Урок географии по теме "О Карелии с любовью". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (57,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: создание психологически комфортных условий для формирования целостного, образного представления о Карелии – как одного из уникальных природных комплексов России

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубить знания о взаимосвязях компонентов в природных комплексах,
  • сформировать знания о природном комплексе на примере Карелии, охарактеризовав основные компоненты природы,
  • формирование целостного образа территории, его своеобразие

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки работы с картами атласа работы над анализом текста с последующим оформлением результатов в таблице, обобщение
  • осуществить межпредметные связи с историей, литературой, МХК, математикой, русским языком;

Воспитательные: воспитать нравственные и эстетические чувства, любовь к природе, желанию ее охранять; чувства любви к Родине - России.

Оборудование: физическая карта России, атлас, мультимедийная установка, приложение-таблица, презентация, интерактивная доска

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Методы и формы: эвристическая беседа, рассказ, объяснительно- иллюстративный метод с элементами частично-поискового.

План урока:

этап урока Цель этапа время
1.  Актуализация ЗУН для творческого применения знаний мотивация учащихся на восприятие основного содержания урока(демонстрация фильма) 3 
2. Обобщение и систематизация знаний(Работа в программе Hot Poteites, обобщение знаний о ПК , цель и задачи урока) - проверка усвоения учащимися материала предыдущих уроков, повторение наиболее важных вопросов содержания урока 4
3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН характеристика компонентов природы ПК, с опорой на знания учащихся, демонстрация динамической схемы из Интернета; видеоролика-формирование целостного образа территории, его своеобразие 20
4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях работа по тексту, заполнение таблицы, работа с атласом)Повторить наиболее сложные положения темы, проверить усвоение материала учащимися 6
5. Контроль и самоконтроль знаний составление карты Карелии, составление синквейна, инструкция по выполнению домашнего задания 7

Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Откройте двери ваших знаний,
Мы вместе проживем урок!

Эпиграф к уроку:

«Каждый человек обязан знать среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет»
Д.С. Лихачев

учитель: -(проверка готовности к уроку), атлас , раздаточный материал

Фильм (демонстрация)

-на уроках вы уже неоднократно убеждались в том, как красива наша Земля, как величава и необычайно красива Россия, как необычайно привлекательно место , где мы живем. Красота создана природой, а незнание законов и закономерностей в природе можно погубить всю красоту и жизнь на Земле.

-На предыдущих уроках вы рассмотрели основные составляющие природы- ее компоненты. Я предлагаю вспомнить: какие компоненты составляют природный комплекс ?На партах лист №1 , на котором даны определения компонентов природы, запишите названия компонентов-1мин. И вместе проверим!(слайд «ПК»)

Взаимодействие всех компонентов природы приводит к образованию природного комплекса(ПК)

Вспомните из курса 6-7кл: что такое ПК?

ПК существует только тогда, когда все компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют. ПК-это целостное образование, это закономерное сочетание компонентов, а не случайный набор. ПК существует на определенной территории, поэтому его можно определить как природно-территориальный комплекс(ПТК). На территории России самое большое разнообразие ПК.

В один из таких уникальных мест России мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие.

Для увлекательного путешествия нам необходим атлас стр.12, 18

(Работаем с атласом по определению ГП )

-(Карта Карелии- слайд) Карелия –республика, субъект РФ, расположена на северо-западе Европейской части России.

На западе граничит с Финляндией, С юга на север она тянется с 60° северной широты до полярного круга. С востока её ограничивает Белое море. На севере Мурманская область, на юго-западе Ленинградская область, юго-восток Вологодская, Архангельская области.

Столица Карелии г. Петрозаводск, основан в 1703г Петром 1

Рельеф(Интернет –ресурс: формирование ледникового типа рельефа)

- Современный облик Карелии сформировался на древних кристаллических породах, по которым прошел ледник. Он придал рельефу специфический облик: сглаженные валуны и скалы-«бараньи лбы», волнистые песчаные равнины, высокие галечно-песчанные насыпи- озы, каменистые гряды и кряжи- сельги, озерные котловины –все это на холмистой равнине, переходящей в Карельскую возвышенность.

Сегодня в современном облике можно встретить выступы древнего вулкана Европы Гирваса на поверхность.

Большое разнообразие пород, слагающих территорию Карелии обуславливает богатство полезных ископаемых. Мировое значение имеют слюда, полевой шпат, кварц жильный, керамические пегматиты, строительные и облицовочные материалы.

Мраморы Карелии отличаются высокой погодоустойчивостью, хорошо полируются и могут давать крупные монолиты.

- влияние на ПК оказывает климат.

ЗАДАНИЕ (Работа с картой) Используя климатическую карту России в атласе определите

- в каком климатическом поясе находится Карелия(область умеренного континентального климата)

- какой тип воздушных масс господствует над территорией?(морской арктический воздух-мАВ) Климат мягкий с обилием осадков, меняется от морского к континентальному. Зима прохладная без сильных морозов. Лето не жаркое.

Демонстрация фильма «Животный мир Карелии» (психологическая разгрузка, физкультпауза)

-Уникален органический мир Карелии: флора и фауна очень разнообразна. Большую часть территории Карелии (70 %) занимает хвойный и смешанный лес. Эндемиком можно назвать –карельскую березу- загадка природы. Ствол имеет неровности в виде бугорков или шарообразных вздутий. Древесина на стволе отличается оригинальным рисунком. По этой причине используется при изготовлении мебели, сувениров.

( Эндемики - (от греч. endemos - местный) - виды растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой территорией)

Вода- самый распространенный компонент природы Карелии.

27тыс. рек, 60 тыс.озер, вместе с болотами огромное количество качественной воды.

ЗАДАНИЕ -Используя предложенный текст по характеристике озер, сравните их и результаты сравнения занесите в таблицу, сделайте вывод.(Время на работу: 3мин).После заполнения проверяем работу.

Ладожское озеро

Самое крупное озеро Европы, содержащее в своей чаше около 910 км3 пресной воды. Максимальная длина составляет около 219 км, ширина 112 км. Наибольшая глубина в 2 раза больше, чем в Онежском озере. Ладога является неисчерпаемым источником питьевой воды для второго по величине города России - Санкт-Петербурга. Береговая линия южной части озера довольно однообразна, а северной - наоборот, сильно изрезана. В Ладожском озере около 660 островов.

В озере водится свыше 50 видов рыб. Наиболее ценные из них - лосось, палия, сиг, судак, ряпушка, хариус, а окуни и щуки достигают здесь своей предельной величины. Интереснейшим туристским объектом на озере является занесенная в Красную книгу России ладожская нерпа.

Онежское озеро

Второе по величине озеро Европы. Максимальная глубина озера 126 м и содержит в 3 раза меньше воды. Озеро вытянуто на 290 км с северо-запада на юго-восток при максимальной ширине 82 км. Береговая линия, особенно в северной части, сильно изрезана. Здесь много мысов, заливов, губ и островов. Поражает общее количество островов, оно в 2,5 раза больше, чем на Ладоге!

Для Онежского озера, особенно для его северной половины, характерен чрезвычайно сложный и контрастный рельеф дна: глубокие впадины (90 - 100 м) перемежаются грядовыми возвышенностями, глубина над которыми всего 1 - 2 м. Такое сочетание гряд и впадин создает благоприятные условия обитания для 47 видов рыб (в том числе очень ценных лососевых и сиговых пород).

Оба озера имеют ледниково-тектоническое происхождение.

Дополнительная интересная и познавательная информация к урокам географии:

  1. http://school-collection.edu.ru/- Единая Коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
  2. Google Планета Земля (Google Earth)
  3. Карты Google (Google Maps)
  4. geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира".
  5. geografia.ru - География.ру - клуб путешествий.
  6. nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы" Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях.
  7. basni.narod.ru "Странник" - справочник стран мира.

Таблица. Сравнительная характеристика Ладожского и Онежского озер.

Заполните пустые графы, прочитав внимательно текст

Признаки сравнения Озера
Ладожское Онежское
  1   Происхождение озер     
  2    Объем воды   910 куб.км3  
  3     Максимальная глубина   126 м
  4     660  
  5   Записать признак сравнения самостоятельно ( по заданному тексту)     
Вывод Сделать устно

Карелия нашими глазами

(Достопримечательности Карелии, обобщение на карте Карелии)

Слайд «Валаам»

-Отвесными скалами поднялись над Ладогой крутые берега Валаамского архипелага, в который входит свыше 50-ти островов. Большая часть из них издавна принадлежит одному из древних в России мужских монастырей. Каждодневными трудами монахов любовно обихожена здешняя земля, ими возведены строгие, но прекрасные скиты и храмы. Кроме паломников Валаам любили посещать и художники. Здесь бывали Иван Шишкин, Николай Рерих и др.

- о.Кижи в Онежском озере- знаменитый историко- архитектурный и этнографический музей –

заповедник под открытым небом.

Слайд «Марциальные воды»

_-Огромны водные ресурсы Карелии: мало кому известно, что именно в Карелии Петром 1 был открыт первый в России курорт «Марциальные воды». Свое необычное название он получил из-за железистой воды, названной в честь Марса- бога войны и железа. Ее целебные свойства не раз испытывал на себе Петр1.

Слайд «Водопад Кивач»

«Алмазно сыплется гора с высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра,
Кипит внизу, бьет вверх буграми…»

Так ярко пишет великий поэт в 1791г Гаврила Романович Державин о втором по величине равнинном водопаде в Европе- водопаде Кивач( в переводе с карельского kivi-камень)

Сегодня водопад Кивач- заповедный уголок, где запрещены все виды хозяйственной деятельности человека, здесь представлено все многообразие пород деревьев и сохранилась карельская береза. Посажены искусственные посадки березы для восстановления численности.

Фрагмент фильма « А зори здесь тихие»

Великая Отечественная война стала страшной страницей в истории Карелии: тысячи погибших в концлагерях, обездоленные и голодные в суровых условиях территории: холод, болота, гнус.

В 1972г режиссер Станислав Ростоцкий снимает худ. Фильм по одноименной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»- события 1942 г. В Карелии.

2002г. Режиссер Александр Рогожкин фильм «Кукушка»(прозвище финских снайперов)- осветил все тяготы советско-финской войны 1941-1944гг.

ВЫВОД: Карелия - уникальный природный комплекс России, где все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, взаимодействуют и очень много зависит от человека. Как в век индустриализации сохранить всю красоту, гармонию?

Домашнее задание: вы- туроператор: предложите индивидуальный тур по Карелии(учитывая, что необходимо минимально воздействовать на ранимую природу Карелии)(Можно объединится в группы по 3-4 человека)

Закрепление (рефлексия): Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

в течение 1 мин

Составьте синквейн по теме нашего урока, где

  1. Существительное

(тема синквейна, главное слово) _____________________________

  1. Глагола

(Действия, которые ассоциируются с существительным, выполняет существительное)

______________ ______________

  1. Прилагательных (Описывающие представление о существительном)

____________ _____________ ________________

предложение (фраза, передающая отношение к существительному)

___________ _____________ ____________ ________

Желающие представьте свой синквейн.

- Ребята, кому захотелось побывать в Карелии?

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно.
Спасибо. До свидания!

Приложения

3.04.2014

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306