Знакомство с методом учебных проектов

Разделы: Биология, Администрирование школы, Руководство учебным проектом


Методическая цель работы: познакомить учителей СПб УОР №2 (техникум) с методом проектов, его возможностями в учебном процессе.

Задачи.

  1. Представить информацию о методе проектов в виде презентации и заметок к слайдам.
  2. Систематизировать материал по теме, изложить его максимально просто и четко.
  3. Ориентировать учителей в направлении широкого применения активных форм и методов обучения, деятельностных технологий.
  4. Заинтересовать возможностями метода проектов делать самостоятельную работу учащихся более увлекательной и мотивированной.
  5. Составить краткую инструкцию создания учебного проекта.

Введение.

Методическая разработка представлена автором на заседании методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического цикла. Является иллюстрацией работы учебного отдела ГБОУ СПО “СПб УОР №2 (техникум)” над методической темой.

Методическая тема учебного отдела СПб УОР №2 (техникум) “Компетентностный подход как способ достижения нового качества обучения”.

Цель методической работы: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в учебном предмете и методике его преподавания.

Одна из задач: внедрение в практику учителей новых педагогических технологий.

Тема методической разработки автором выбрана не случайно.

Во-первых, с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Разработаны современные Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы основного общего и среднего общего образования по всем образовательным предметам. Сегодня учитель должен не столько формировать системные знания, сколько научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Во-вторых, обучение в нашем Училище Олимпийского Резерва обладает определенными особенностями. У нас учатся и занимаются спортом спортсмены, принимающие участие в соревнованиях городского, российского и международного уровня. Львиная доля учебного года проводится на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. При обучении используются разные формы самостоятельной деятельности. Так как проект является одним из видов самостоятельной творческой работы учащихся, то метод проектов становится актуальным не только в современном информационном обществе, но и в нашем образовательном учреждении.

Педагогическое значение метода учебных проектов.

  • Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.
  • Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

Аналитическая часть.

Основная информация по теме была взята из работы “Что такое учебный проект?” М.А. Ступницкой [4]. В методической разработке материал лаконично представлен в слайдах презентации и заметках к слайдам. (Приложение 1). Задача автора познакомить учителей с методом проектов, побудить их к детальному изучению этого метода и использованию его в своей практике.

№ слайда, тема Заметки к слайду
Слайд 2

Обоснование важности деятельностных технологий обучения.

Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта, умения успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.

Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, уметь преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов, когда применяются деятельностные технологии обучения.

Слайд 3

Актуальность темы в Российской школе.

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA российские школьники не поднимались выше 27 места среди 30 участвующих стран. Это свидетельствует о низком уровне их компетентности.

Российская школа наполняет головы своих учеников большим объемом информации, заставляет заучивать готовые рецепты решения давно решенных проблем.

Современная школа должна развивать умение самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт.

Слайд 4

Что такое проект?

Проект – метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.

Проект позволяет ученику проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Для учителя учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Историческая справка: в России группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения “метода проектов” в практику обучения, начиная с 1905 года. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало брать из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка.

Использование “метода проектов” в ущерб другим методам обучения в 1920-е гг. привело к недопустимому падению качества обучения.

Слайд 5

Роль учителя при осуществлении метода учебных проектов.

Учитель может быть:
  • руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы;
  • коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет известную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение;
  • экспертом-знатоком, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними;
  • вдохновителем, который только создает условия для успешного осуществления проекта.

Грамотно выбранная позиция учителя – тонкий инструмент развития подростка.

Слайд 6

Структура учебного проекта.

Задайте ученику несколько вопросов. Отвечая на них, он научится планировать свою деятельность, примет проблему проекта как личную, приобретет новые знания и умения.
Вопрос Элемент проекта
Почему выбрана эта тема проекта? Наличие проблемы.
Зачем ты будешь решать эту проблему? Возникла цель.
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Сформулировали задачи.
Как ты будешь решать эти задачи? Наметили способы и методы.
Составили план работы.
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута? Ожидаемый результат.
Слайд 7

Понятие “Проект” и способы достижения результата.

Проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Слайд 8

Типы проектов.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.

Учащиеся активно приобретают и применяют знания и умения, расширяют свой учебный арсенал, а затем переносят приобретенный опыт на другие виды учебной работы.

Тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и определяет вид проектного продукта.

Слайд 9

Виды проектов по количеству участников.

Педагогические особенности индивидуальных и групповых проектов.

Индивидуальный проект:

  • тема проекта соответствует интересам и особенностям личности автора;
  • формируется чувство персональной ответственности;
  • развивается личная инициатива, самостоятельность, настойчивость, активность, дисциплинированность;
  • приобретается опыт проектной деятельности на всех этапах работы;
  • ход работы и ее результат зависят только от автора проекта;
  • итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора;
  • не вырабатывается опыт группового сотрудничества;
  • нет возможности обогащаться опытом других;
  • работа трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.

Групповой проект:

  • тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами;
  • формируется чувство коллективной ответственности;
  • формируются навыки сотрудничества;
  • возникает феномен группового влияния на личность;
  • проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;
  • появляется возможность обогащения опытом других участников;
  • формируется навык в выполнении отдельного вида работы;
  • труднее организовать и координировать работу;
  • труднее оценить вклад каждого члена группы.
Слайд 10

Информационный проект.

Цель: сбор, оформление и представление информации.

Развитие навыков работы с информацией, умения анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников.

Доминирующая деятельность: работа с информацией.

Компетентность: информационная.

Слайд 11

Исследовательский проект.

Цель: доказательство или опровержение гипотезы проекта.

Развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.

Доминирующая деятельность: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями (анализ результатов, обобщение, сравнение, выявление закономерностей).

Компетентность: мыслительная.

Слайд 12

Практико-ориентированный проект.

Цель: решение практических задач заказчика проекта.

Освоение необходимых предметных знаний, умений и навыков.

Доминирующая деятельность: практическая деятельность в определенной учебно-предметной области, разработка конкретного заказа.

Компетентность: деятельностная.

Слайд 13

Творческий проект.

Цель: развитие творческих способностей ребенка.

Повышение самооценки, снижение тревожности.

Доминирующая деятельность: творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики.

Компетентность: коммуникативная.

Слайд 14

Игровые и ролевые проекты.

Цель: вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта.

Развитие коммуникативных навыков.

Доминирующая деятельность: организация деятельности других людей, поиск информации.

Компетентность: коммуникативная.

Слайд 15

Этапы учебного проекта.

1. Проблематизация.

Проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

2. Целеполагание.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и представление о том, что делать.

3. Планирование.

Разбивка пути от исходной проблемы до реализации цели проекта на отдельные этапы со своими промежуточными задачами.

Определение способов решения этих задач.

Нахождение ресурсов для этого.

Составление подробного графика работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

4. Реализация плана.

Изучение разных источников информации, отбор информации; проведение опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; анализ и обобщение полученных данных; формулирование выводов и формирование собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

5. Создание проектного продукта с определенными потребительскими свойствами.

6. Написание письменной части проекта – отчета о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

7. Публичная защита, презентация результата работы.

Слайд 16

Типология проектных продуктов.

Проектный продукт – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта.

Продукт создается не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.

В результате исследовательских проектов могут создаваться научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.

Практико-ориентированные проекты воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях.

Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.

Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.

Проектный продукт должен соответствовать определенным требованиям: он должен быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта.

Слайд 17

Презентация проекта.

Защита проектов происходит в форме презентации.

В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность.

Умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший социальный навык.

Регламент презентации – не более 7-10 минут на выступление.

Практическая часть.

В 2013 году студентка 2 курса ГБОУ СПО “СПб УОР №2 (техникум)” Сапукова Анастасия реализовала практико-ориентированный проект “Изучение анатомии. Как сделать учебный процесс интересным? (На примере изучения пищеварительной системы человека). (Приложение 2).

Цель проекта: Разработать привлекательные для учащихся проектные продукты в рамках изучения строения пищеварительной системы человека, позволяющих самостоятельно, быстро и интересно освоить предмет.

Проектные продукты: презентация, рабочая тетрадь, учебное пособие по теме “Строение пищеварительной системы человека”.

Презентация проекта осуществлялась дважды: перед однокурсниками – потенциальными потребителями проекта и на заседании методических объединений учителей СПб УОР №2 (техникум) для знакомства с практическим применением метода учебных проектов. (Приложение 3).

Заключение.

Современная школа отстает от жизни. Учиться становится неинтересно. Сейчас главная школьная проблема – снижение учебной мотивации. Поэтому сегодняшняя педагогика проявляет интерес к деятельностным технологиям обучения.

Метод проектов стимулирует развитие определенных компетенций, а также личностных качеств, повышает мотивацию и активность учащихся.

Данный метод может осваиваться и использоваться учителями ГБОУ СПО “СПб УОР №2 (техникум)” по следующим причинам:

  • большинство знаний учащиеся приобретают самостоятельно, в ходе осуществления проекта;
  • учащиеся могут реализовывать свои потенциальные возможности, развивать свои творческие способности;
  • учащиеся могут осуществлять проектную деятельность независимо от места нахождения.

Список литературы

1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во Омский госуниверситет, 2005.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября, 2010.