Урок по теме "Берегись автомобиля". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: узнать правила дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход при переходе улицы, научить различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу, знать правила пешехода на загородных дорогах.

Оборудование: мультимедийная установка, приложение к учебнику на электронном носителе по теме урока, комплект таблиц “Детям о правилах дорожного движения”, модель светофора, карточки с правилами, модели дорожных знаков.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.

У. – На прошлом уроке вы узнали, когда незнакомые люди могут быть опасны и как правильно действовать при контакте с незнакомцами.

– Можно ли по внешнему виду определить хороший человек или плохой, вор или обманщик?

(Ответы детей.)

У. – Действительно, не всегда по внешнему виду можно это сделать. Вору и обманщику важно выглядеть так же, как и все. Поэтому необходимо знать и соблюдать определённые правила. Какие? Давайте их вспомним.

У. – Что делать, если к тебе обратился незнакомый человек и начинает с тобой о чём-то беседовать?

Ученик. – Нужно извиниться и пройти мимо, не вступая в разговоры.

У. – Верно (прикрепляет к доске карточку № 1).

Правило № 1

Никогда не разговаривай с незнакомцами.

У. – Если незнакомец предлагает конфеты, игрушки, посмотреть на кошечек и собачек, поиграть на компьютере, прокатиться на машине?

(Ответы детей.)

Правило № 2

Не принимай никаких приглашений незнакомца и не садись к нему в машину.

У. – Но подозрительные люди могут не только подойти к вам на улице, но и позвонить к вам в дверь. Как вы поведёте себя в этой ситуации?

(Ответы детей.)

Итак, правило № 3.

Правило № 3

Никого не впускай в квартиру!

У. – Выполним задание к уроку из приложения на электронном носителе.

– Молодцы, с заданием справились. Соблюдая эти правила, с вами ничего плохого не случиться.

2. Мотивация учебной деятельности.

У. – Послушайте стихотворение.

Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

У. – О какой азбуке идёт речь в стихотворении?

– Сегодня наш урок посвящён дорожной азбуке. Откройте учебник на с.12 и прочитайте, чему мы будем учиться на этом уроке.

(Узнаем, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход. Научимся различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу.)

3. Работа по теме урока.

У. – В 1 классе вы уже познакомились с некоторыми дорожными знаками.

(Выполнение задания на с.13 учебника, с последующей взаимопроверкой.)

Посмотрите ещё раз на эти знаки. Может быть некоторые из них вы видели по пути в школу? (Ответы детей.)

– Дети, скажите, кому из вас по пути в школу приходится переходить дорогу?

(Ответы детей.)

– Хорошо. Попробуйте отгадать такую загадку.

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.

(Плакат “Светофор”.)

У. – Правильно, светофор. Светофор -это сигнальный прибор для регулирования движения на улицах и дорогах. Почему он так называется?

– Слово “Светофор” состоит их двух частей: “свет” и “фор”. Слово “фор” в переводе с греческого – “несущий”. Что получается, если объединить оба эти слова? (Несущий свет.)

– Правильно. Свет каких цветов несёт светофор?

(Ответы детей.)

У. – Откройте рабочие тетради на с.10 выполните зад.№ 3.

(Один из учеников читает 1-ю часть рассказа Ф.Кривина “Светофор”.)

– Какой глаз у светофора будет добрым? (Зелёный.)
– Строгим? (Красный.)
– Предупреждающим? (Жёлтый.)

Дочитаем рассказ до конца и проверим свои предположения.

У. – Вот что о себе сами рассказали бы сигналы светофора.

(К доске выходят 3 подготовленных ученика и читают стихотворение.)

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горим и день и ночь – зелёный, жёлтый, красный.

Наш домик – светофор, мы три родные брата,
Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета, ты часто видишь нас,
Но нашего совета не слушаешь подчас.

Самый строгий – красный свет. Если он горит:
“Стой! Дороги дальше нет, путь для всех закрыт”.

Чтоб спокойно перешёл ты, слушай наш совет:
“Жди! Увидишь скоро жёлтый в середине свет”.

А за ним зелёный свет вспыхнет впереди,
Скажет он: “Препятствий нет, смело в путь иди!”

Коли выполнишь без спора указанья светофора,
Попадёшь домой и в школу, ты конечно, очень скоро!

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп! Немного отдохнём
И пешком домой пойдём. (Ходьба на месте.)

У. – А теперь представьте, что вы подошли к перекрёстку. Для вас горит зелёный свет. Какой сигнал в это время будет гореть для водителей? Светофор устроен таким образом, что одной стороной обращён к пешеходам, а другой к – водителям. Какой вывод можно сделать? На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

У. – Ребята, а как вы переходите дорогу непосредственно перед школой? Ведь здесь нет светофора.

(Ответы детей.)

У. – Откройте учебник на с. 14. Мы с вами оказались в необычной школе.

Прочитайте, как она называется.

– Правильно – это школа пешехода. В этой школе мы освоим и сформулируем важные правила безопасности. А помогут нам в этом писатели М.Кривин и О.Ольгин.

У. – Рассказ о ступеньках под землю и полосатой “зебре” прочитаем “цепочкой” (2 ряд).

– Какие правила безопасности вы можете сформулировать?

Как нужно переходить мостовую? (Самым коротким путём, не тратя время попусту.)

– Почему нельзя задерживаться на мостовой? (Потому что мостовая для машин.)
– А где ходит пешеход? (По тротуару.)
– Зачем нужны полоски на пешеходном переходе?

(Ответы детей.)

– Можно ли переходить мостовую, если рядом есть подземный переход?
– Правильно, нельзя. Шофёр, зная, что на этом отрезке улицы установлен подземный переход, не ожидает увидеть кого – то перед колёсами своей машины. Покажите знак “подземный переход” на доске.

У. – Прочитаем следующий рассказ. (Читают вызванные ученики, остальные следят по учебнику.)

– Можно ли разгуливать где попало, на тихих улицах и переулках? Где нет ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц.

-Кто расскажет, как нужно переходить такие улицы и переулки?

(Сначала осмотри всю дорогу– и справа и слева. Затем, ещё стоя на тротуаре, посмотри налево. Дойдя до середины дороги, посмотри направо.)

– Что такое островок безопасности?

Физкультминутка.

У. – Ребята, вы любите играть? Можно ли играть рядом с проезжей частью?

– Посмотрите на эти картинки (рисунки). Правильно ли ведут себя эти дети?
– А может ли игра в прятки иметь какое отношение к дороге и транспорту?

У. – Ответ на этот вопрос вы узнаете из рассказа “Не играй с водителем в прятки”. Послушайте внимательно.

У. – Что ещё должен знать пешеход? Если у дороги нет тротуара, пешеходной дорожки или обочины, то пешеходы должны идти по краю проезжей части. Но не как хочется, а тоже по правилам. Идти надо друг за другом, чтобы не занимать много места. Идти надо обязательно навстречу движению транспорта. Тогда и пешеход и водитель видят друг друга заранее.

4. Рефлексия учебной деятельности.

– Вспомним ещё раз правила, о которых мы говорили на уроке.

Я вижу, вы узнали и запомнили много правил. Используя свои знания, закончите правила, о которых будет идти речь в стихотворении.

Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для …(транспорта),
Для тебя – …(тротуар).
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри …(налево)
Потом смотри …(направо).
Игры на проезжей части
Могут привести к несчастью.
Скажет каждый постовой:
Не играй на …(мостовой)!”

У. – Молодцы! Я надеюсь, выходя на улицу, вы всегда будете помнить правила дорожного движения.

– Что мы должны были узнать сегодня на уроке?

Д. – Узнать, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход. Научиться различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу.

У. – Справились ли мы с поставленными задачами?

Д. – Да. Справились.

5. Выставление отметок.

6. Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.11 № 4.