Послевоенные репрессии в СССР

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок практической работы.

Форма проведения: урок – практикум.

Цель: проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х – начала 1950-х годов.

Задачи:
Образовательная: на основе источников назвать причины репрессий; выявить слои населения, против которых репрессии были направлены.
Развивающая: совершенствовать умения отстаивать свою точку зрения, работать с историческим источником, прогнозировать и делать выводы на основе анализа фактов.
Воспитательная: воспитание чувства сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

 Дидактические средства: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2012; тексты для работы обучающихся.

План урока:

 

                                                                                    Эпиграф: Имена, имена, имена,
Как в шеренгах солдатские плечи.
Память здесь и твоя, и моя,
Озаренная пламенем вечным…

1. Актуализация знаний.
- Почему борьба демократических и тоталитарных тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий?
- Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена испытаниями военного времени?
Проанализируйте документ.
Из статьи В. Кондратьева «Парадокс фронтовой ностальгии».
«Может быть, после победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, - а какое ещё больше доказательство требовалось, чем победа в войне? – прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, - не оправдались. Вернувшиеся инвалиды, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек…Денежная реформа 1947 г. подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенным, а зарплата осталась прежней. Правда, полны были магазины, но покупать – то не на что…В конце 1948-го и в 1949-м начали прибирать тех из политических, кого освободили в 1947-м. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших, причем, проверки в 1945-м, и отправлять в лагеря. Я думаю, сам Сталин не верил в предательство этих людей, просто надо было избавить общество от тех, кто много знал. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, , причем бывших фронтовиков…И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули…Мы тогда почти ничего не понимали, да и откуда, когда многие сокровища человеческой мысли были для нас закрыты. Находясь в полном неведении, мы быстро смирились с послевоенной жизнью, главное же – война позади, мы остались в живых, а впереди – заманчивые дали коммунизма, в котором будет все «по  потребностям». Сказать, что верили мы в это безоглядно, конечно, нельзя. Но все же надеялись на что-то лучшее». 

Какие надежды порождала победа советского народа в войне? (уточнить: у крестьян, у интеллигенции; у населения союзных республик; у партийно-государственной номенклатуры).
Какие категории граждан подвергшихся репрессиям в конце 40-х гг.  перечисляет автор?

Задания для обсуждения.

Вам предлагается несколько суждений о выборах (1946 г.) в Верховный Совет. Кто мог так судить о происходящем: а) заключенные; б) колхозники; в) рабочие; г) интеллигенция; д) военные; е) партийные работники; ж) управленцы?
А. «Государство напрасно тратит средства на выборы, всё равно оно проведет тех, кого захочет».
Б. «Предстоящие выборы нам ничего не дадут, вот если бы они проводились, как в других странах, то это было бы другое дело».
В. «Выбирать я не собираюсь и не буду. Я от этой власти ничего хорошего не видел. Коммунисты сами себя назначили, пусть они и выбирают».
Г. «Для меня эти выборы нерадостные, так как война кончилась, а перемен к лучшему почти никаких нет, как были трудности в военное время, так они и остались».
Д. «Миллионы наших солдат, побывавших в других странах, видели, как там живут, и все говорят, что хуже, чем в нашей стране, нигде не живут» (из книги «Наше отечество: Опыт политической истории. Т.2. М., 1991. С.435-436). 

Обсудите, какие из перечисленных групп коммунистов критически воспринимали действительность, а какие – нет. Свое мнение обоснуйте.
А) коммунисты довоенного времени (1 млн. человек);
Б) коммунисты довоенного времени из занятых врагом областей (500 тыс. человек);
В) спешно принятые на местах коммунисты (1 млн. человек);
Г) коммунисты – подпольщики (очень мало);
Д) коммунисты, получившие военный билет на фронте (2,5 млн. человек);
Е) вступившие в ряды партии после войны (1,5 млн. человек).
Советская власть была обеспокоена настроениями в обществе. Д.А. Волкогонов: «После войны, особенно в конце 1940-гг., заметно увеличилось количество лагерей, число ссыльных, которые составили «третью» волну. В ней оказалось 5,5-6,5 млн. человек».

2.   Работа в группах.
Проанализируйте источники и ответьте на вопросы.

Группа 1.

Сообщение Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР. 
На днях Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дело по обвинению Власова А.А., Малышкина В.Ф., Жиленкова Г.Н., Трухина Ф.И…в измене Родине и в том, что они, будучи агентами германской разведки, проводили активную шпионскую диверсионную и террористическую деятельность против Советского Союза…
Все обвиняемые признали себя виновными в предъявленных им обвинениях.
… Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила обвиняемых к смертной казни через повешение.
Приговор приведен в исполнение.
Правда.-1946.-2 августа

О каких исторических событиях идет речь в документе?
Кем были выше перечисленные люди?

Группа 2.

Из материалов  архива КГБ СССР.
В течение 1944-46 гг. органы госбезопасности ликвидировали силы «Союза литовских партизан» и «Армии свободы Литвы», в частности, два состава «верховных штабов», десятки окружных и уездных командований и отдельных бандформирований… Пытаясь лишить бандитские группы поддержки местных жителей, правительство пошло на очередной произвол – выселение родственников активных националистов.
Всего жертвами националистического террора на территории Литвы в 1944-1956 гг. стали 25108 человек убитых, 2965 раненых. В том числе литовцев – 21259 убито, 1889 – ранено. Дети до 16 лет – 993 убито, 103 ранено. Дети до 2 лет – 52 убито, 15 ранено.
Известия ЦК КПСС. – 1990. - № 10.-с. 138-139.

На основе постановления Совета министров СССР за № 390-138сс от 29 января 1949 года, депортации из Прибалтики подлежали «кулаки с семьями, семьи бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализованные бандиты, продолжающие вести вражескую работу, и их семьи, а также семьи репрессированных пособников бандитов». В результате было депортировано 94 779 человек.
    В отношении кого проводились репрессии?
    Почему властями СССР был избран такой путь ликвидации бандформирований?
Из книги В. Морозовой «И жизнь, и слезы, и любовь, и Унжлаг».
«Дезертир – защитник». «Парнишка из Мурома работал на заводе фрезеровщиком, в 16-летнем возрасте сбежал на фронт, где храбро бил врага. Органы нашли его, задержали и дали срок 5 лет за дезертирство! Оказался на 28 ОЛП Унжлага».
     В отношении кого проводились репрессии?

Группа 3.

Из донесения И.В. Сталину «Антисоветские группы среди интеллигенции и молодежи».
1) Дело антисоветской группы инженерно-технических работников НКПС в Москве: Д.Д. Терембецкий, В.Д. Бирюков, С.А. Бабенков…Осуществляли антисоветские высказывания. Группа ставила задачу в момент подхода гитлеровских войск поднять восстание. Дело находится в Особом Совещании.
2) Антисоветская группа студентов московских вузов (5 человек), в т.ч. Медведский Л.А. – студент химико-технического института; студент Гастев Ю.А. – сын врага народа , троцкиста Гастева А.К…и др. Ведут антисоветские разговоры. Изъяты у членов группы стихи антисоветского содержания.
3) Антисоветская группа средней школы станицы Старо-Михайловская Краснодарского края в составе: Ковда Б.А., бывший учащийся, находился на оккупированной территории; Духно Р.Н., учащийся 9 класса; Богва Н.Г., учащийся 9 класса. Создали что-то вроде кружка «борьбы за справедливость». Поддерживались антисоветски настроенными учителями Якович С.М и Яровым Д.К.  Следствие продолжается…
Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет
И.В. Сталина. -М., 1989.-Кн.II.- Ч.2.-С.173-174.

Кто выступал против советской власти в первые послевоенные годы и почему?
Кого было принято считать врагами народа?

Группа 4.

13 августа 1949 г. были арестованы бывшие секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.С.Попков, председатель Совета министров РСФСР М.И.Родионов, председатель Ленинградского исполкома горсовета П.Г.Лазутин и бывший председатель Ленинградского облисполкома Н.В.Соловьев. 27 октября 1949 г. был арестован бывший председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Их обвинили в том, что они проводили «вредительско-подрывную работу, направленную на отрыв и противопоставление ленинградской партийной организации Центральному Комитету партии, превращение её в опору для борьбы с партией и ЦК ВКП(б)». Обвиняемые по «ленинградскому делу» были 30 сентября 1950 года приговорены к расстрелу и расстреляны. Затем в связи с этим делом были расстреляны ещё 20 человек.  

В отношении кого проводились репрессии?

Группа 5.

В январе 1948 года председатель Еврейского антифашистского комитета актер С. Михоэлс был убит на даче главы МГБ Белоруссии Л.Ф. Цанавы под Минском с инсценированной после убийства автомобильной катастрофой. В конце 1948 года - начале 1949 года были арестованы другие члены ЕАК, которые были обвинены в буржуазном национализме и планировании создать еврейскую республику в Крыму, чтобы служить американским интересам.
В феврале 1949 года пресса начала кампанию по борьбе с «космополитами», имевшую явный антисемитский характер. Сотни евреев-интеллигентов были арестованы в Москве и Ленинграде в первые месяцы 1949 года.

В отношении кого проводились репрессии?

Группа 6.

В период с июля 1951 по ноябрь 1952 года были арестованы 9 врачей, лечивших высшее партийное руководство, 6 из них были евреями. 13 января 1953 г. в СССР во всех газетах было опубликовано сообщение об их аресте. Они обвинялись в том, что они «злодейски подрывали здоровье больных», ставили неправильные диагнозы, неправильным лечением губили пациентов. После этого по всей стране начались массовые увольнения евреев с работы, прежде всего из медицинских учреждений. Однако подготовка к судебному процессу по «делу врачей» прекратилась после смерти Сталина в марте 1953 г. и 4 апреля 1953 г. появилось сообщение МВД СССР, о том, что «в результате проверки выяснилось, что врачи были арестованы неправильно, без каких-либо законных оснований», а показания врачей были получены при помощи «недопустимых приемов следствия».

В отношении кого проводились репрессии?
Почему репрессии были направлены на врачей?

Группа 7.

В 1947 году, была развёрнута пропагандистская кампания против «низкопоклонства перед Западом», поводом для которой послужило дело члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина. Клюева и Роскин создали эффективный, по их мнению, препарат от рака — «КР» (круцин). Открытием (находившемся в состоянии разработки и еще не проверенным должным образом) заинтересовались американцы, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований. Соответствующая договоренность (с разрешения властей) была достигнута, и в ноябре 1946 г. командированный в США академик-секретарь АМН СССР В. В. Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским ученым рукопись их книги и ампулы с препаратом. Это, однако, вызвало резкое недовольство Сталина. По возвращении Парин был арестован и осужден к 25 лет заключения за «измену Родине».

В отношении кого проводились репрессии?

Группа 8.

В 1948 г. были арестованы близкие к маршалу Г. Жукову генерал-лейтенант В.В. Крюков и генерал-лейтенант В.К. Телегин. В 1951 г. они были осуждены к 25 годам заключения по обвинению в контрреволюционной агитации и хищениях.
В феврале 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала виновными адмиралов Н.Г. Кузнецова, Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и Г. А. Степанова в том, что они в 1942—1944 годах без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Учитывая большие заслуги Кузнецова в прошлом, Военная коллегия постановила
не применять к нему уголовного наказания, а остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.

В отношении кого проводились репрессии?

    Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа, куда свозились дети политзаключенных? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца? Великими целями? Они оправдывают средства? 
Страна, народ ее обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков.
«История злопамятней народа»,- когда-то предостерегал Н.М. Карамзин.

3. Закрепление изученного материала.
- Дайте оценку нового витка репрессий конца 1940-х – начала 1950-х гг.
- Перечислите категории населения, которые подверглись репрессиям.
- Почему послевоенный период называется временем несбывшихся надежд?
- Какие надежды имеют в виду, когда так говорят?

  Домашнее задание: &29, вопросы.

Использованная литература:
1.    Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово», 2012.  с.136-149
2. Журнал «Преподавание истории в школе» № 4, 1999. М.В. Короткова. Статья «Советский Союз и зарубежные страны после второй мировой войны» с.47-48
3. «История Отечества в документах. 1917-1993» в 4-х частях, часть четвертая, 1945-1993 гг., Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Л.И. Ларина. Москва, «ИЛБИ», 1994. с. 16-17, 20-21, 22, 26.
4. В. Морозова «И жизнь, и слезы, и любовь, и Унжлаг»  Нижний Новгород, 2013 г., с.86.
5. Интернет-ресурсы.