Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Пояснительная записка.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Цель: развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально-игровую деятельность.

Задачи:

  • развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;
  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
  • совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей.

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изодеятельности.

Продолжительность: долгосрочный – учебный год.

Ожидаемые результаты:

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Структура проекта

1 этап – поисковый.

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап – констатирующий.

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап – формирующий.

Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.

4 этап – аналитический.

Продуктами проектной деятельности являются:

  • показ сказки «Репка»;
  • презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта«Развитие речи детей старшего дошкольного через театрально-игровую деятельность»


п/п
сроки Содержание работы Ответственные
1-й этап – Подготовительный этап
1 сентябрь 2013г. Разработка перспективного плана на учебный год детей старшей группы и детей подготовительной к школе группы. воспитатели, учитель-логопед
в течение года создание театрально-игровой среды (фрагменты и предметы-носители природных качеств, различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски), в каждой групповой комнате свои театральные уголки с масками, настольными театрами) учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изодеятельности
2 октябрь 2013г. Беседа с родителями «Знакомство с проектом» учитель-логопед, воспитатели
Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по теме проекта:
  • «Культура и техника речи»;
  • «Ритмопластика»;
  • «Основы театральной культуры»;
  • «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста».
учитель-логопед, воспитатели
3 октябрь 2013г. Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей». воспитатели, музыкальный руководитель
4 ноябрь 2013г. Практикум с элементами тренинга «Сказкотерапия» учитель-логопед, муз.руков.
2-й этап – основной
1 октябрь 2013г. КВН «Сказочная карусель» музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели
2 декабрь 2013г. Конкурс «Что за прелесть эти сказки» на лучшую театрализованную инсценировку музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели, родители
3 март 2014г. Конкурс рисунков и поделок «Любимые сказки нашей семьи». Инсценировка пьесы «Бабушка Яга» воспитатели ДОУ, педагог доп.образования, учитель-логопед
3-й этап – заключительный
1 май 2014г. Подведение итогов реализации проекта:
  • показ сказки «Репка»
  • презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педагогического совета.
музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели учитель-логопед

Приложение:

  1. План-программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность;
  2. Инсценировка пьесы для детей старшего дошкольного возраста «Бабушка Яга».
  3. CD-R диск с театрализацией по сказке «Репка».

1. План-программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.

  1. Речевое развитие:
    • расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
    • обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами синонимами;
    • расширять представления о переносном значении и многозначности слов, учить использовать эти слова;
    • закрепить понятие слово и умение оперировать им. 
  2. Совершенствование грамматического строя речи:
    • совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
    • совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;
    • формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами;
    • сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных;
    • совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненых предложений с придаточными времени, следствия, причины;
    • закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем.
  3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
    • продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;
    • учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;
    • учить произвольно менять силу голоса;
    • развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона;
    • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
    • активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
    • уточнить произношение согласных звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности;
    • завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех группвсвободной речевой деятельности;
    • закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
    • упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  4. Обучение грамоте:
    • познакомить с буквами;
    • совершенствовать навык осознанного чтения слогов;
    • научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
  5. Развитие связной речи и речевого общения:
    • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
    • совершенствовать навык ведения диалога;
    • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  6. Развитие мелкой моторики:
    • через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
    • через сопряженную пальчиковую гимнастику.
  7. Музыкальное развитие:
    • совершенствовать ранние певческие навыки ( навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования);
    • учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.
  8. Игровая и театрализованная деятельность:
    • совершенствовать умение творчески выполнять роли, импровизировать в играх – драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам.
  9. Физическое здоровье и развитие:
    • совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку;
    • содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений;
    • продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.

2. Инсценировка сказки «Бабушка Яга»

(по стихотворению В. Дробиз «8 Марта»)

Действующие лица: Рассказчик, бабушка Яга, Леший.

Картина 1

Комната. На столе стоит блюдо с пирогами.

Рассказчик. 

На 8 Марта
У бабушки Яги
На столе румянятся
Горкой пироги.
Прибрано в избушке,
Для куриных ног
Есть в чулане пара
Новеньких сапог!
Бегала бабуся
В бигудях с утра.(Появляется бабушка Яга. Бегает по комнате)
И гостей встречала
Посреди двора. (Яга убегает)

Картина 2

Лес. Леший собирает подснежники.

Рассказчик. 

Леший все подснежники
Оборвал в лесу
И кричит мне радостно.

Леший Бабушке несу. (Уходит.)

Картина 3

Бабушка Яга стоит у избушки. К ней подходит Леший с букетомцветов.

Леший. 

Здравствуй, дорогая!
С праздником тебя! (Отдает букет.)

Рассказчик. 

Чмокнула Ягуся
В щечку старичка.

Бабушка Яга целует в щечку Лешего.

Рассказчик. 

К ней с букетом тянется
И моя рука.
Если будет круглый год
Доброй, нежной, милой,
Перестанем звать ее
Мы нечистой силой.

3. Театрализованная инсценировка с музыкальным сопровождением с детьми старшего дошкольного возраста и взрослыми по сказке «Репка» (CD-R диск у автора)

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

Список литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
  6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
  7. Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
  8. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
  9. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
  10. Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
  11. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
  12. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
  13. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // Методические пособия.
  15. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
  16. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
  17. Программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр» / Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.