Открытое занятие по краеведению "Хвойные деревья Кемеровской области"

Разделы: Внеклассная работа, Экономика, Экология


Занятие рассчитано на обучающихся в возрасте 9-11-ти лет.

Время занятия 40 минут.

Цель: определение роли хвойных деревьев Кузбасского региона в природе и в жизнедеятельности человека.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами хвойных деревьев, произрастающих на территории Кемеровской области;
  2. Определить в ходе беседы и выполнения заданий экологическое и эстетическое значение хвойных деревьев нашей области;
  3. Воспитывать эстетическое чувство и развивать творческие способности детей в процессе изготовления украшения из бумаги;
  4. Разучить с обучающимися песню под аккомпанемент музыкального инструмента, сделанного из дерева.

Оборудование:

  • плакаты с изображением деревьев;
  • демонстрационные изделия из разных частей дерева (ветки, кора, древесина);
  • ножницы, клей, клеёнка, цветной глянцевый журнал, нитки, зубочистки;
  • плоды (шишки) хвойных деревьев;
  • музыкальный инструмент – акустическая гитара;
  • доска, мел.

Ход занятия

Ход занятия Содержание Примечание 

Вводная часть.

 

– Здравствуйте, ребята! Очень рада снова вас видеть.

– Сегодня я расскажу вам о самых обычных растениях нашего края, а о каких – узнаете чуть позже.

На улице зима, прекрасное время года, все деревья стоят «голые», а кто знает, почему так говорят?

– Действительно, листья появляются весной, а осенью опадают. Но у нас в Кузбассе растут удивительные растения, которые и зимой остаются с листьями, ещё их называют «вечнозелёными». А что за деревья такие, вам подскажут загадки:

  1. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Хвойное)

  2. По красной свечке этажи, колечки? (Сосна)

  3. Хоть называюсь хвойным я,
    Но иглы все свои
    Я сбрасываю на зиму
    До будущей весны. (Лиственница)

  4. Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год? (Хвойное дерево)

– Молодцы. А где встречаются такие деревья?

– Действительно, мы можем увидеть их в лесу, лес, где растут кедры и сосны, называется сосновый или кедровый бор, а ещё хвойные деревья встречаются в тайге – это вид смешанного леса. Но не только в лесу можно встретить хвойные деревья, но и в населённых пунктах.

В нашем городе специально садят голубые ели, чтобы они радовали жителям глаз. А ещё есть всеми нами любимый праздник, когда мы приносим хвойное дерево домой, и оно стоит у нас несколько дней. О каком празднике идёт речь?

– Ну, конечно же, это Новый год! Кто знает, как на самом деле называется новогодняя ёлка? (Ель, пихта)

Но ёлка приносит в дом не только радость, но и пользу.

Некоторые хвойные растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать микробов, вызывающих опасные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, туберкулёз и др.) Такие вещества называют фитонцидами.

Пока я шла к вам на занятие, я собрала несколько плодов хвойных деревьев, как их ещё называют?

Правильно шишки!

Обратите внимание, перед вами висят плакаты с изображение разных деревьев. Попробуем угадать, какая шишка принадлежит какому дереву.

Вы правы! Польза деревьев велика – это очистка воздуха (деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород), некоторые деревья обеззараживают воздух, лечат людей, из них делают поделки, предметы обихода, украшения и даже бумагу!

 

 

Ответы детей: потому что на них нет листьев.

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

 

 

Педагог достаёт из берестяного ларца, сделанного по одной шишке разных хвойных деревьев (еловую, сосновую, кедровую, шишку лиственницы и шишку хмеля).

 

Обучающиеся называют дерево, плодом которого является эта шишка, и выявляют шишку, не принадлежащую к хвойным деревьям.

Основная часть

Шишки также можно использовать для изготовления поделок, но сегодня мы сделаем поделку из бумаги.

И сделаем мы браслет на руку. Но прежде, предлагаю ознакомиться с некоторыми изделиями, изготовленными народными мастерами из веток деревьев, из бересты, из древесины.

– Теперь мы приступим к самой сложной части нашего занятия, ведь украшения надевают на шею, на руки….

По-вашему, как ещё могут использоваться украшения?

– Пока дежурные раздают материал для изделия, я хочу спросить у вас, ребята, какие виды хвойных деревьев используют для поделок?

– Перед вами лежат ножницы, клей, листы цветной бумаги, зубочистки, нитка, нашбраслет выглядит вот так.

Нарезаем бумагу длинными полосками, у которых один край широкий, а второй узкий.

Берём в руки зубочистку, накручиваем на неё широкую часть (основу) бумажной полоски, она образует подобие улитки, и тонкую часть полоски заклеиваем, так чтобы не раскрутилась.

 

Педагог достаёт предметы народного промысла, украшения

 

Ответы обучающихся.

 

Кедр, у него древесина мягкая.

Демонстрация готового изделия.

Педагог показывает данную деталь.

Музыкально-игровая часть занятия

– Вижу, вы устали, занятие это интересное, но сложное, нужно немного дать отдыха пальчикам, глазкам, а поработать ушками и голосами. Я предлагаю вам спеть песню.

– Скажите, из какого материала сделан этот инструмент? Как он называется?

– Какие песни о деревьях вы знаете?

– А мы сегодня разучим песню, не только о деревьях, но и о нашей туристическо-краеведческой жизни.Кстати, древесина ели тоже используется для изготовления гитар.

– Отлично справились с заданием. Теперь, бодрые и отдохнувшие, возвращаемся к своим изделиям.

Педагог берёт в руки акустическую гитару

Обучающиеся называют песни.

Дежурные раздают листочки с текстом песни.

Песня «Мы бродили по Кузбассу» (приложение «№1) 

Обучающиеся доделывают свои украшения

Заключительная часть

А как вы думаете, почему разговор шёл о деревьях, а поделку делали из бумаги? Да потому, чтобумага тоже делается из дерева, и все ваши тетради, школьные учебники, дневники, любимые книги делают из древесины,а основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и берёзы.

Подводя итог нашего занятия,давайте ещё раз вспомним, какие деревья растут на территории Кузбасса? Нужны ли деревья людям? В чём их польза?

– Вы правы! Польза деревьев велика – это и очистка воздуха, деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, некоторые деревья обеззараживают воздух, лечат людей, из них делают поделки, предметы обихода, украшения и даже бумагу! Их использую в строительстве, и во многих других сферах жизнедеятельности человека.

Я думаю, вы согласитесь со мной – природа наш друг, её нужно беречь! Пусть девизом нашего занятия сегодня станет следующее высказывание: «Береги лес – это лёгкие нашей планеты!»

Украшение вы можете оставить себе.

Отлично поработали, молодцы! Занятие прошло успешно, на следующем занятии вы узнаете о ядовитых и съедобных грибах нашего региона.

Сейчас прибираем за собой рабочие места, и на этом наше занятие окончено. До новых встреч!

Примерные ответы обучающихся:

А, правда, почему?

Ответы обучающихся

 

Обучающиеся отвечают

 

 

 

Педагог рассказывает пословицы и поговорки о порядке и чистоте

Приложение.