Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (46,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями бесполого размножения, его разнообразием.
  2. Сформировать научное мировоззрение у школьников на основе знаний бесполого размножения, используя уже известные детям, а также полученные на уроках сведения, прививать навыки самостоятельной работы, чувство коллективизма.
  3. Развивать умение работать с рисунками, таблицами, сравнивая, анализируя их и делая выводы, развивать память, интерес.

Тип урока:комбинированный урок с использованием ИКТ

Оборудование:компьютер, презентация, учебник Биология 9кл. С.М. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, лото.

Ход урока

1. Постановка проблемного вопроса.

1слайд. Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время

 ( К.Г. Паустовский)

Как вы думаете, о каком процессе идет речь?

- о размножении

Дайте определение размножению

2 слайд. Размножение – воспроизведение себе подобных

В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается

Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?

3 слайд. Тема урока.

-Размножение, его виды. Бесполое размножение

Сегодня мы поговорим о различных видах размножения в природе…..

4 слайд. Видеоролик:

Отрывок из фильма «Шестой день»

Что произошло?

-созданы клоны человека и собаки

5 слайд. Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного.

6 слайд. Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее. 

7 слайд. Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного

С помощью репродуктивного клонирования удаётся сохранять редкие виды животных. Например, в 2001 году был клонирован находящийся под угрозой исчезновения гаур, - новорожденный по кличке Ной появился на свет в Массачусетсе, но, к сожалению умер от дизентерии через 48 часов после рождения. 

В 2004 г. удалось восстановить считавшихся вымершими быков-бантенгов, а в данный момент японские учёные твёрдо намерены клонировать мамонта.

8 слайд. Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека.

Что такое клон?

-Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.

9 слайд. Клонирование - искусственный способ бесполого размножения

Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?

Проблемный вопрос:Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?

- чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения.

2. Изучение нового материала.

10 слайд.

В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:

Размножение

 

11 слайд. Формы бесполого размножения организмов

12 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )

Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения:

Наиболее простая форма бесполого размножения – деление

- Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. (как клоны)

Анимация – деление бактерий

Анимация – деление амебы

Анимация – деление эвглены зеленой

- И мы посмотрим на примере амебы, как же происходит процесс?...(делением)

- Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму.

Продольное деление эвглены

-Затем что происходит? (появляется жгутик)

- Затем? (разделяется пополам)

- В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены.

- Посмотрите они одинаковые?

(Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга).

- Кто ещё размножается таким способом?

13 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )

Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.

- образуются клоны

14 слайд. Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике)

Что общего между этими рисунками?

- Это грибы.

- Чем размножаются? (спорой и грибницей)

15 слайд. Споруляция (спорообразование)

Анимация Споруляция

Анимация спорообразование мукора

Сообщение учащихся: «Споруляция»

Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.

Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи.

16 слайд. Споруляция (спорообразование)

Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники.

У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.

- Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию

17 слайд. Множественное деление (шизогония)

Сообщение учащихся: «Шизогония»

- Материнская клетка распадается на большое количество

более или менее одинаковых дочерних клеток

- Сравните способы размножения: споруляция и шизогония

18 слайд. Полиэмбриония (однояйцовые близнецы)

19 слайд. видеоролик «Дрожжи»

Что находится в черном ящике?

После просмотра видеоролика (без звука), дети дают ответ

- Дрожжи

20 слайд. видеоролик «Почкование дрожжей»

21 слайд. видеоролик «Почкование гидры»

- Сравните способы размножения: шизогония и почкование

22 слайд. Почкование.

У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум, каланхоэ).

23 слайд. Фрагментация (Регенерация)

Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.

Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.

Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды.

- Сравните способы размножения: почкование и фрагментация

24 слайд. анимация «Вегетативное размножение»

- Образование особей из частей материнского растения (коня, стебля, листа, клубня, луковицы)

- Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение.

25 слайд. физминутка (под песню В.Высоцкого)

3. Закрепление нового материала

26 слайд. Лото

Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения)

27 слайд. заполнить на интерактивной доске таблицу «Виды бесполого размножения»

28 слайд. В чем преимущество бесполого размножения перед половым?

- быстрый рост, развитие.

- сохраняет свойства материнского организма

- не нужно находить партнёра

Сравните бесполое размножения в природе и клонирования? В чем сходство и отличие?
 Учащиеся отвечают на проблемный вопрос

4. Вывод:

Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?

- бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон.

29 слайд. Клонирование человека – этические аспекты

Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека»

30 слайд.

Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам

В чем биологическое значение размножения?

- Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением.

5. Домашнее задание

31 слайд. Домашнее задание:

с.146 -149 прочитать, ответить на вопросы 1-5

Приложение 1

30.03.2014