Кружок "Волшебный пластилин"

Разделы: Работа с дошкольниками


Эстетическое воспитание средствами искусства (художественного творчества) способствует нравственному воспитанию, делает человека душевно чутким к другим людям; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты. И сегодня образование это не только приобретение системы знаний, умений, навыков, но и упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей.

Девиз: Растем, развиваемся через познание, творчество и игру.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание , сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов.  

Реализация задач развития художественного творчества детей осуществляется при следующих условиях:

  1. Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  2. Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  3. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, собственного художественного творчества, образного, ассоциативного мышления и воображения.
  4. Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
  5. Организация совместных выставок с родителями, выставок работ воспитанников, индивидуальных и коллективных работ.
  6. Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

При разработке учитывались следующие принципы общей дидактики: направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей.  

  1. принцип взаимосвязи обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
  2. освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
  3. принцип интеграции разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, художественно-речевой).

Основой интеграции являются: образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах искусства и художественно-творческой деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи тому или иному виду искусства и соответствующей художественной деятельности.

Цель: Развитие мелкой моторики руки посредством продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. Пробуждение у детей любознательности, интереса к творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста;
  2. Развитие у детей творческих и художественных способностей, формирование творческой личности;
  3. Интеграция художественного слова, музыки и изобразительного искусства;
  4. Создание эмоционального настроя, способствующего самореализации детей;
  5. Обучение детей нестандартным техникам работы с материалами.
  6. Развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты

В области социального развития ребенка:

  1. Совестливость – старательность, ответственность, бережливость, работоспособность; вежливость, общительность, сопереживание
  2. Умение оценивать поступки и события
  3. Активность в общении: в течении всего занятия участвовать во всех заданиях, данных педагогом; изъявлять желание отвечать самому и помогать товарищу; охотно вступать в диалог с преподавателем и детьми; легко брать на себя любую роль в играх – диалогах;
  4. Проявление чувства свободы и раскованности на занятиях;
  5. Сформированность умений легко входить в контакт с детьми и педагогами;

В области интеллектуального развития ребенка:

  1. Умение понимать, удерживать в памяти и воспроизводить цели, какой-либо деятельности;
  2. Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа на следующий;
  3. Способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;
  4. Творческие способности использовать различные способы создания образов – изобразительным творчеством, пластикой, лепкой из пластилина.
  5. Владение приемами слушать и понимать речь окружающих.

Способы проверки результатов определяются:

  1. практическими заданиями;
  2. творческими работами;
  3. выставками творческих работ;
  4. массовыми мероприятиями.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Г.Н. Давыдова  «Детский дизайн. Пластилинография.» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.– 80с.
  2. Г.Н. Давыдова  «Пластилинография» – 2.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.– 96с.,
  3. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» – М.: 2006 – 77с.

План работы кружка (Приложение 1)

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой (Приложение 2)