Родительское собрание "Семейные ценности – залог успешного воспитания"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.

Участники: родители.

Материалы: компьютерная презентация, анкеты, мяч, листы бумаги, ручки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление кабинет: рисунки на тему «Моя семья», афоризмы о семье и семейных ценностях.

 

Ход собрания

СЛАЙД №1

1. Вступительное слово – приветствие классного руководителя.

2. Педегог-психолог:

Начнем наш разговор с упражнения «Ассоциации».

Уважаемые родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья».

У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.

Если бы это был цветок, то какой это цветок...? ( здание, мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.)

Упражнение выполняется 3-5 раз.

Обсуждение.

Зачем мы делали это упражнение?

После всех выступлений резюме ведущего

Оказывается, ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». Причем эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.

СЛАЙД №2

Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.

СЛАЙД №3

Социальный педагог:

Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.

СЛАЙД №4

Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?

Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.

СЛАЙД №5

Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка.

СЛАЙД №6

Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».

«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.

На развитии современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.

СЛАЙД №7

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Брак стал менее устойчивым.

СЛАЙД №8

В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейших обязанностей воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

СЛАЙД №9

Педагог- психолог:

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

СЛАЙД №10

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растёт число разводов.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

СЛАЙД №11

Каковы же причины нестабильности современной семьи?

Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

СЛАЙД №12

Блиц-интервью для родителей

Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:

  1. «Мое самое большое желание-…»
  2. «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
  3. «В моей семье исключено…»
  4. «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
  5. «Особенно меня раздражает то, что…»
  6. «В нашей семье под запретом…»
  7. «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
  8. «Счастливая семья-это…»

СЛАЙД №13

Классный руководитель раздает родителям анкеты «Семья глазами ребёнка» или озвучиваются результаты анкетирования

Приложение №1

СЛАЙД №14

Социальный педагог:

Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семья. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.

СЛАЙД №16

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно ещё, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.

Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

СЛАЙД №17

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражения в сознании семейных традиций.

Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.

СЛАЙД №18

- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.

- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.

-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

СЛАЙД №20

Педагог- психолог:

Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.

СЛАЙД №21

Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.

Зачастую они связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т.д.

СЛАЙД № 22-23

Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».

На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:

  1. до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
  2. 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
  3. 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
  4. 17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
  5. 26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
  6. 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
  7. Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»

Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.

СЛАЙД № 23

Виды конфликтов: Способы разрешения:
Непонимание друг друга  Единство требований отца и матери
Нежеланиепойти на компромисс  Значимость похвалы
Чрезмерная забота родителей о ребенке  Общая трудовая деятельность
Разногласие родителей по вопросам воспитания     Разделение моральных и материальных благ
Отношения детей с товарищами Уважение к друзьям
Чрезмерная строгость к ребенку  Толерантное отношение к ребенку

СЛАЙД № 24

Социальный педагог:

Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимания, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело радостным и интересны?

СЛАЙД № 25

Анкета «Общение в семье» для родителей

Инструкция

Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно-«да», »нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.

Приложение№ 2

Результаты.

За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти»,»иногда» -1 балл, за «нет»- 0.

Более 20 баллов.

Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10-20 баллов

Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов

Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

СЛАЙД № 25-27

Педагог- психолог:

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку 

Приложение №3

Памятка «как относиться к своему ребенку».

Заповеди педагогики сотрудничества.

СЛАЙД № 28-29

Социальный педагог:

Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

-Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.

-Второй механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок стремится быть хорошим во всем.

-Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

СЛАЙД № 35

Подведение итогов

Педагог- психолог:

Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим?

СЛАЙД № 36

Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже-авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже-непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.

Приложение №4

Китайская притча «Ладная семья»»

РЕФЛЕКСИЯ.

-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
родительского собрания

  1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
  2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
  3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?

Заключительное слово классного руководителя.

Вручение родителям открыток- напутствий.