Образовательная программа «Школьная газета "Правовед"»

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Школа – это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Как много интересного происходило и постоянно происходит в ней! Чтобы не терять существующую связь между её настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или подзабытых фактах из её истории, но и о том, что кажется значительным здесь и сейчас. Программа «Школьная газета «Правовед» создана и предназначена для учащихся 7, 8, 10, 11 классов, возраст 13-17 лет, реализация программы – 1 год, 16 часов в месяц, 4 часа в неделю, из которых 2 часа на индивидуальную работу и соответственно 2 часа – групповые занятия (Приложение 1).

Направленность дополнительной образовательной программы – информационно-правовая.

Актуальность. Программа «Школьная газета «Правовед» особенно актуальна сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.

Каковы пути и направления формирования информационной культуры личности школьника? Это, прежде всего, овладение системой получения и обработки информации с использованием информационных технологий, значительное повышение своего личного коммуникативного потенциала в результате использования новых информационных технологий.

Цель: гражданско-патриотическое, правовое воспитание, предоставление реальной доступной возможности школьникам издавать свою газету.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность и способность к самоорганизации учащихся
  • Совершенствовать умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры
  • Формировать готовность к сотрудничеству
  • Развивать способность к созидательной деятельности
  • Создавать условия для воспитания толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Этапы образовательного процесса:

1 этап – Подготовительный (создание команды единомышленников)

Для того чтобы издавать и распространять газету, прежде всего нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят учащиеся 7,8,10,11 классов. Все поручения распределяются надобровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Распределение редакционных обязанностей :

  • Педагогические кадры ( руководитель школьной газеты педагог дополнительного образования)
  • Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
  • Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи)
  • Фотокорреспонденты (учащиеся ,увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым аппаратом)
  • Корректоры (учащиеся хорошо знающие русский язык)
  • Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point, MS Paint

2 этап – Определение направления газеты (информационно-правовой, так как основная группа учащихся, занимающихся в кружке третий год кадеты 8 класса).

Определяется содержание, дух газеты, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

3 этап – Разработка плана работы пресс-центра.

  • Распределение обязанностей между учащимися вошедшими в редакционную коллегию
  • Разработка положения о школьной газете
  • Организация обучения занятий по специальностям:
    • информационные технологии, работа с программами MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point, MS Paint
    • работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером
    • русский язык и литература, культура речи
    • основы журналистики
    • предоставление возможности начинающим журналистам пользоваться компьютером, сканером, цифровым аппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки номера.
    • презентация первого номера
    • способствовать расширению школьной газеты (количество страниц и экземпляров) – постоянно
    • регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц.

4 этап – Схема  организации выпуска школьной газеты «Правовед»

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, патриотизма, здорового образа жизни и т.д.). Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистический характер.

Примерный перечень рубрик газеты:

  1. Историческая (летопись школы, района, республики)
  2. Правовая (имею право!)
  3. Исследовательская (Я – исследователь)
  4. Литературная (Проба пера)
  5. Экологическая (Я и окружающий мир)
  6. Спортивная (новости спорта)
  7. Информационная (события, факты школы, района, республики)
  8. Поздравляем
  9. В мире интересного
  10. Знакомство с интересными людьми (у нас в гостях)

5 этап – верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки.

Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет – дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты – это её витрина.

Верстка остальных номеров газеты : материалы распределяются по темам ,каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующуюся его рубрику. Для каждой страны определяется иерархия : более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; «шапку», дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; «атаку», т.е.первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых- поддержать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку – яркую заключительную часть.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение социально-правовой активности учащихся
  • Развитие познавательной активности
  • Повышение интереса к знаниям
  • Развитие ценностной ориентации учащихся
  • Развитие эстетических вкусов учащихся
  • Осуществить регулярный выпуск газеты «Правовед»

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выпуск  школьной газеты «Правовед» согласно учебно-тематического плана.

Краткие сведения о детском коллективе:

  • Статус, вид группы -профильный (основная группа учащихся, занимающихся в кружке третий год – кадеты 8 класса)
  • Состав группы – постоянный
  • Особенности набора детей – свободный
  • Занятия – групповые и индивидуальные

Содержание программы

  • Последовательная разработка модели школьной газеты «Правовед»
  • Определение жанра рубрики
  • Источники информации
  • Способы сбора и анализ информации
  • Установка процедуры оценивания результата
  • Жанр газеты: интервью. Опрос, репортаж
  • Сатирические жанры: фельетон, юмореска
  • Зарисовки: пейзаж, очерк
  • Создание и размещение тематических блоков
  • Внесение корректив
  • Экспертные исследования
  • Отчеты и самоанализ
  • Оценка результатов. Коллективная оценка. Учёт креативности. Самоанализ.
  • Логика изложения материала и нормы литературного языка. Обогащение словарного запаса.
  • Формирование способности к анализу и оценки самостоятельной работы при создании текста.
  • Умение пользоваться различными типами словарей.
  • Этика речевого этикета. Культура речи. Информационная осведомленность в различных источниках, в том числе и в непосредственном общении  детей и взрослых.

Методическое обеспечение образовательной программы

Формы проведения занятий:

  • Практические навыки работы в текстовых редакторах
  • Практические навыки поиска правовой информации в сети Интернет с помощью поисковых систем
  • Ролевые игры – «Я – журналист», «Я – корреспондент», «Я – редактор»
  • Исследование
  • Творческие работы
  • Экскурсии при сборе материала для газеты

Методы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Формирование практических навыков работы в текстовых редакторах
  • Формирование практических навыков поиска правовой информации в сети Интернет с помощью поисковых систем
  • Развитие умений классифицировать, обобщать, систематизировать информацию
  • Дать возможность учащимся попробовать себя в роли журналистов, корреспондентов, редакторов (социализация личности)
  • Формирование умений выделять главное в статье, кратко и грамотно формировать основную мысль
  • Воспитание умений быстро и слаженно работать в команде.

Ожидаемые приращения в компетентности учащегося:

  • Исходный уровень подготовленности учащегося – предварительные знания, умения, навыки: теоретические и практические знания о программах в которых можно создавать газеты; первоначальные навыки поиска информации в Интернете и других источниках; первоначальные навыки работы в текстовых редакторах.
  • Дефициты в уровне подготовленности учащегося, которые должны быть преодолены в результате работы- особенности поиска информации по правовой тематике; в ходе занятий учащийся должен научиться работать с правовыми информационными системами для получения необходимой информации, проводить анализ и систематизацию материала.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры
  • Принтер
  • Сканер
  • Цифровой фотоаппарат
  • WEB-камера
  • Работа в Интернете
  • Работа с программами MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS Power Point, MS Paint
  • Работа на школьном сайте
    • Что такое – школьная газета?
    • Трибуна для высказывания своей точки зрения?
    • Эффективный информационный инструмент?
    • Пространство для сближения поколений?

Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации. Создание и выпуск школьной газеты «Правовед» – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят.

Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера газеты.

Такая работа, во-первых, лично ориентирована. Во-вторых, самомотивируема. В-третьих, поддерживает педагогические цели. В-четвертых, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. Наконец, приносит удовлетворение ученикам, видящим результат  своего труда.

Список литературы:

  1. Интернет-ресурсы
  2. Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс»
  3. Сайты правоохранительных органов России, Республики Мордовия