Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра". 8—9-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель: Расширение кругозора учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Задачи:

Обучающие

  • Создать условия для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы;
  • Создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.

Развивающие

  • Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою игру и игру команды в целом,
  • воспитывать чувство уважения к жюри, членам команды, соперникам, ведущему, болельщикам, зрителям

Форма организации – урок-игра.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры. На слайдах выбранные баллы меняют цвет на экране.

Участники: 3 команды одного класса.

План:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Правила игры – 3 мин.
  3. Представление жюри – 1 мин.
  4. 1-й тур – 15 мин.
  5. 2-й тур – 15 мин.
  6. Финальный раунд – 5 мин.
  7. Подсчет очков членами жюри – 5 мин.
  8. Награждение победителей – 5 мин.

Правила игры:

Суть игры заключается в том, что три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга.

Игра состоит из трёх раундов — двух основных и финального. Каждый из основных раундов содержит 16 вопросов — 4 темы по 4 вопроса в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — в первом раунде она варьируется от 100 до 400 очков, во втором — от 200 до 500. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.

На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.

Начинается игра с того, что команда за центральным игровым столом выбирает один из 16 вопросов. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любая из команд может поднять флажок и дать ответ на него. Команды могут поднимать флажок только после последнего слога вопроса. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий.

В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, а команда получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять флажок и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение тридцати секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, которая выбирала и предыдущий.

Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы или пока не истечёт отведённое на него время (20 минут).

Ход игры

Первый тур

Категория: «Проценты»

1) (Вопрос на 100 баллов)

20% от числа 58?

2) (Вопрос на 200 баллов)

Горные лыжи стоят 16 000 рублей. Сколько будут стоить горные лыжи во время сезонной распродажи, когда на них объявлена скидка 20%?

3) (Вопрос на 300 баллов)

Билет в ботанический сад стоит 50 руб., а для групп предусмотрена скидка 10%. Сколько рублей сдачи будет получено с 2000 руб., заплаченных за проход группы из 30 человек?

4) (Вопрос на 400 баллов)

В двух автомобилях перевозилось одинаковое количество помидоров. При этом в первом автомобиле при транспортировке испортилось 20% перевозимых помидоров, что составило 96 штук. Во втором автомобиле испортилось 15% помидоров. Сколько помидоров испортилось во втором автомобиле?

Категория: «Графики»

1) (Вопрос на 100 баллов)

На рисунке жирными точками показана среднесуточная температура воздуха в Бресте каждый день с 6 по 19 июля 1981 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали - температура в градусах Цельсия. Для наглядности жирные точки соединены линией. Определите по рисунку, какая была температура 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.

.

2) (Вопрос на 200 баллов)

На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 24 января. Ответ дайте в градусах Цельсия.

3) (Вопрос на 300 баллов)

На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Томске с 8 по 24 января 2005 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, сколько дней выпадало более 2 миллиметров осадков.

4) (Вопрос на 400 баллов)

На рисунке жирными точками показано суточное количество осадков, выпадавших в Томске с 8 по 24 января 2005 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий день, в миллиметрах. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какое наибольшее количество осадков выпадало в период с 13 по 20 января. Ответ дайте в миллиметрах.

Категория: «Из истории»

1) (Вопрос на 100 баллов)

Кого или что Платон называл немым учителем? Ответ: книгу

2) (Вопрос на 200 баллов)

В истории Западного мира эта книга, после «Библии», вероятно, наибольшее число раз издана и более всего изучавшаяся. Как называется это сочинение? Кто его автор? Ответ: «Начала», Евклид

3) (Вопрос на 300 баллов)

Одно из изречений Пифагора таково: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать...». Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые? Ответ: Смотреть

4) (Вопрос на 400 баллов)

«Не гоняйся за счастьем, - советовал Пифагор, - ищи его ...»

Где, по мнению Пифагора, надо искать счастье? Ответ: «в себе самом»

Категория: «О разном»

1) (Вопрос на 100 баллов)

Исчезающая разновидность учеников? Ответ: отличник

2) (Вопрос на 200 баллов)

Документ ученика? Ответ: дневник

3) (Вопрос на 300 баллов)

Место встречи продавцов и покупателей? Ответ: рынок

4) (Вопрос на 400 баллов)

Принятая сейчас система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже 16 и 17 вв., ею уже пользовались такие известные астрономы, как Коперник и Брате.

А вот как Птолемей (2 в. н.э.) обозначал количество градусов, число минут, число секунд? Ответ: o, ', ''

Второй тур

Категория: «Изменение площади, объема»

1) (Вопрос на 200 баллов)

Как изменится площадь прямоугольника, если одну пару противоположных сторон увеличить в 2 раза? Ответ: В два раза

2) (Вопрос на 300 баллов)

Как изменится площадь прямоугольника, если одну пару противоположных сторон увеличить в 3 раза, а другую уменьшить в 3 раза? Ответ: площадь не изменится

3) (Вопрос на 400 баллов)

Как изменится площадь прямоугольного треугольника, если один катет увеличить в 4 раза, а другой уменьшить в 2 раза? Ответ: в 2 раза увеличится

4) (Вопрос на 500 баллов)

Как изменится объем куба, если ребро увеличить в 3 раза? Ответ: увеличится в 27 раз

Категория: «Площадь на клетчатой бумаге»

1) Площадь треугольника (Вопрос на 200 баллов)

Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

2) Площадь трапеции (Вопрос на 300 баллов)

Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

3) Площадь ромба (Вопрос на 400 баллов)

3.1 Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

3.2 Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

3.3 Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

4) Сумма площадей (Вопрос на 500 баллов)

Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Категория: «Площади фигур»

1) (Вопрос на 300 баллов)

Выберите верные утверждения:

а) площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;

б) площадь квадрата равна квадрату его стороны;

в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.

Ответ: б)

2) (Вопрос на 400 баллов)

Закончите фразу: Площадь ромба равна половине произведения...

а) его сторон;

б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне;

в) его диагоналей.

Ответ: в)

3) (Вопрос на 400 баллов)

По формуле S = a * ha можно вычислить площадь:

а) параллелограмма;

б) треугольника;

в) прямоугольника.

Ответ: а)

4) (Вопрос на 500 баллов)

Площадь трапеции ABCD с основаниями АВ и CD и высотой BH вычисляется по формуле:

а) S = AB : 2 * CD * BH;

б) S = (AB + BC) : 2 * BH;

в) S = (AB + CD) : 2 * BH.

Ответ: в)

Финал

Задача : Из пункта А в пункт D ведут три дороги. Через пункт В едет грузовик со средней скоростью 35 км/ч, через пункт С едет автобус со средней скоростью 30 км/ч. Третья дорога — без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней скоростью 40 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние (в км) между пунктами по дорогам. Все три автомобиля одновременно выехали из А. Какой автомобиль добрался до D позже других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге.

Подведение итогов

Награждение победителей.

Список литературы:

  1. И.В. Ященко, С.А. Шестанов. Подготовка к ЕГЭ по математике 2012.
  2. Н.Ф. Гаврилова поурочные разработки по геометрии.
  3. Интернет-ресурсы mathege.ru/ Открытый банк задач ЕГЭ.