные итоги. Слайд 15.

Раунд №3. Своя игра. Слайд 16. (20-22 мин)

Учитель: Познакомьтесь с правила “Своей игры”. Слайд 17.

1. Команда выбирает тему и "стоимость" вопроса.

2. За правильный ответ ей прибавляется сумма, равная "стоимости" вопроса. 3. Если ответ на вопрос не получен, то право ответа на него предоставляется другой команде.

Подведение итогов: объявление общей суммы баллов каждой команды.

Учитель: Посмотрите на таблицу, в которой представлены 5 тем вопросов. Стоимость каждого из них от 10 до 50 баллов оценивается в зависимости от сложности. Выбор за вами! Желаю победы в данном раунде! Слайд 18.

Тема вопросов: “Виды теплопередачи”.

10 баллов. Назовите вид теплопередачи. Слайд 19.

Ответ: Излучение. Слайд 20.

20 баллов. Вид теплопередачи - . О . . . . . И . Слайд 21.

Ответ: Конвекция. Слайд 22.

30 баллов.Какая фотография сделана в более холодный день? Слайд 23. Ответ: №2. Слайд 24.

40 баллов.Почему туристы предпочитают дома, сложенные из снежных кирпичей, палаткам? Слайд 25.

Ответ: Иглу - это купол из снежных блоков, издревле использовавшийся эскимосами как жилье.Преимущества перед палатками: Слайд 26.

1. Отпадает необходимость таскать лишний тяжелый груз – палатку.

2. Для обогрева требуется лишь тепло находящихся в нем людей.

3. Снег впитывает в себя всю влагу, что гарантирует сухость в укрытии.

4. Иглу за счет своего снежного состава может освещаться лишь светом спички, а по утрам лучи солнца, немного преломляясь, пронизывают купол приятным свечением.

50 баллов.Почему в комнате при температуре 150С нам теплее, чем в воде при температуре 200С? Слайд 27.

Ответ: У воздуха низкая теплопроводность, и за счёт естественной теплопередачи в окружающую среду и конвекции тело теряет меньше тепла в воздухе, чем при той же температуре в воде. Слайд 28.

Тема вопросов: “Количество теплоты”.

10 баллов. Расплавится ли небольшой кусочек олова, если бросить его в сосуд с расплавленным свинцом? Слайд 29.Ответ: Температура плавления (при нормальном давлении): олово – 232°С; свинец – 327°С. Олово расплавится в расплавленном свинце. Слайд 30.

20 баллов. Почему ожоги кипящим маслом всегда сильнее, чем кипящей водой? Слайд 31.

Ответ: Удельная теплоемкость растительного масла меньше, чем у воды, но масло создаёт термическую плёнку, которая после воздействия тепла не даёт остыть поражённым тканям и ожог сильнее за счёт более долгого термического воздействия. Кипяток же такой плёнки не создаёт, и ткань остывает быстрее! Слайд 32.

30 баллов. Почему на улице электрические лампы горят менее ярко, чем в помещении? Слайд 33.

Ответ: В помещении теплее, чем на улице, и спираль лампы отдает меньше энергии для нагревания окружающей среде. Слайд 34.

40 баллов. Почему опытные повара предпочитают использовать чугунные сковородки и кастрюли, а не стальные? Слайд 35.

Ответ: У толстых, массивных чугунных сковородок и кастрюль дно прогревается более равномерно, чем у сделанных из тонкой стали. Те участки дна стальных сковородок, которые располагаются непосредственно над огнем, прогреваются особенно сильно, и на них пища часто пригорает. Слайд 36.

50 баллов. На высоте 300км над поверхностью Земли температура составляет 600 0С.

Нагреется ли до этой температуры помещенное туда тело? Слайд 37

Ответ: Тело, помещенное на высоту 300км, не нагреется до 600 0С потому,что натакой высоте мало молекул воздуха(воздух имеет низкую теплопроводность). Слайд 38.

Тема вопросов: “Изменение агрегатных состояний вещества”.

10 баллов. Назовите явление. Слайд 39.Ответ: Конденсация. Слайд 40.20 баллов.Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб, но остывший. Почему? Слайд 41.

Ответ: Свежеиспечённый хлеб содержит больше влаги. В остывшем хлебе часть воды уже испарилась. Слайд 42.

30 баллов.Без мороза на земле не покроется льдом озеро. (Чечено-ингушская пословица). При каких условиях образуется на поверхности озера лед? Слайд 43.

Ответ: Необходимо, чтобы вода на поверхности озера имела температуру 0 0С, а температура воздуха была ниже 0 0С. Слайд 44.

40 баллов.Будет ли кипеть вода в сосуде, плавающем в кипящей воде? Слайд 45.

Ответ: Вода в сосуде кипеть не будет. Температура кипящей воды 100 0С, но неоткуда взяться дополнительной энергии, необходимой для процесса кипения. Слайд 46.

50 баллов. Объясните причину того, что удар молнии часто расщепляет дерево. Слайд 47. Ответ: При ударе молнии вода, находящаяся в клетках дерева, моментально закипает. Пар разрывает ткани дерева. Слайд 48.

Тема вопросов: “Влажность воздуха”.

10 баллов. Почему зимой оконные стекла запотевают, если в комнате много людей и животных?Слайд 49.

Ответ: Стекла окон соприкасаются с воздухом на улице и являются самыми холодными предметами в квартире. Когда в комнате много людей, уровень влажности в помещении увеличивается, водяной пар конденсируется именно на стекле, оседает на нем капельками и иногда стекает по нему. Слайд 50.

20 баллов. Почему на полянах среди леса всегда густая мягкая трава, крупные ягоды и цветы зацветают раньше, чем на опушках леса? Слайд 51.

Ответ: Среди леса нет движения воздуха, уносящего тепло и влагу. Поэтому на полянах всегда густая мягкая трава, крупные ягоды и цветы зацветают раньше, чем на опушках леса. Слайд 52.

30 баллов.С какой целью стоматологи используют зеркальце, нагретое выше 370С? Слайд 53.

Ответ: Стоматологи нагревают зеркальце, чтобы выдыхаемый пар не конденсировался на нем. Слайд 54.

40 баллов. Ранняя роса - летом, а осенью иней - к вёдру. (Вёдро - ясная, тихая, сухая, хорошая погода). Как появляется роса и иней? Слайд 55.

Ответ:Воздух состоит из смеси газов, в томчисле в состав воздуха входят и молекулы воды.Роса и иней обычно появляются в утренние часы, когда температура воздуха понижается и водяной пар становится насыщенным. Образование инея – процесс сублимации. Слайд 56.

50 баллов. Туман падает (не подымается)- к вёдру, подымается - к ненастью. (Вёдро - ясная, тихая, сухая, хорошая погода). В каком случае туман опускается, а в каком - поднимается? Слайд 57.

Ответ:Если плотность тумана меньше плотности окружающего воздуха, то он поднимается, в обратном случае - опускается. Слайд 58.

Тема вопросов: “Тепловые машины”.

10 баллов. Какая форма механической энергии пара (потенциальная или кинетическая) используется в паровых турбинах? Слайд 59.

Ответ: В лопаточном аппарате паровой турбины потенциальная энергия сжатого и нагретого водяного пара преобразуется в кинетическую, которая в свою очередь преобразуется в механическую работу — вращение вала турбины. Слайд 60.

20 баллов. Кинетическая и потенциальная энергия автомобиля, движущегося с постоянной скоростью, остается неизменной. На что же расходуется энергия сжигаемого топлива? Слайд 61.

Ответ: Двигатели автомобилей представляют собой механизмы, сжигающие топливо и превращающие его энергию в движение. Слайд 62.

30 баллов. Загадка.Огнем дышит, полымем пышет.Можно ли ружье назвать тепловым двигателем? Слайд 63.

Ответ: Можно. При выстреле внутренняя энергия пороха превращается вмеханическую энергию. Слайд 64.

40 баллов. Почему при сгорании горючей смесидавление в цилиндре ДВС увеличивается? Слайд 65.

Ответ: В двигателе внутреннего сгорания при сгорании горючей смеси увеличивается скорость теплового движения молекул и интенсивность ударов о стенки цилиндра.

Слайд 66.

50 баллов.Объясните, почему КПД паровой машины меньше КПД двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Слайд 67.

Ответ: Это объясняется тем, что температура пара меньше температуры горючей смеси в ДВС. Слайд 68.

Учитель: Подведем итоги данного конкурса. Вы молодцы! Желаю успеха в завершающем раунде. Слайд.69.

Раунд №4. Самостоятельная работа. Слайд 70. (6 мин)

Индивидуальная работа. Приложение №1. Слайд 71.

Задание: Рассмотрите график и ответьте на вопросы.

Вариант 1.

1. Для какого вещества построен график №1?

2. У какого из тел больше удельная теплоемкость? (Ответ обоснуйте)

Вариант 2.

1. Для какого вещества построен график №2?

2. У какого из тел больше удельная теплота плавления? (Ответ обоснуйте)

Письменная работа сдается на поверку учителю. Жюри подводит итоги игры, выявляет команду победительницу. Учитель: Спасибо за игру! До новых встреч! Слайд 72.

Используемая литература.

1. А.В. Перышкин “Физика”, учебник для 8 класса, М.: изд. “Дрофа”, 2006 г.

2. Н.С. Пурышева “Физика”, учебник для 8 класса, М.: изд. “Дрофа”, 2009 г.

3. А.Е. Марон, Е.А. Марон “Сборник качественных задач по физике”, М.: изд. “Просвещение”, 2009 г.

4. А.И. Семке “Нестандартные задачи по физике”,г. Ярославль: изд. “Академия развития”, 2009 г.

5. В.И. Лукашик “Физическая олимпиада”, М.: изд. “Просвещение”, 1989 г.

6. Я.И. Перельман “Знаете ли вы физику?”, М.: изд. “ВАП” 1994 г.

7. Джим Уиз “Занимательная физика, химия, биология”, изд. “Астрель”, 2008 г.